«Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни»
Классный час: Здоровый образ жизни. Гигиена в нашей жизни.
Цель: формирование знаний у учащихся понятия о науке гигиене; навыков использования знаний в области гигиены в повседневной жизни.
Авиценна «Главным сокровищем жизни является не земли, которые ты завоевал. не богатства, которые у тебя в сундуках…главным сокровищем жизни является здоровье и чтобы его сохранить, надо многое знать».
Ход классного часа.
Вступление: (учитель)
В настоящее время известно более 10 000 заболеваний. Здоровье — самая большая ценность и для человека и для окружающих. Крепкое здоровье — это залог бодрости, работоспособности, долголетия. Гармония тела и духа, прекрасное здоровье, необычайная сила и острый ум всегда восхищали людей.
Вопрос студентам: А как вы считаете, что влияет на состояние здоровья человека?
Примерные ответы: питание, вредные привычки, закаливание, чередование труда и отдыха, физические нагрузки, соблюдение гигиенических правил.
Учитель: сегодня мы с вами познакомимся с тем, как соблюдение гигиенических правил позволяет нам сохранить и укрепить здоровье. А для этого сегодня мы пригласили специалистов Городского центра формирования здорового образа жизни и они нас познакомят с некоторыми гигиеническими правилами.
Предварительное задание для студентов.
Студенты должны внимательно послушать специалистов и сделать черновые записи гигиенических правил, о которых будут говорить врачи. Так как в конце беседы необходимо оформить «Гигиенический кодекс здоровья», а для этого потребуются ваши записи.
Врач – гигиенист познакомит нас с историей развития гигиены.
«Сохранение здоровья невозможно без соблюдения гигиенических правил. Наука гигиена, что в переводе с греческого – здоровый – это наука о сохранении и укрепление здоровья. Она зародилась в глубокой древности, но окончательно сформировалась во второй половине 19 века. Гигиена изучает условия для сохранения здоровья человека, правильной организации его быта, труда и отдыха, причины, вызывающие заболевания.
Массовая гигиена получила распространение лишь со второй половины 19 века, когда начинают изготавливать мыло промышленным способом, и оно становиться доступным многим. А до этого Западная Европа утопала в грязи. Так испанская королева Изабелла Кастильская заметила, что, приняв купель при рождении, она второй раз умывалась перед свадьбой. Генрих Наваррский просит свою возлюбленную: «Не мойся, милая, буду у тебя через три недели«. К воде питали отвращение. Омовение сводилось к тому, что утром лакей лил несколько капель духов на руки, а вечером королю, например, на золотом подносе подавалось смоченное с одного конца полотенце, которым он протирал руки и лицо.
На Руси активную борьбу за гигиену вёл Пётр I, хотя в народе и до его указов любили баню. В наше время, когда почти в каждом доме есть ванна, горячая вода, соблюдение правил гигиены не составляет никакого труда. В Казахстане Далел Досмухамедов – казахский учёный, живший в период становления медицинской науки нашей республики написал назидания о гигиене организма в своих трудах «Охрана здоровья школьников» , «Жизнедеятельность человека».
Учитель: Сохранение здоровья неотъемлемо от заботы о состоянии кожи, зубов, волос, ногтей. Достичь успеха можно следуя гигиеническим рекомендациям. Сейчас врач-дерматолог напомнит нам основные гигиенические навыки по уходу за телом, кожей.
Врач – дерматолог.
« Одно из основных правил ухода за телом – ежедневный душ утром и вечером. Ведь на поверхности тела скапливаются грязь и пыль, осевшие из воздуха, отмирающие клетки кожи, сальные и потовые выделения. Чистая кожа защищает организм от солнечных лучей и бактерий, помогает поддерживать постоянную температуру тела. Грязная с такими задачами справиться не может, и человек страдает от перегрева, инфекции. Без воды любые дезодоранты и антиперспиранты бессильны.
Подмышки и половые органы обязательно промывают с мылом или гелем. Более основательные и тщательные омовения – приём ванны, сеанс в бане или сауне – необходимы не реже раза в неделю. До мытья на тело желательно нанести скраб – косметический препарат, способствующий отшелушиванию клеток верхнего, меняющегося слоя кожи. Во время мытья лучше пользоваться не губкой, а достаточно жёсткой мочалкой из натуральных материалов.
Так называемые предметы личной гигиены должны быть действительно личными. Пожалуй, главную опасность таят зубные щётки. В остающихся на них невидимых частицах крови могут содержаться опасные вирусы. А через полотенца и мочалки передаётся чесотка (её вызывает чесоточный клещ). Очень внимательным следует быть в бане и бассейне. Ходьба босиком в этих местах, особенно при мелких порезах и трещинах на ступнях, чревата грибковой инфекцией.
Перед употреблением душем полезно сделать лёгкую разминку. Подойдёт всё: гимнастика, бег, аэробика, йога, танцы. Главное, чтобы движение доставляло радость. Необычайно полезен массаж.
В систематической заботе нуждаются и ноги, и руки. Кожа ног, главным образом на ступнях, изобилует потовыми железами. Ноги быстро пачкаются, а больше всего грязи собирается между пальцами, где пот испаряется медленно. Поэтому поверхностный слой кожи быстро размягчается и легко пропускает инфекцию. Мойте ноги ежедневно, а летом 2-3 раза в день. Вытирайте насухо, промокайте полотенцем влагу между пальцами, иначе могут образоваться опрелости. На сухие ноги хорошо нанести детскую присыпку – это хорошее средство против потливости. Ну а если сильно потеете, то откажитесь синтетических носков и обуви из искусственных материалов, способствующих к тому же потёртостям и грибковым заболеваниям.
Учитель: Ребята, я уверена, что вы все следите за здоровьем зубов и полости рта и выполняете все гигиенические требования. Сегодня в гостях у нас врач – стоматолог, который напомнит нам основные гигиенические требования по сохранению здоровья зубов. От их состояния во многом зависит наше общее здоровье.
Врач- стоматолог. Зубы, будучи крепкими и здоровыми, они не только делают неотразимую улыбку. Зубы обеспечивают измельчение пищи, помогая всей системе пищеварения. Теряя зубы, человек вынужден менять свои гастрономические привычки, отказываться от жёсткой пищи и постепенно переходить на каши и пюре, а этому вряд ли кто-то будет рад. Ну и само собой, нездоровая среда в полости рта способствует размножению бактерий и инфекции.
Помните, что если вы хотите добиться хорошего статуса в обществе, без нормальных зубов не обойтись. На зубы всегда обращают внимание и от собеседников с гнилыми зубами стараются быстрее избавиться. Поэтому не только ваше физическое состояние, но и ваше настроение, и, возможно, успешный жизненный путь во многом зависит от здоровья зубов. Здоровье зубов зависит от правильно подобранной щётки. Щётки бывают очень жёстки, жёсткие, средние, мягкие. Ваш выбор зависит от здоровья ваших дёсен. Хорошо выбирать щётку, у которой щетина разной длины. Они очень удобны для чистки всех поверхностей зуба. Следует отметить, что головка щётки не должна быть очень большой – не более 3 см. Щётка должна накрывать два зуба, в противном случае она чистит не достаточно хорошо. Рекомендуется использовать электрические щётки, т.к. они совершают больше движений, чем рука и лучше массируют дёсны. Также очень полезно использовать нить для зубов – она позволяет более тщательно прочистить промежутки между зубами. Абсолютно всем рекомендуется и душ для полости рта: сильную струю воды нужно направить горизонтально в промежутки между зубами. Таким образом можно постепенно удалить налёт и отложения в так называемых «карманах»
Но главное, независимо от модели используемой щётки не забывайте чистить зубы по два раза в день, а лучше каждый раз после еды. Зубы необходимо чистить в течении не менее 3 минут. И чистить нужно как следует все поверхности зубов. На нечищеных зубах моментально образуется зубной налёт, основную массу которого составляют кариесогенные микробы, а другую часть – питательная среда для них. Даже на чищенных зубах появляется небольшой органический налёт сразу, правда, правда , очень слабый и неболезнетворный; нечищеные зубы покрыты им сплошь.
И в заключении я хочу сказать, что никакая самая популярная жевательная резинка не заменит чистки зубов. Жвачка считается одним из самых популярных средств для освежения полости рта. Однако злоупотребление жевательной резинкой может испортить зубы. Пока жвачка механически удаляет с эмали налет, входящие в ее состав заменители сахара (сорбитол, ксилит, мальтит, манит) оказывают слабительное действие. Кариеса, может, и не будет, но проблемы с кишечником обеспечены. Жевательная резинка испортит ребенку прикус. В детстве челюстно-лицевой сустав находится в стадии формирования, а постоянное жевание вызывает деформирование суставов, соединяющих челюсти. Кроме того, к жвачке у детей быстро развивается привыкание такое же стойкое, как у взрослых к кофе и сигаретам. Поэтому стоматологи рекомендуют употреблять жевательные резинки не больше 5-10 минут. Нельзя жевать резинку на голодный желудок – это приводит к неблагоприятным последствиям у пациентов, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Жевание запускает работу всего тракта, желудок начинать выделять соки для переваривания пищи. А так как пища не поступает, желудок начинает переваривать собственную слизистую оболочку, отсюда – хронические гастриты, панкреатиты и колиты. Что бы ни обещала реклама, нужно уяснить: ни одна жевательная резинка не заменит обязательную чистку зубов.
Безусловно, в некоторых ситуациях жевательная резинка может принести пользу. Например, если вас укачивает в автомобиле, пожуйте жвачку и тошнота отступит. Также жвачка является предметом первой необходимости во время путешествия на самолете. Жевание жвачки и, как следствие, глотание слюны помогут при закладывании ушей. Но злоупотреблять жвачкой не стоит.
Учитель: Также сегодня у нас в гостях гастроэнтеролог, врач, который ещё раз напомнит нам гигиенические правила приёма пищи.
Врач – гастроэнтеролог. Признаком здоровья является в частности, хороший аппетит. В рационе не должно быть много сахара, соли и животных жиров. Правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами, съедобными травами. Какими бы экологически чистыми ни были овощи и фрукты, они всё равно могут подвести человека, если пренебрегать простым и важным правилом: мыть нужно не только руки перед едой, но и продукты, которые употребляют в пищу сырыми. Ведь на их поверхности нередко обитают возбудители заразных болезней. Мыть необходимо всё, что растёт на кусте, дереве или рядке, если даже сорвано секунду назад. Учёные установили, что, например, возбудители дизентерии сохраняют активность на зелени до суток, на малине – трое, на клубнике и землянике – около четырёх, на огурцах и капусте – шесть, на винограде – неделю, а на помидорах – восемь суток. Всего лишь за одну немытую ягоду пройдется расплачиваться неделями кишечного расстройства. А есть риск подхватить и кое-что похуже: например, кишечного паразита — примитивного червя, который вырастет из маленького яичка, проглоченного вместе с клубничкой или листиком салата. Поэтому еда и чистота – понятие неразделимое.
Учитель: Сегодня к нашей беседе присоединяются врач офтальмолог и хирург, которые дадут практические советы для работы с персональным компьютером.
Врач – офтальмолог. « Кажется, ещё совсем недавно компьютеры были размером с железнодорожный вагон и водились лишь в храмах высокой науки. А ныне они стали неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Но, экономя время людей, предоставляя поистине сказочные возможности, компьютер требует плату. Платят, причём своим здоровьем те, кто не соблюдает правила работы с «персоналкой».
Когда человек вглядывается в экран компьютера, то смотрит сквозь текст прямо на источник света, что довольно вредно для глаз. К тому же рядом электрические лампы, солнечный свет из окна. Разница в интенсивности свечения экрана и других источников света нагружает глаза. Кроме того, экран компьютера мерцает – так быстро, что это не заметно, но для глаз всё же ощутимо. Словом, глазам приходиться потрудиться. Сберечь зрение можно, работая только с хорошим монитором и используя защитные экраны. Они позволят справиться с вредным излучением монитора. Вот ещё несколько правил для тех, кто работает за компьютером.
монитор должен располагаться на расстоянии 60-70 см от глаз и чуть ниже их уровня – так, чтобы смотреть на экран немного сверху. В этом случае глаз не пересыхает.
необходимо отрегулировать изображение на мониторе, так чтобы картинка не была слишком яркой, иначе глаза будут сильно уставать.
освещение в комнате нужно подобрать так, чтобы по сравнению с ним свечение экрана не было ни слишком ярким, ни чересчур слабым.
текст следует набирать крупными буквами (не менее 14-го кегеля при 100% просмотре)
лучше не смотреть в экран безотрывно. Каждые 10-15 минут отводите глаза – ведь глазные мышцы устают, даже если в трудовом порыве утомление незаметно.
Подобно любому электроприбору, компьютеры сушат воздух. Поэтому в помещениях, где они работают, полезно ставить цветы и аквариумы, испаряющие воду и повышающие влажность.»
Я передаю слово моему собеседнику врачу-хирургу. Он расскажет вам, как необходимо сидеть за компьютером.
Врач-хирург. « Многочасовые бдения у монитора грозит сильными головными болями, слезотечением, снижением остроты зрения. И не только этим. Кто, проработав за клавиатурой на едином дыхании целый день, не чувствует, что «лапы ломит и хвост отламывается». Чтобы избежать подобных проблем, следите за осанкой. Сидеть за компьютером нужно правильно:
Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.
Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного в перед.
Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рабочей позы при работе компьютере, позволять изменять позу с целью снижения напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности. Тип рабочего стула (кресла) должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с учетом роста пользователя.
За компьютером не рекомендуется проводить больше 4 часа в сутки, а раз в 40 минут нужно отойти от своего электронного друга и устроить десятиминутный перерыв. А за это время не поленитесь сделать гимнастику для разгрузки глаз.
О зарядке для глаз расскажет вам мой коллега Врач – офтальмолог.
Врач – офтальмолог. (продолжение) Подойдите к оконному стеклу, зафиксируйте на нём чёрный кружочек диаметром 5 мм на уровне глаз. Найдите за окном объект, который находится далеко, например, дерево или здание, рассматривайте его на протяжении 30 сек. Затем закройте глаза также на 30 секунд. Откройте глаза и сфокусируйте свой взгляд на кружочке на окне и смотрите на него в течение 30 сек. Упражнения повторите несколько раз, после чего глаза отдохнут. И ещё, надо обязательно, хоть раз в неделю накрывать своего друга чехлом, словно клетку с наскучившим попугаем, а освободившееся время освободить для общения с реальными а не с виртуальными друзьями и родственниками, для спорта, поездок на природу и т.д. В зависимости от того, как мы сами ведём себя с ним, компьютер может быть хорошим и плохим, вредным и полезным. В руках знающего пользователя он совершенно безопасен – подобно тому, как дрессированный тигр рядом с опытным укротителем ведёт себя послушнее комнатной киски.
Учитель: в заключении хочу дать слово нашему корреспонденту. Он получил интересные новости из Лондона, с которыми хотел бы с нами поделиться.
Причина роста числа подобных фатальных исходов заключается в игнорировании правил гигиены
От бактерий, поселившихся на мини-компьютерах и мобильных телефонах, в Великобритании только в прошлом году умерли 750 человек. Об этом свидетельствуют данные, обнародованные здесь исследовательской организацией «Коу-оп».
Как сообщили эксперты, причина роста числа подобных фатальных исходов заключается в игнорировании правил гигиены. «Все больше британцев пользуются современной техникой в туалетах, а затем плохо, или вообще не моют руки», — отметил руководитель исследования Джон Нутталл.
По его словам, в настоящее время каждый третий в Соединенном Королевстве использует в туалете мобильники, а каждый 25-й — лэп-топы. В то же время каждый третий, согласно статистике, не моет руки с мылом после посещения туалетной комнаты, а каждый пятый — вообще их не моет.
«Растущая тенденция использования техники в туалетах увеличивает риск распространения инфекции, которой подвергаются сотни тысяч людей, — заявил Нутталл. — Симптомы воздействия этих бацилл очень неприятные, а в некоторых случаях заканчиваются фатальным исходом».
Ранее британская пресса сообщила о том, что на обычных мобильных телефонах число бактерий бывает даже выше, чем на «ручках в туалете». К таким выводам пришли британские ученые, изучившие мазки, снятые со многих десятков переносных устройств. На некоторых образцах исследователи обнаружили в «18 раз большую концентрацию живых бактерий по сравнению с ручкой спускного рычага унитаза в мужском туалете».
Список самых опасных домашних предметов
Лидером в антирейтинге стала клавиатура.
Британские ученые в ходе исследования выяснили, на каких предметах в доме собирается самое большое количество бактерий и микробов.
Эксперимент, проведенный учеными, засвидетельствовал, что одним из самых опасных предметов в доме является обычный плюшевый медведь. Любимая детская игрушка собирает такое количество микробов и бактерий, которые могут вызвать пищевое отравление, серьезные кожные заболевания, и даже заражение крови. Медики отмечают, что детские игрушки нужно регулярно дезинфицировать, и стирать их с помощью стиральной машинки и специальных порошков.
Второе место в рейтинге заняли дверная ручка холодильника, на которой обнаружили сальмонеллу.
Антилидером в списке стала компьютерная клавиатура, на которой собирается 33 миллиона бактерий и 10 миллионов видов плесени.
Учитель: Сохранение здоровья – это регулярный труд. Сейчас вы молоды и здоровы. Но не стоит обольщаться – о сохранении здоровья следует помнить всегда. И в заключении попробуем составить основные положения кодекса здоровья.
(на доске вывешивается лист бумаги с заголовком «Гигиенический кодекс здоровья» и маркером запишите положения, используя прослушанные материалы)
Примерные ответы учащихся.
ежедневно принимать душ утром и вечером
принимать ванну не реже одного раза в неделю
чистить зубы 2 раза в день по 3 минуты, не менее.
мыть все сырые продукты перед употреблением в пищу
мыть ноги ежедневно……
5.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни
Гигиена как наука
Соблюдение правил гигиены и ведение здорового образа жизни обеспечивает человеку увеличение продолжительности жизни, улучшение ее качества, позволяет защититься от многих заболеваний.
Гигиена – это один из разделов медицинской науки, исследующий воздействие условий жизни и труда на здоровье.
Объектами ее изучения являются факторы внешней среды и реакции на них человеческого организма.
Прикладная ее область, названная санитарией, направлена на разработку нормативов и мероприятий по профилактике воздействия различных негативных факторов.
Основными отраслями гигиены являются:
Общая. Во многом пересекается с экологией, в ее ведении находится разработка норм предельно допустимых концентраций химических веществ, уровня шума.
Личная. Исследует проблемы сохранения здоровья, разрабатывает правила индивидуального поведения. По результатам этих исследований ведутся воспитательные и пропагандистские мероприятия.
Личная и общественная гигиена
Личная и общественная гигиена позволяет обеспечить эффективность профилактических мер против многих инфекционных заболеваний, а также остановить их распространение. В плотной человеческой популяции вероятность заражения дерматомикозами, паразитами, вирусными и бактериальными патогенными микроорганизмами очень велика. Соблюдение общеизвестных правил позволяет минимизировать эти риски.
Очень опасны многие инфекции, переносчиками которых являются животные. Несоблюдение правил обращения с ними, отсутствие привычки мыть руки приводит к повышению вероятности заражения кровососущими паразитами, грибковыми инфекциями.
Личная гигиена не сводится только к периодическому мытью тела. К этой области знания относятся и другие риски и вопросы их минимизации:
борьба с вредными привычками. Курение, употребление алкогольных напитков, неразборчивость в пище, употребление психоактивных веществ – все это приводит к преждевременному износу организма, существующему в состоянии хронического отравления и возникновению хронических заболеваний. Злоупотребление такими веществами приводит и к нарушению репродуктивной функции – возникновению мутаций в геноме гамет и рождению детей с нарушениями, бесплодию;
повышение иммунитета. Это достигается не только приемом витаминов, но и двигательной активностью, закаливанием, расширяющими адаптивные возможности организма;
снижение уровня стресса. Психологическая гигиена тоже очень важна для сохранения здоровья – сохранение внутреннего эмоционального баланса, отработка самоконтроля методами аутотренинга и сознательным внедрением полезных привычек способствует улучшению качества и продолжительности жизни.
Для возникновения устойчивой привычки достаточно срока в две недели.
Занятие «Гигиена, как важнейший элемент здорового образа жизни»
ЗАНЯТИЕ
«ГИГИЕНА, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Цели и задачи: популяризация ЗОЖ;
-ознакомление учащихся с одним из основных факторов ЗОЖ;
-воспитание у учащихся чувства уважения к культурно-историческому опыту наших предков;
-развитие у учащихся творческой инициативы
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50 % именно от образа жизни и одним из важнейших элементов его является гигиена.
Наше занятие проходит в форме эвристической беседы с элементами викторины. Поэтому нам следует разделиться на несколько команд по 3-5 человек в каждой. На каждом этапе викторины на вопросы отвечает 1 участник команды. В случае неправильного ответа остальные участники команды могут оказать помощь, но итоговый результат будет на 0,5 балла меньше.
Итак, начинаем.
Вот первое задание. Вы видите мыло, расческу, маникюрные ножницы, флакон с духами, зубочистку (показ). Выберите, что из этих вещей было известно человеку еще в глубокой древности, а что появилось сравнительно недавно. Удивительно, но все это было изобретено человеком уже несколько тысяч лет назад! Да, еще в Древнем мире люди всерьез задумывались о гигиене и ее роли в здоровом образе жизни.
Гигие́на (греч. hygieinós, здоровый[1]) — раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры, направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.
Название «гигиена» («здоровье», др.-греч.) произошло от имени древнегреческой богини здоровья Гигиеи , дочери древнегреческого бога врачевания — Асклепия[7][8].
Однако, не древние греки были пионерами в вопросах гигиены. 4 тыс. л. назад в Египте мылись чуть не каждый день, в то же время в Индии строили водопроводы и канализации. А в Древнем Шумере изобрели то, чем мы до сих пор пользуемся каждый день:
-мыло
-зубная паста
-мочалка
И все же, в те далекие годы именно Египет в области гигиены шел «впереди планеты всей». Так египтяне чистили зубы:
-зубной пастой
-содой
-соком папируса
По сообщению древнегреческого историка Геродота, «египтяне пьют воду из медных сосудов, которые чистят..»
-раз в месяц
-раз в неделю
-каждый день
Тот же Геродот отмечает, что египтяне «обрезают волосы, чтобы…
-быть красивее
-голове было легче
—избежать вшей
В 1-м тыс. л. до н.э. пальма первенства в гигиене переходит к античному миру – Древней Греции и Риму. Греки очень тщательно следили за чистотой своего тела. Так, принято было натирать тела маслом, а потом счищать их специальным скребком. А вот масло для натирания использовали
-сливочное
-оливковое
-подсолнечное
В кон. V в. до н.э. великий ученый и врач Гиппократ написал первый научный труд о гигиене. Он назывался «О здоровом образе…»
-жизни
-бытия
-отдыха
Значительный шаг вперед в области гигиены сделал Рим. Древнеримские акведуки для водоснабжения, сточные канавы для удаления отбросов можно по праву считать инженерным чудом в то время. Предпринимались попытки проводить санитарный надзор за строительством, пищевыми продуктами, даже пытались ввести должности санитарных чиновников. Наиболее ярко любовь к гигиене нашла воплощение в римских банях – «термах». За очень умеренную плату их могли посещать даже рабы. Любопытно, что в термах не только мылись, но и:
-занимались спортом
-смотрели бои гладиаторов
-смотрели театральные представления
А вот любопытное заявление римского императора Веспасиана (I в.) – «Деньги не пахнут», напрямую относилось к вопросам гигиены. Оно было связано с
-ужасной антисанитарией на монетном дворе
-введением платных туалетов
-неприятным запахом, исходившем от купцов и менял
Древние славяне то же были не чужды стремлениям к гигиене. Например, для профилактики эпидемий одежду больных :
-стирали водой с содой
-сжигали
-оставляли в холоде
Факты о древнерусской гигиене попали даже в «Повесть временных лет» (XII в.). Описывая странствия апостола Андрея, того самого, первого ученика Христа, Нестор-летописец отмечает такую бытовую сценку: «…И возьмут себе прутья и бьют себя сами… И то творят мовенье себе, а не мученье». О чем идет речь?
-о банях
-о лечебном избиении
-о древнем обряде хлестания вербой
Вообще на Руси баня играла огромную роль. Согласно поверью в ней даже жил своенравный и капризный дух. Его звали:
-Мыльник
-Банник
-Чистюля
Иногда хозяева не могли построить отдельное помещение для бани. Тогда они устраивали импровизированную баню в:
-в подвале
-в горнице
-в печи
Посещение бани на Руси носило даже строгую временную регламентацию. Мыться в банях было принято по
-субботам
-воскресеньям
-пятницам
В XVI в., при Иване Грозном вышла в свет книга «Домострой», представлявшая собой своеобразную энциклопедию домоводства. В ней была масса советов, связанных с гигиеной. К примеру, хозяйкам советовали после мытья посуды ставить стаканы вверх дном. Это делалось для того, чтобы:
— в стакан не залез «нечистый дух»
— в стакан не забрались тараканы
-оставшаяся вода стекла из стакана
В Западной Европе некоторые правила гигиены получили «путевку в жизнь» только благодаря войнам. Так в XI-XIII вв. европейские рыцари совершили ряд походов на Ближний Восток («крестовые походы»). Познакомившись там с мусульманской культурой, они привезли домой привычку:
-мыться мылом
-ковыряться в носу
-стричь ногти
А в Италии уже в XIV в. догадались для обеззараживания и дезинфекции помещений мыть их раствором
-кислоты
-хлорки
-духов
Для того, чтобы спастись от неимоверной грязи на улице средневековых городов, местные жители применяли довольно оригинальные методы
-брали вторую обувь
-перемещались только на лошадях
-использовали ходули
В той же Европе гигиена влияла даже на моду. Так, в Париже около 500 лет назад вошли в моду широкополые шляпы, потому что:
-они защищали кожу лица от яркого солнца
-они защищали от дождя
-они защищали от помоев, которые выплескивали прямо из окон
Кроме того, в Европе у богатых людей было очень популярно нижнее белье из шелка, потому что оно
-было красиво
-легко стиралось
-спасало от блох
В XVII в. французский король Людовик XIV издал специальный указ, против неприятного запаха исходящего от придворных. Согласно указу, прежде чем явиться во дворец, человек был обязан
-надушиться
-вымыться
-вообще не ходить во дворец
Но пожалуй, самой яркой победой на «гигиеническом фронте» Людовика XIV была капитальная уборка всего Парижа в 1662 г. В честь этого события
-был установлен памятник
-была выбита памятная медаль
-был введен титул «почетного дворника».
Из всего вышесказанного видно, что идея гигиены имеет длительную историю, чуть ли не с каменного века. Не закончена она и в наши дни. Новые открытия в области медицины, санитарии и гигиены изменяют наш взгляд на привычные вещи буквально ежемесячно. Однако, общие принципы, ведущие к здоровому образу жизни и долголетию, остаются прежними.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Гигиена и профилактика заболеваний.» (10 класс)
Технологическая карта проведения классного часа
«ЗОЖ. Гигиена и профилактика заболеваний»
воспитателя 6 учебного курса Смирнова В.В.
Цель
Развитие у суворовцев представления о том, как можно сохранить и укрепить свое здоровье, соблюдая личную гигиену. Помочь им развивать в себе привычку к здоровому образу жизни
Основные понятия
Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни, вредные привычки, профилактика заболеваний
Планируемые результаты
личностные
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, установка на здоровый образ жизни
метапредметные
познавательные
Использовать элементы причинно – следственного анализа
регулятивные
Адекватно воспринимать предложения товарищей и другие мнения по обсуждаемым вопросам
коммуникативные
Уметь развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства
Ведущая технология
Технология диалога (дискуссии)
Ход занятия
Время
(мин.)
Вступление в контакт. Введение в проблему
Предъявление проблемной ситуации,
упражнение Джеффа.
5
Уточнение предмета общения и предметных позиций (мнений) участников
Анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему; постановка проблемных вопросов.
5
Выдвижение альтернативных вариантов
Альтернативный выбор (тест «Я и мое здоровье).
5
Конфронтация участников
Дискуссия с целью развития коммуникативных умений и навыков суворовцев по вопросу: «Важно ли нам соблюдать правила здорового образа жизни?»
Установление эмоционального контакта при работе в команде, прислушиваясь к мнению оппонентов и единомышленников. Обеспечить активную жизненную позицию.
10
Обсуждение и оценка альтернатив, поиск элементов сходства
10
Установление согласия через выбор наиболее приемлемого или оптимального решения
Выбор позиции в отношении здорового образа жизни. Определение личностного отношения.
Выбор действия в соответствии с выбранной позицией.
5
Подведение итогов. Рефлексия
Совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы и позитивного вклада каждого в общую работу. Вопросы к анализу суждений и мнений участников классного часа. Обоснование своего выбора.
5
Во
Конспект классного часа
Определение темы.
В связи с существующей проблемой обозначить предмет разговора с суворовцами.
Здравствуйте, товарищи суворовцы! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? (Слушаю высказывания суворовцев.) Наверно, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Сегодня у нас классный час посвящен здоровому образу жизни человека.
Коллективное целеполагание.
Определить цель занятия, приучать суворовцев к необходимости определять цель любого действия.
Сейчас я буду произносить некие спорные утверждения и предлагаю каждому из Вас высказать свое отношение к ним. Если Вы согласны с утверждением, которое я произношу, то встаете под табличку «ДА», если не согласны — под табличку «НЕТ», если для Вас ближе ответ «МОЖЕТ БЫТЬ», то встаете под среднюю табличку.
После того, как все определились с ответом, каждый может высказать свое мнение, объяснить свою позицию.
Относительно этих высказываний есть ряд важных правил, которых мы будем придерживаться:
1. Если Вы хотите высказаться, поднимите руку и, когда я Вас назову, то Вы сможете сказать то, что считаете нужным;
2. Говорит только один человек;
3. Свое высказывание лучше начинать с обозначения позиции («Я считаю…, потому что»)
4. В рамках упражнения запрещено спорить или отвечать на мнения других, только высказывать собственное отношение к проблеме. Каждое мнение ценно и мы будем тренироваться в том, чтобы слышать точки зрения и аргументы, отличные от наших собственных. Это цель упражнения.
Вопросы:
Здоровый образ жизни – это мода?
Дополнительные вопросы для тех, кто ответил «ДА»: «Что такое мода? Это временное явление? Ты слепо будешь следовать за общей массой?» К тем, кто ответил «НЕТ»: Почему вы так считаете, аргументируйте ответ
Здоровый образ жизни – это необходимость?
Дополнительные вопросы к тем, кто ответил «НЕТ»: «Смог ли ты добиться , например спортивных результатов, спонтанно, т. е. сразу?» для тех, кто ответил «ДА»: Почему?
Здоровому врач не нужен?
Дополнительные вопросы сначала к тем, кто ответил «НЕТ»: Почему вы так считаете?
потом к тем, кто ответил «ДА»: «Как ты узнаешь, что здоров? Почему мы регулярно проходим мед. осмотры?»
Здоровье человека в его руках?
Дополнительные вопросы для тех, кто ответил «ДА»: «А давайте подумаем, насколько заботливы эти ваши руки?»
(Слайд №1) Наша тема будет звучать так: «Важно ли суворовцу соблюдать правила ЗОЖ?». У нас определились разные позиции по этому вопросу, поэтому я предлагаю форму дискуссии. Каждый имеет право на собственное мнение по любому вопросу, но без прямой критики личности (подвергнуться критике может только идея). И еще: все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
3.
Обсуждение темы.
Постановка проблемных вопросов.
Немного позже мы еще раз вернемся к вашим вариантам ответов и вашему мнению по обсуждаемым вопросам, а сейчас проведем несложный тест.
Тест «Я и мое здоровье»
Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Лучше при ответах быть откровенным, ведь полученная информация по результатам тестирования, дает возможность поразмышлять над своими привычками и понять, что же нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке на долгие годы. Этот тест анонимный и после его проведения свои результаты вы можете оставить себе или уничтожить.
Думая над ответами, применительно к некоторым утверждениям, мысленно подставляйте слова «как правило». Таким образом, если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да», если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет».
( На слайде № 2 вопросы теста) 1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы начинает болеть голова.
3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания.
5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.
6. Последнее время несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
Обработка результатов: за каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и посчитайте сумму.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.
Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если набрали от 7 до 10 баллов. Но вам все же лучше задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые влияют на ваш организм.
Исходя из результатов теста и обсуждаемых вопросов, кто из вас может с полной уверенностью заявить: «Я считаю, что виду здоровый образ жизни». – табличка «ДА», остальные – табличка «НЕТ».
Видите, у нас сформировалось две группы , в которых вы должны выбрать по одному старшему. Старший будет определять выступающего в группе (помните об ответственности старшего – если группа не может дать ответ, отвечает старший). У вас 1 минута на выбор и на знакомство со структурой ответа. Задайте вопросы, если они возникнут.
Раздаю для групп структуру выступления оппонентов – ПОПС-формулу.
4.
Подготовка к групповой работе.
Эффективная организация групповой работы.
Знакомлю группы с правилами ведения дискуссии (Слайд №3).
Прежде чем начать дискутировать, нужно определиться с терминами.
Как вы понимаете, что такое здоровье?
Я сейчас предложу вашему вниманию определение здоровья, которое дала Международная организация охраны здоровья. Сравните то, что увидите на слайде, с тем, что вы сказали и назовите то, что отличает ваше определение от увиденного.
(Слайд №4)
(Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических нарушений).
Что является составляющим здорового образа жизни?
Посмотрите на (Слайд №5): что не было названо в ваших ответах?
— занятия спортом
— личная гигиена
— распорядок дня
— правильное питание
— полноценная духовная жизнь (дружеские взаимоотношения)
— отсутствие вредных привычек
5.
Дискуссия.
Создавая доброжелательную деловую атмосферу, ориентировать на совместное решение Сформировать у суворовцев ценностное отношение к своему здоровью.
Итак, у нас две группы, которые представляют 2 позиции.
Первое задание — ответ на вопрос: «Почему для суворовцев ЗОЖ – это необходимость?»
Первая группа обосновывает свой ответ, вторая поясняет, почему можно обойтись и без этого.
Перед выступлением групп: группа-оппонент внимательно слушает и готовит контр-аргументы.
Замечательно, вы справились с задачей. Ситуация: помните, 16 января мы с вами проходили медицинскую комиссию на приписное свидетельство в военкомате? А помните, как некоторые из вас «дрожали» перед кабинетом окулиста? В связи с этим хочу предложить вам один видеоролик (зрение). Вы увидите выступление доктора Жданова, специалиста по вопросам здоровьесбережения. Предлагаю найти в ролике аргументы в защиту своей позиции. (Слайд №6)
Реклама ролика целиком – упражнения для коррекции зрения.
Выбирая позицию в отношении ЗОЖ, мы часто ориентируемся на звёзд, известных людей и их отношение. Всегда ли эти люди могут служить примером? (Слайд №7)
Предлагаю вам посмотреть ещё один ролик и ответить на вопрос, каково ваше отношение к этому пристрастию?
А что бы вы посоветовали своему товарищу, если бы он занимал подобную позицию?
6.
Подведение итогов. Рефлексия.
Обобщить материал классного часа. Способствовать осмыслению материала классного часа.
Обмен мнениями, впечатлениями, эмоциями.
Помните, мы отвечали на вопросы в начале занятия. Давайте проверим, не изменилось ли наше мнение. (Слайд №8)
Здоровый образ жизни – это мода?
Здоровый образ жизни – это необходимость?
Здоровому врач не нужен?
Здоровье человека в его руках?
— Кто-то изменил свою позицию? Почему? О чем заставило задуматься сегодняшнее мероприятие?
— Что вы чувствовали когда ваш выбор был против всех остальных? — Что чувствовали по отношению к тем, кто давал ответы противоположные вашему?
— Менялось ли при этом ваше мнение?
Что запомнилось или произвело впечатление из того, что увидели, услышали на нашем классном часе?
Ребята, я далёк от мысли, что наш классный час перевернул ваши представления о ЗОЖ. Каждый имеет право на свою точку зрения. Но, я надеюсь, наш сегодняшний разговор заставил вас задуматься о своей жизни и своём здоровье. (Слайд №9) Спасибо вам, товарищи суворовцы, за обсуждение. До свидания.
Гигиенические основы здорового образа жизни
47
Здоровый образ
жизни
Согласно определения
ВОЗ здоровье – это состояние полного
физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие
болезней и дефектов.
На состояние
здоровья влияют многочисленные факторы.
Основными из них являются наследственность
(20%), экология (20%), образ жизни (50%), уровень
развития здравоохранения (10%).
Человека
с самого рождения преследуют различные
болезни -гиповитаминозы и авитаминозы,
анемии, ожирение, аллергозы, простудные,
желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые
и другие заболевания. Они омрачают жизнь
и не дают человеку наслаждаться красотой
и величием окружающего мира. В борьбе
с этими болезнями он растрачивает свою
энергию, и не остается уже сил на
творчество и созидание. Человек нередко
рано уходит из жизни, так и не реализовав
себя полностью, не успев сделать то, для
чего он появился на свет, не познав
мудрость природы. И виной тому часто
являются неблагоприятные факторы,
преследующие его в течение всей жизни,
многие из которых он создал для себя
сам.
Ученые
из разных областей науки отмечают, что
основными причинами ухудшения состояния
здоровья современного поколения людей
является низкая культура здорового
образа жизни, безответственное отношение
к своему здоровью, низкое материальное
обеспечение учреждений здравоохранения,
спортивных и учебных заведений.
Сегодня
науке достоверно известно, что повышение
уровня здоровья связано, в первую
очередь, не только с развитием медицины,
но и с сознательной, разумной работой
самого человека по восстановлению и
развитию жизненных ресурсов, по
превращению здорового образа жизни в
фундаментальную составляющую образа
«Я».
Человеку
следует переориентироваться с лечения
болезней, то есть «вырывания сорняков»,
на заботу о своем здоровье; понять, что
причина нездоровья, прежде всего, в
равнодушии человека к самому себе, в
освобождении благодаря цивилизации
человека от усилий над собой, следствием
чего становится разрушение защитных
сил организма.
Важным
компонентом политики здравоохранения
в области укрепления здоровья является
реализация «Концепции сохранения и
укрепления здоровья населения РФ
методами и средствами гигиенического
обучения и воспитания». Основой концепции
является изменение акцента в профилактике:
являвшийся объектом воздействия человек
сам должен стать активной силой в
сохранении своего здоровья. В этом
контексте важны также слова президента
РФ, сказанные в марте 2007 при подведении
итогов исполнения национальных проектов:
«Повторю, одних лишь усилий государства,
каким бы сильным и богатым оно ни было
недостаточно. Очень многое зависит от
отношения людей к собственному здоровью….
Необходимо воспитывать хорошее,
правильное отношение к собственному
здоровью у людей…»
Здоровый
человек нередко свое поведение, пусть
даже и разрушающее его здоровье, считает
сугубо личным делом. В превентивной
медицине главным действующим лицом
становится пациент, тогда как задача
врача состоит в том, чтобы изменить его
личное отношение к своему здоровью,
повысить ответственность за его
сохранение и укрепление, побудить к
активному применению первичных мер
профилактики.
Как
уже было сказано, среди факторов, влияющих
на состояние здоровья, образ жизни
занимает ведущее место. Поэтому главной
задачей в улучшении здоровья населения
является формирование ЗОЖ. Быть здоровым
должно стать внутренней потребностью
человека.
ЗОЖ
должен войти в «моду» современного
человека. Особое
значение приобретает обучение «поведению
здоровья» лиц подросткового и юношеского
возраста.
Здоровый
образ жизни — поведение,
стиль, способствующий сохранению,
укреплению и восстановлению здоровья
данной популяции.
Здоровый образ жизни — это не только
медицинская,
но и социально-экономическая категория,
которая зависит
от развития производства и производственных
отношений.
Здоровый образ жизни связан с выбором
личностью позитивного
в отношении здоровья стиля жизни, что
предполагает
высокий уровень гигиенической культуры
отдельных социальных
групп и общества в целом.
Установлено, что
здоровый образ жизни (соблюдение
рационального режима дня, правильная
организация питания, достаточная
физическая активность, отказ от вредных
привычек, закаливание, высокая
медицинская активность и др.) способствует
увеличению продолжительности жизни на
7 —10 лет.
Нередко
бывает и так, что человек неправильным
образом жизни, вредными привычками,
гиподинамией, перееданием уже к 20 — 30
годам доводит себя до катастрофического
состояния и лишь тогда вспоминает о
медицине. Какой бы совершенной ни была
медицина, она не может избавить каждого
от всех болезней. Человек — сам творец
своего здоровья, за которое надо бороться.
С раннего возраста необходимо вести
активный образ жизни, закаливаться,
заниматься физкультурой и спортом,
соблюдать правила личной гигиены, —
словом, добиваться разумными путями
подлинной гармонии здоровья.
К сожалению, в
нашей стране ответственность за всё
здоровье еще не занимает значимого
места в системе приоритетов отдельного
человека. Социологические исследования
дают право утверждать, что, несмотря на
давно известные выводы Всемирной
организации здравоохранения о факторах
влияющих на здоровье, значительная
часть населения России психологически
не готова нести ответственность за своё
здоровье.
Основными
факторами риска для здоровья являются:
1.
Некачественное, несбалансированное
питание, избыточный вес.
2.
Отсутствие сформированной физической
активности, осознанной потребности в
регулярной физической тренировке,
гиподинамия, недостаточный объём
оздоровительной двигательной деятельности.
3.
Экологически неблагоприятные условия
(труда, жилья, отдыха).
4.
Беспорядочный режим труда и отдыха.
5.
Недостаточные сон и восстановление,
перегрузки.
6.Злоупотребление
алкоголем, употребление наркотиков,
табакокурение.
8. Здоровый образ жизни. Его формирование. Основы личной гигиены.
Учебники/Румянцев, с.554-575
Образ
жизни– сложившийся стереотип
жизнедеятельности конкретного человека
и отдельных групп населения, обусловленный
социально-экономическими,
природно-климатическими условиями и
национальными устоями.
Здоровый
образ жизни– осознанная человеком
мотивация постоянно соблюдать
гигиенические правила по укреплению
индивидуального и общественного
здоровья.
Формирование здорового образа жизни
Гигиеническое
воспитание– основной способ
формирования здорового образа жизни.
Определяетсясостоянием общей
культуры, уровнем общественного
сознания, готовностью личности выполнять
рекомендации.
К
формированию здорового образа жизни
так же относится: создание условий
труда, способствующих сохранению
здоровья и повышение работоспособности.
Личная
гигиена– раздел гигиены, изучающий
вопросы сохранения и укрепления здоровья
путем соблюдения норм и правил в
повседневной жизни.
Основы
личной гигиены:
правила
ухода за телом, волосами и полостью
ртана основе физиологических
функций кожи и слизистых оболочек, их
барьерной и выделительной функции,
значения бактерицидных свойств секретов
кожи.правила
по соблюдению чистоты и гигиенического
режима в жилье
(поскольку
предметы быта и жильё могут быть местом
скопления пыли и микроорганизмов, что
приводит к распространению возбудителей
воздушно-капельных инфекций, туберкулёза,
вирусных инфекций и др)
разработка
гигиенических требований к предметам
быта, изготовленных из синтетических
материалов, а также к новой бытовой
технике(современное жильё насыщено
полимерными и синтетическими материалами,
которые загрязняют воздух токсическими
веществами, накапливают статическое
электричество и в результате могут
вызвать неблагоприятные изменения в
организме, воспалительные и аллергические
заболевания)гигиена
одежды и обуви, гигиена кожипредусматривает
различные виды физической активности,
закаливание, рациональное питание,
правильный режим труда и отдыха,
регламентацию темпа и ритма жизни,
режима сна, борьбу с вредным привычками(курением, употреблением алкоголя) и
др.психогигиена– отрасль гигиены, разрабатывающая
мероприятия посохранению и укреплению
психического здоровья человека,
предупреждение возникновения и развития
нервно-психических заболеваний.
9. Экология как наука. Понятия «медицинская экология» и «экологическое здоровье».
Учебники/Матвеева, с.9-12
Методички/Введение в дисциплину.
Экология/Экология.ppt
Слово
«экология» образовано от греческого
– «ойкос», что значит «дом» или «жилище».
В
буквальном смысле слова, экология –
это наука об организмах «у себя дома».
Экология
— это наука, которая изучает
взаимоотношения организмов с окружающей
средой.
Наука
о связях, поддерживающих устойчивость
жизни в окружающей среде.
Термин
«экология» в 1866 году предложил немецкий
биолог Эрнст Геккель.
Предмет
экологии — это совокупность
или структура связей между организмами
и их средой.
Основные
разделы экологии
Аутэкология– экология особей;
Демэкология– экология популяций;
Эйдоэкология– экология видов;
Синэкология– экология сообществ, или биоценозов;
Биогеоценология– учение о биогеоценозах или экологических
системах;Биосферологияучение о функционировании биосферы.
Частная,
или специальная экология занимается
изучением групп организмов (различных
видов растений, животных, человека) или
сообществ (агроэкология, фитоценология
и т.д.).
Развитие
промышленности, сельского производства
привело к возникновению прикладной
экологии(промышленная,
сельскохозяйственная, промысловая
экология).
Экологическими
проблемами Земли как планеты занимается
глобальная экология.
Основные
законы экологиисформированы
американским экологомБарри Коммонером:
Все
связано со всем– небольшой сдвиг
в одном месте может вызвать значительные
и долговременные последствия совсем
в другом.Все
должно куда то деваться(«Одна из
главных причин экологического кризиса
в том, что огромные количества разных
веществ извлечены из земли, где были
в связанном виде, преобразованы в
новые, часто весьма активные и далёкие
от природных соединений»)Природа
знает лучше– устойчивые экосистемы
– это сложнейшие образования, организация
которых произошла в результате
эволюционного развития, поэтому логично
предположить, что природный это лучший
вариант. Природу можно изменять,
улучшать и приспосабливать только
грамотно, опираясь на научные знания.Ничто
не делается даром или за всё нужно
платить– мировая экосистема
представляет собой единое целое, и
изменяя ее в одном месте нужно предвидеть
какие сдвиги могут произойти, то что
человек отнял у природы, он должен
вернуть.
Изучение
общих закономерностей взаимоотношения
природы и общества выделяют в особое
направление – экология человека,
рассматривающее взаимодействие человека
с окружающей средой.
В
качестве естественно-научной основыэкологии человека принято рассматриватьучение В.И. Вернадскогоо
биосфере и ноосфере.
Биосфера
– это нижняя часть атмосферы,
гидросфера и верхняя часть литосферы,
населенные живыми организмами, или, по
выражению В.И. Вернадского, — «область
распространения живого вещества».
Верхняя
граница биосферы находится на высоте
15-20 км от поверхности Земли, в стратосфере.
Нижняя граница жизни проходит по
литосфере на глубине 2-3 км и по дну
океана в гидросфере (10-12 км).
Э.Леруа
в 1927 году раз
Методическая разработка воспитательского часа по воспитанию ЗОЖ «Гигиена и здоровье»
БОУ « Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Минобразования Чувашии
Методическая разработка воспитательского часа по воспитанию здорового образа жизни
«Здоровье и гигиена»
(3 класс)
Выполнила: воспитатель
1-ой категории
Ярасова Е.Н.
Тема: «Гигиена и здоровье»
Цели и задачи: воспитывать аккуратность и потребность соблюдения правил личной гигиены; развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: презентация по теме «Гигиена и здоровье»; предметы личной гигиены; на бумаге слова-названия предметов личной гигиены.
План занятия:
Вступительное слово.
Виновник болезней.
Что такое личная гигиена?
Просмотр мультфильма «Грязнуля»
Физкультминутка.
Гигиена зубов.
Гигиена рук.
Правила Мойдодыра.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
Подведение итогов.
Ход занятия
Приветствуем тех, кто время нашел и к нам на занятие о здоровье пришел.
Пусть зима улыбается в окно,
Но в классе светло и тепло!
Здоровье свое бережем с малых лет
Оно нас избавит от болей и бед!
— Добрый вечер, уважаемые гости, дорогие дети!
Начинаем наш воспитательский час. Тема нашего воспитательского часа «Если хочешь быть здоров…» На этом занятии мы постараемся разобраться, откуда берутся болезни и как ухаживать за своим телом, если хочешь быть здоров.
— А когда мы говорим, что человек здоров?
— (ответы детей)
— Да, верно. Давайте поиграем. Игра называется «Хлопки».
Правила игры: я называю слова. Если вы услышите слово, которое характеризует здорового человека, вы должны хлопнуть в ладоши, а если нет, то сидеть тихо.
Крепкий веселый опрятный
Бледный ловкий бодрый
Сильный сутулый
Неуклюжий красивый
— Да, верно. Здоровый человек – это сильный, бодрый, веселый, красивый человек.
— А когда мы говорим, что человек болеет?
— (ответы детей)
— А вам хочется болеть?
— (ответы детей).
— А когда мы можем заболеть?
— (ответы детей)
— Да, правильно. Всё вы верно сказали. Но основным виновниками, который может вызвать болезни, являются М И К Р О Б Ы ( слайд микробы)
Слайд
— На Земле почти нет места, где бы не было микробов. Они встречаются везде: и в воде, и в воздухе, и в земле. Они могут быть и на парте, и на полу, и на дверных ручках, и на игрушках, и на наших руках.
Микробы – очень маленькие существа, что мы их не можем увидеть невооруженным глазом.
Микробы больше всего любят грязь. Чем грязнее, тем им приятнее и тем больше их становится. Среди микробов есть очень опасные, которые вызывают различные заболевания человека, например, ангина, чесотка.
— К нам на занятие пробрался микроб. Следовательно, нам угрожает опасность. Мы можем заразиться какой-либо болезнью. А мы хотим болеть? Что же нам делать, чтобы не заболеть?
— (ответы детей)
— Молодцы! Правильно. Если хочешь быть здоров, то нужно соблюдать режим дня, правильно питаться, закаляться, подружиться со спортом и соблюдать правила личной гигиены.
— А что такое личная гигиена?
Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чист
Стихотворение «Что такое гигиена?» ( Читает ученик.)
Что такое гигиена?
Знают кошка и гиена,
Бурый мишка, белый мишка,
Еж, собака и пчела,
Что всегда не грех помыться,
Вымыть лапы и копытца,
Ну, а после можно смело
приниматься за дела.
— Спасибо. Скажите дети, а что же мы делаем, чтобы содержать наше тело в чистоте?
— (ответы детей)
— Молодцы! А какие предметы помогают нам поддерживать наше тело в чистоте, мы вспомним, отгадав загадки.
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит
( зубная щетка)
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне!
Пусть отмоет руки мне.
( мыло)
А по усам. По волосам.
И зубы у меня длинней.
Чем у волком и медведей.
(расческа)
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос.
(носовой платок)
Пошла гулять по спинке.
Собирается она
Вымыть спину докрасна.
(мочалка)
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою.
Что это такое?
(полотенце)
— Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали. А теперь давайте попробуем определить, что из предметов личной гигиены д. б. личным, то есть вы должны пользоваться им один и не позволять другу пользоваться им, а что из предметов гигиены может быть общим, то есть им могут пользоваться и твои друзья.
(Л- зубная щетка, расческа, носовой платок, мочалка, полотенце
О- зубная паста, шампунь, мыло)
— Молодцы! Хорошо быть чистым и опрятным, а хорошо ли быть грязнулей, узнаем, посмотрев мультфильм.( просмотр мультфильма «Грязнуля» из серии «Мудрые уроки тетушки Совы»).
Обсуждение
-Кого мы называем грязнулей?
— Мы немножко устали, давайте отдохнем. Проведем физкультминутку.
Рано утром я встаю
На зарядку я спешу
И подружке говорю:
«Повторяй за мною ты
1,2,3,4 1,2,3,4
Ну-ка, руки поднимай
И здоровье укрепляй.
— Мы говорили, что быть грязнулей плохо. А чтобы не стать грязнулей давайте начнем с гигиены зубов.
Чтобы пища лучше переваривались в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. На первом году жизни появляются у нас молочные зубы. Со временем они выпадают, на их месте появляются новые, постоянные. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте не вырастет.
Что же вредно для наших зубов?
Ответы детей.
— А чтобы зубы оставались здоровыми, что мы делаем?
Ответы детей.
— Сколько раз в день мы чистим зубы?
Ответы детей.
— А как же правильно нужно чистить зубы? ( слайд)
Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Начиная с углов, с боковых зубов. Движения зубной щетки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щетки – снизу вверх.
Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения зубной щетки – вперед назад.
Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
Не забудьте почистить язык. И не забываем, что зубную пасту кладем на зубную щетку с горошину.
Итак, что вы должны запомнить о гигиене зубов (слайд)
Чистить зубы два раза в день – утром и вечером.
Меньше есть сладкого, больше овощей и фруктов.
Не грызи орехи, ручки, ногти и твердые предметы.
Если разболелся зуб – надо идти к врачу.
— Ребята, важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, игрушки, притрагиваетесь к различным предметам в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, там и микробы. С немытыми руками эта грязь попадает сначала в рот, а затем в живот. Вот почему у нас иногда болеют животики?
На руках есть у нас ногти. Под грязными длинными ногтями также собирается много микробов. А мы знаем, что микробы опасны для здоровья. Недаром в народе говорят, кто аккуратен – тот людям приятен. Кроме того, грязные неухоженные ногти вызывают у опрятного человека отвращение. Поэтому стригите ногти коротко и содержите свои руки в чистоте.
— А когда мы моем руки?
— (ответы детей)
— А как следует мыть руки?
Практикуем: (намочите руки) Открываем кран. Держи руки под краном. Намыливаем руки с обеих сторон. Намыливаем руки между пальцами. Полощите руки чистой водой. Вытираем руки чистой водой. Вытираем руки насухо полотенцем. Не забываем закрыть кран.
— Вот к нам пришел Мойдодыр. А у Мойдодыра для нас есть правила. Он хочет, чтобы мы всегда были чистыми, красивыми и здоровыми.
(слайд) Правила Мойдодыра
Утром и вечером умывайся, чисти зубы.
После сна, перед едой, после прогулки и посещения туалета мой руки.
Следи за своими волосами. Растрепанные волосы – признак неряшливости.
Содержи в порядке ногти.
Всегда пользуйся носовым платком.
Утром делай зарядку, проветривай комнату.
Не реже одного раза в неделю посещайте баню.
— Мы обещаем Мойдодыру, что будем выполнять его правила. Все вместе:
« Обещаем, обещаем, обещаем».
— Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Это я, это я, это всё мои друзья!»
Правила игры: Я называю двустишье, если вы с ним согласны, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья». Если не согласны – молчите.
Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов?
Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым, стройным и веселым?
Кто мороза не боятся,
С горки мчится, как птица?
Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?
Кто поел – и чистит зубки
Ежедневно, дважды в сутки?
Кто согласно распорядку
Выполняет физзарядку?
— Спасибо, молодцы! Вот приближается к концу наш воспитательский час. И в заключении хочу сказать, что здоровье – это красота. Так будьте же всегда красивыми, опрятными, здоровыми и берегите свое здоровье. Спасибо всем!
(Звучит песня «Живет повсюду красота» , сл. М.Пляцковского,
муз. Ю. Антонова)
Что такое здоровье и гигиена? — Биология для детей
Что такое здоровье?
Здоровье, как говорят ученые, — это состояние полного благополучия как физически, так и умственно. Здоровый человек — это тот, чей разум и тело полностью здоровы. Гигиена — это привычки или методы, обеспечивающие хорошее здоровье и чистую окружающую среду.
Каждый день мы потребляем самые разные продукты. Пища необходима для всего живого. И растениям, и животным нужна пища для роста. Растения сами производят пищу, тогда как животные зависят от других в получении пищи.Мы все начинаем свой день с хорошего завтрака и едим еще как минимум два раза в день — обед и ужин.
Откуда едят?
Пища, которую мы едим, поступает из растений и животных. В пищу мы употребляем разные части растения. Мы едим листья некоторых растений, таких как шпинат, семена некоторых растений, например кукурузы, цветы некоторых растений, например брокколи, стебли некоторых растений, таких как картофель, и корни некоторых растений, например морковь. Пища животных — яйца, молоко и молочные продукты, такие как масло, топленое масло и т. Д. Мы также едим мясо некоторых животных, таких как курица, рыба, коза и т. Д.Таким образом, пищу, которую мы едим, можно разделить на пять типов в зависимости от ее полезности для нашего организма. Эти виды пищи обеспечивают энергию, укрепляют наше тело, защищают его от болезней и делают нас здоровыми и сильными.
Компоненты пищи:
Пять типов или компонентов пищи:
- Углеводы
- Жиры
- Белки
- Витамины
- Минералы
Что такое углеводы?
- Углеводы также известны как продукты, дающие энергию.
- Нам нужна энергия для повседневной деятельности, такой как бег, ходьба, езда на велосипеде и т. Д.
- Продукты, богатые углеводами, — это картофель, бананы, кукуруза, сахар, злаки и т. Д.
Что такое жиры?
- Как и углеводы, жиры считаются продуктами, дающими энергию. Избыточные или лишние углеводы изменяются и откладываются в нашем организме в виде жира.
- Жирными продуктами являются мясо, топленое масло, растительное масло, молоко, сливочное масло, сыр, сухофрукты.
- Хотя жирная пища необходима организму, ее чрезмерное употребление приводит к проблемам с весом, таким как ожирение, ведущее к проблемам с сердцем.
Что такое белки?
- Богатые белком продукты — это те продукты, которые помогают в росте и восстановлении мышц и тканей нашего тела. Это одна из самых важных пищевых групп. Он наращивает мышцы и восстанавливает изношенные ткани нашего тела.
- Продукты, богатые белками, — это молоко, курица, яйца, рыба, соевые бобы и т. Д.
- Теперь вы можете сказать мне, следует ли кули или носильщику придерживаться той же диеты, что и офисный работник, который работает за столом?
- Нет, кули должен делать много физической работы каждый день.Он носит тяжелый багаж, для которого ему нужно много энергии, поэтому его диета должна быть богата углеводами, которые дают энергию. Офисный человек сидит за своим столом весь день и почти не занимается физической активностью, поэтому ему нужны продукты, богатые белками, которые служат для построения тела и восстановления тканей.
Витамины и минералы
- Это продукты, которые необходимы организму в небольших количествах для поддержания здоровья, поддержки нормального функционирования организма и защиты от болезней.
- Нашему организму нужны 13 важных витаминов.
- Помимо выполнения вышеуказанных функций, минералы также помогают укрепить кости и поддерживать нормальное сердцебиение.
- Важными минералами, в которых нуждается наш организм, являются железо, кальций, фосфор и йод.
- Продукты, богатые минералами: фрукты, яйца, молоко и овощи.
Почему некоторые фрукты и овощи, такие как помидоры, морковь, огурцы, следует есть сырыми?
Это связано с тем, что приготовление этих овощей приводит к потере некоторых необходимых витаминов, содержащихся в них.
Вода и грубые корма
- Наше тело в основном состоит из воды, и именно по этой причине вода очень важна для нас.
- Нам необходимо восполнить воду, которую мы теряем из нашего тела через пот и мочу, увеличивая потребление воды.
- Мы должны выпивать не менее 8–10 стаканов воды в день. В некоторых фруктах и овощах содержится вода.
- Вода помогает вымывать токсины из нашего организма и поддерживать его в чистоте и здоровье.
- Грубые корма — это клетчатка, присутствующая в пище, это та часть пищи, которая не переваривается нашим организмом и помогает выводить отходы из нашего организма.
- Грубые корма необходимы для стимулирования пищеварительных соков в нашем организме и, таким образом, помогают в переваривании пищи.
Сбалансированная диета
- Когда мы едим какую-либо пищу, мы не едим только один ее компонент. То, что мы едим, — это еда, в которой есть все пять компонентов, которые необходимы нам и выполняют различные функции для нашего тела.
- Как следует из названия, сбалансированная диета — это диета, которая содержит правильное или достаточное количество различных компонентов пищи, необходимых для нормального функционирования нашего организма.
- Сбалансированная диета обеспечивает правильный рост и развитие нашего тела, дает нам энергию, а также защищает от болезней, поскольку содержит все компоненты продуктов, упомянутых выше.
Exercise
- Просто перекус не поможет нам сохранить здоровье. Представьте себе, если бы мы ели весь день, не выполняя никаких физических нагрузок, таких как бег, ходьба, плавание на велосипеде и т. Д. Наше тело стало бы вялым, а наш рост пострадал бы.
- Итак, подобно тому, как необходимо есть здоровую и правильную пищу, необходимо также заниматься физическими упражнениями, чтобы мы могли переваривать пищу, которую съели.
- Регулярные упражнения улучшают кровообращение в нашем организме.
- Йога — это древняя система упражнений, которую практиковали в Индии. Йога улучшает нашу осанку и сохраняет здоровье и форму. Он сохраняет спокойствие и защищает от многих болезней.
- Игры на открытом воздухе, такие как футбол, баскетбол, крикет и т. Д., Также считаются упражнениями.
Что такое гигиена?
Гигиена — это не что иное, как поддержание чистоты с помощью хороших привычек и правил. Соблюдение правил гигиены предотвращает распространение различных заболеваний.
Меры по поддержанию хорошей гигиены
- Принимайте ванну ежедневно. Частицы пыли прилипают к нашему телу, когда мы играем или потеем. Эти частицы пыли привлекают болезнетворные микробы. Ежедневное купание защищает от этих микробов.
- Мойте руки перед каждым приемом пищи и после него. Когда мы играем, микробы, присутствующие в почве и грязи, попадают в наши руки и могут попасть в наш организм, вызывая болезни.
- Заботьтесь о наших зубах, чистите зубы дважды в день и регулярно пользуйтесь зубной нитью, чтобы удалить частицы пищи, которые застряли между зубами и которые трудно удалить.
- Регулярно подстригайте ногти.
- Следите за чистотой волос и без вшей.
- Позаботьтесь о своих глазах и ушах. Избегайте чтения при плохом освещении и регулярно промывайте глаза холодной водой.
- Всегда держите окружающую среду в чистоте. Выбрасывайте мусор в мусорные баки, не собирайте воду в бочки и ведра, поскольку вода является питательной средой для комаров, которые могут вызывать болезни.
- Можно вставить рецепт фруктового салата.
.
РБ | Защищать, лечить и лелеять
Бренды
Самые любимые и проверенные бренды в мире
Наши бренды делятся на три категории: гигиена, здоровье и питание. Каждый находится в уникальном положении, чтобы изменить мир к лучшему. Вместе они защищают, лечат и лелеют отдельных людей, семьи и сообщества, чтобы они жили более чистой и здоровой жизнью с помощью наших продуктов и образовательных инициатив.
Бренды
Бренды
Здоровье
Наши товары для здоровья удовлетворяют широкий спектр потребностей, от самообслуживания, гигиены, сексуального благополучия и благополучия.
Бренды
гигиена
Гигиена — основа здоровья.Наше специализированное портфолио работает для устранения грязи, микробов, вредителей и запахов.
Бренды
питание
Наше бизнес-подразделение по питанию имеет целенаправленный портфель целевых высококачественных инновационных продуктов.
Воздушный фитиль
Воздушный фитиль
Air Wick дарит ощущение свежести в доме с момента его запуска в 1940-х годах. Мы даем потребителям возможность рассказать историю через запах своего дома.Наш ассортимент ароматов и устройств используется во всем мире.
Воздушный фитиль
Calgon
Calgon
Calgon уже более 50 лет доверяет защите жизненно важных частей стиральных машин от накипи и грязи. Это единственный смягчитель воды, рекомендованный ведущими производителями стиральных машин.
Calgon
Clearasil
Clearasil
Clearasil — эксперт в области точечного ухода, известный своим высокоэффективным ассортиментом кремов для лечения акне, средств для умывания и очищающих подушечек.Благодаря нашей культуре инноваций наши решения вселяют в потребителей уверенность в заметно более чистой коже.
Clearasil
Cillit-Банг
Cillit Bang
Мощный очиститель поверхностей, который произвел революцию в уборке дома, запустив его в 68 странах всего за один год. На протяжении многих лет бренд развивался, чтобы предоставить потребителям универсальность смягчающей мощности как для легкой, так и для жесткой очистки.
Cillit Bang
Dettol
Dettol
Dettol остается в авангарде гигиены потребителей, разрабатывая новые способы защиты людей от микробов.Наша страсть к защите здоровья — это то, что движет нашими инновациями и обеспечивает продолжение роста.
Dettol
Durex
Durex
Durex — это отличный, веселый и безопасный секс. Дело не только в презервативах; наш глобальный ассортимент №1 включает секс-игрушки и лубриканты и ориентирован на поиск новых потребителей инновационными способами.
Durex
Enfamil
Enfamil
Формулы Enfamil основаны на непоколебимой приверженности качеству, безопасности и научным инновациям.Созданные с учетом меняющихся потребностей младенцев в питании, они поддерживают здоровый физический рост и развитие мозга, а также решают общие проблемы с кормлением.
ENFA
финиш
финиш
Никто не любит мыть посуду. Вот почему мы изобрели категорию для мытья посуды вместе с производителями посудомоечных машин еще в 1953 году. Мы одержимы тем, чтобы приготовить все, что нужно в жизни, поэтому мы постоянно внедряем инновации, чтобы вы всегда получали наилучшие результаты мытья посуды.
финиш
гевискон
гевискон
Гевискон — ведущий безрецептурный бренд в области здоровья пищеварительной системы. Это хорошо зарекомендовавшее себя средство от изжоги и несварения желудка, которое обеспечивает быстрое облегчение и длительную защиту благодаря уникальному механизму действия, который образует прочный защитный барьер в верхней части желудка, не позволяющий кислоте и содержимому желудка подниматься и вызывать боль.
гевискон
Harpic
Harpic
Созданный в Англии в 1920-х годах, очиститель для унитаза Harpic был успешно разработан и сейчас продается в 47 странах.Harpic предлагает полный ассортимент жидких очистителей для унитазов, таблеток, салфеток, блоков для унитазов и бачков.
Harpic
Lysol
Lysol
Лизол является дезинфицирующим средством №1 в США, более 50% домашних хозяйств используют его. Семьи доверяли бренду в поддержании здоровья в своих домах более 100 лет. Больницы в США также доверяют бренду в удовлетворении своих потребностей в очистке и дезинфекции.
Lysol
Mucinex
Mucinex
Муцинекс начинался как 12-часовое безрецептурное лекарство от кашля, помогающее расщеплять слизь, вызывающую кашель и стеснение в груди. Теперь он превратился в ряд средств от кашля и заложенности груди, мультисимптомных средств и средств для лечения носовых пазух для взрослых и детей.
Mucinex
Mortein
Mortein
Мортейн защищает людей и их дома от насекомых с 1880-х годов.Из инсектицидного порошка он превратился в широкий спектр продуктов, включая спреи, приманки и плагины; доверяют во всем мире.
Mortein
Нурофен
Нурофен
Нурофен был первым лекарством, отпускаемым без рецепта, в котором использовался ибупрофен. Это самый быстрорастущий бренд обезболивающих в мире. Он помогает людям идти в ногу с ритмом современной жизни и теперь доступен в таблетках, гелевых колпачках и жидкостях.
Нурофен
Nutramigen
Nutramigen
Nutramigen был первым продуктом для кормления грудных детей, предназначенным для диетического лечения аллергии на коровье молоко (CMA).После 75 лет на рынке он остается брендом №1 в мире по лечению этого заболевания у детей.
Nutramigen
Scholl
Scholl
Шолль специализируется на инновациях, ориентированных на потребителя, и имеет 100-летний опыт поиска новых способов сделать жизнь людей лучше. Это наследие продолжается с той же страстью и целью: улучшать здоровье, комфорт и благополучие потребителей.
Scholl
Стрепсилс
Стрепсилс
Стрепсилс, впервые представленный в 1950 году в виде полоскания для полоскания, превратился в одно из самых надежных лекарств от боли в шее и горле в мире с широким ассортиментом пастилок и спреев для взрослых и детей.
Стрепсилс
Vanish
Vanish
Будь то пятно на одежде или на ковре, Vanish обеспечивает удивительное, эффективное и безопасное удаление пятен. Вот почему Vanish является бесспорным мировым лидером в области обработки тканей.
Vanish
Veet
Veet
Созданный более 100 лет назад как первое в мире средство для удаления волос, Veet занимает лидирующие позиции на рынке благодаря постоянным инновациям, которые удовлетворяют потребности женщин во всем мире.
Veet
Woolite
Woolite
Десятилетия опыта стирки тонких тканей сделали Woolite мировым брендом, выбирающим одежду, которая нравится людям. Во время стирки мы заботимся о том, чтобы ткани дольше выглядели как новые.
Woolite
,