Темы лекций по здоровому образу жизни: Перечень тем лектория «Основы здорового образа жизни» на 2013-14 учебный год — Лекции — Каталог статей

Темы лекций по здоровому образу жизни: Перечень тем лектория «Основы здорового образа жизни» на 2013-14 учебный год — Лекции — Каталог статей

alexxlab 26.07.2021

Содержание

Перечень тем лектория «Основы здорового образа жизни» на 2013-14 учебный год — Лекции — Каталог статей

Перечень тем лектория «Основы здорового образа жизни» на 2013-14 учебный год

Используются лекции (презентации), разработанные врачами, социальным работником, психологом ГУЗ «КЦМП».

Темы, разработанные врачами:

  1. «Профилактика ИППП»
  2. «Профилактика ВИЧ/СПИДа»
  3. «Наркотики — опасная игра»
  4. «Табакомания»
  5. «Алкоголизм-болезнь»
  6. «Вредно ли пиво?»
  7. «Энергетические напитки»
  8. «Личная гигиена»
  9. «Проблема туберкулеза»
  10. «Репродуктивное здоровье»
  11. «Планирование семьи, прегравидарная подготовка»
  12. «Профилактика абортов. Контрацепция»
  13. «Профилактика клещевого энцефалита»
  14. «Профилактика вирусных гепатитов»
  15. «Питание – основа здоровья» (модные виды диет)
  16. «Профилактика заразных кожных заболеваний»
  17. «Первая медицинская помощь» (практическое занятие)
  18. «Укрепи свой иммунитет»
  19. «Профилактика гриппа и его осложнений»
  20. «Артериальная гипертония как фактор риска развития сердечно-сосудистых заболеваний»

Темы, разработанные психологом:

  1. «Общение» (тренинг)
  2. «Приемы расположения к себе. Самопрезентация» (лекция с элементами тренинга)
  3. «Стресс и здоровье. Саморегуляция» (лекция с элементами тренинга)
  4. «Межличностное пространство» (лекция с элементами тренинга)
  5. «Конструктивное преодоление конфликтов» (лекция с элементами тренинга)
  6. «Поведение в «горячем» конфликте»
  7. «Экология любви» (лекция с элементами тренинга)
  8. «Рецепт счастья» (лекция с элементами тренинга)
  9. «Эмоции и здоровье»
  10. «Коллектив и личность»
  11. «Позитивное мышление»«Нестандартное мышление. Искусство быть собой»
  12. «Методы оптимизации психического состояния»«Психологические последствия аборта. Контрацепция»
  13. «Особенности психологии мужчины и женщины»
  14. «Ранние браки и материнство»
  15. «Лидерство. Как развить в себе лидерские качества?»
  16. «Межличностные отношения»

Темы, разработанные специалистами по социальной работе:

  1. «Здоровый образ жизни — залог здоровья»
  2. «Влияние компьютера на здоровье человека»
  3. «Культура сексуальных отношений»
  4. «Проблема сексуального насилия»
  5. «Семейно-брачные отношения»
  6. «Основы духовно – нравственного воспитания»
  7. «Культура поведения в обществе»
  8. «Рискованное поведение»
  9. «Профилактика табакокурения»

Тематики круглых столов:

  1. Круглый стол по профилактике злоупотребления алкоголем и энергетическими напитками
  2. Круглый стол по профилактике табакокурения в молодежной среде
  3. Круглый стол по вопросам охраны репродуктивного здоровья и профилактики инфекций, передающихся половым путем
  4. Круглый стол по профилактике пиротехнического и ледового травматизма, отравлений суррогатами алкоголя в зимнее время
  5. Круглый стол по проблеме клещевого энцефалита

Примерный перечень тем лекций и санитарных бюллетеней по медико-гигиеническому обучению и формированию здорового образа жизни населения

1. Здоровый образ
жизни, его основные компоненты и пути
формирования.

2. Здоровье человека
― общественная ценность.

3. Активное долголетие
как цель формирования ЗОЖ.

4. Гигиена физического
труда.

5. Труд, быт, отдых
и здоровье.

6. Профессии
нервно-напряженного труда и здоровье.

7. Рациональный
режим труда и отдыха ― модулятор высокой
работо­способности и здоровья человека.

8. Вопросы профилактики
заболеваний у студентов.

9. Физическая
гармония и социально-психологическое
равновесие.

10. Психогигиена
взаимоотношений.

11. Стрессы: их
польза и вред. Способы активного
преодоления стрессовых и дистрессовых
ситуаций.

12. Суициды: причины
и меры предупреждения.

13. Защитные силы
организма человека.

14. Физкультура,
спорт, активный отдых и здоровье.

15. Гигиеническое
воспитание и охрана окружающей среды.

16. Природные факторы
и здоровье.

17. Урбанизация и
здоровье.

18. Питьевая вода
и здоровье.

19. Значение
биологических ритмов в жизни человека.

20. Алкоголь ― враг
здоровья, труда и быта.

21. Детский алкоголизм,
наркомания.

22. Влияние алкоголя
на здоровье женщины.

23. О вреде курения.

24. Курение стоит
дороже, чем вы думаете!

25. Наркомания,
токсикомания и их трагические последствия.

26. Профилактика
венерических заболеваний.

27. СПИД, пути
заражения, профилактика.

28. Уроки Чернобыля:
радиация, жизнь и здоровье.

29. Донорство ―
гуманный долг каждого.

30. Проблемы полового
воспитания в формировании ЗОЖ.

31. Аборт и его
последствия.

32. О роли
наследственности для здоровья человека.

ЗЗ. Кожа как защитный
медико-биологический барьер, уход за
кожей.

34. Профилактика
острых кишечных заболеваний.

35. Особо опасные
инфекции, их профилактика.

З6. Грипп, простудные
заболевания, их профилактика.

37. Рациональное
питание и здоровье.

38. Избыточный вес
как фактор риска.

39. Основы лечебного
питания.

40. Профилактика
производственного, транспортного и
бытового травматизма. Первая помощь
при травмах и несчастных случаях.

41. Профилактика
детского травматизма.

42. Профилактика
отравлений у детей.

43. Первая помощь
при травме глаза.

44. Домашняя аптечка.

45. Первая помощь
и профилактика отравлений ядохимикатами
в сельском хозяйстве.

46. Первая помощь
при острых сердечно-сосудистых
заболеваниях.

47. Паразитарные
болезни (гельминтозы, чесотка, лямблиоз,
грибковые микозы и др.), их профилактика.

48. Индивидуальная
профилактика микозов стоп.

49. Туберкулез ―
вопросы профилактики.

50. Профилактические
осмотры и флюорография в профилактике
туберкулеза.

51. Профилактика
близорукости.

52. Профилактика
глаукомы.

53. Профилактика
сахарного диабета.

54. Берегите зубы!

55. Плюсы и минусы
самолечения.

56. Лекарственные
травы, фитотерапия.

Приложение №
7

Перечень

Форм первичной медицинской документации

Организаций здравоохранения, оказывающих стационарную и амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, которые должен уметь

Примерный перечень тем лекций и санитарных бюллетеней по медико-гигиеническому обучению и формированию здорового образа жизни населения

1. Здоровый образ
жизни, его основные компоненты и пути
формирования.

2. Здоровье человека
― общественная ценность.

3. Активное долголетие
как цель формирования ЗОЖ.

4. Гигиена физического
труда.

5. Труд, быт, отдых
и здоровье.

6. Профессии
нервно-напряженного труда и здоровье.

7. Рациональный
режим труда и отдыха ― модулятор высокой
работо­способности и здоровья человека.

8. Вопросы профилактики
заболеваний у студентов.

9. Физическая
гармония и социально-психологическое
равновесие.

10. Психогигиена
взаимоотношений.

11. Стрессы: их
польза и вред. Способы активного
преодоления стрессовых и дистрессовых
ситуаций.

12. Суициды: причины
и меры предупреждения.

13. Защитные силы
организма человека.

14. Физкультура,
спорт, активный отдых и здоровье.

15. Гигиеническое
воспитание и охрана окружающей среды.

16. Природные факторы
и здоровье.

17. Урбанизация и
здоровье.

18. Питьевая вода
и здоровье.

19. Значение
биологических ритмов в жизни человека.

20. Алкоголь ― враг
здоровья, труда и быта.

21. Детский алкоголизм,
наркомания.

22. Влияние алкоголя
на здоровье женщины.

23. О вреде курения.

24. Курение стоит
дороже, чем вы думаете!

25. Наркомания,
токсикомания и их трагические последствия.

26. Профилактика
венерических заболеваний.

27. СПИД, пути
заражения, профилактика.

28. Уроки Чернобыля:
радиация, жизнь и здоровье.

29. Донорство ―
гуманный долг каждого.

30. Проблемы полового
воспитания в формировании ЗОЖ.

31. Аборт и его
последствия.

32. О роли
наследственности для здоровья человека.

ЗЗ. Кожа как защитный
медико-биологический барьер, уход за
кожей.

34. Профилактика
острых кишечных заболеваний.

35. Особо опасные
инфекции, их профилактика.

З6. Грипп, простудные
заболевания, их профилактика.

37. Рациональное
питание и здоровье.

38. Избыточный вес
как фактор риска.

39. Основы лечебного
питания.

40. Профилактика
производственного, транспортного и
бытового травматизма. Первая помощь
при травмах и несчастных случаях.

41. Профилактика
детского травматизма.

42. Профилактика
отравлений у детей.

43. Первая помощь
при травме глаза.

44. Домашняя аптечка.

45. Первая помощь
и профилактика отравлений ядохимикатами
в сельском хозяйстве.

46. Первая помощь
при острых сердечно-сосудистых
заболеваниях.

47. Паразитарные
болезни (гельминтозы, чесотка, лямблиоз,
грибковые микозы и др.), их профилактика.

48. Индивидуальная
профилактика микозов стоп.

49. Туберкулез ―
вопросы профилактики.

50. Профилактические
осмотры и флюорография в профилактике
туберкулеза.

51. Профилактика
близорукости.

52. Профилактика
глаукомы.

53. Профилактика
сахарного диабета.

54. Берегите зубы!

55. Плюсы и минусы
самолечения.

56. Лекарственные
травы, фитотерапия.

Обязательства кафедры по организации практики

1. Ознакомление
студентов:

― с целью и задачами
практики;

― с календарным
планом прохождения производственной
практики;

― с датами и
порядком сдачи дифференцированного
зачета;

― с организацией
работы в лечебно-профилактических
организациях ― базах производственной
практики.

2. Предоставление
возможностей знакомства:

― с показателями
работы ЛПО и их структурных подразделений;

― с формами и
методами работы по формированию у
населения здорового образа жизни.

3. Проведение
инструктажа по охране труда и технике
безопасности.

4. Организация
проведения дифференцированного зачета
и подведения итогов прохождения
производственной практики.

Зав.
кафедрой,

профессор

Т.М. Шаршакова

Основы здорового образа жизни школьника

 

 

 

 

Образ жизни школьника является основополагающим фактором, влияющим на уровень его здоровья.

 

В статье «Здоровый образ жизни школьника» мы лишь перечислили все основные составляющие этого понятия – пришло время более подробно остановиться на каждом из них.

 

Давая советы родителям в вышеуказанной статье, мы делали акцент на обязательной индивидуализации построения образа жизни ребенка, так как далеко не все критерии в полном объеме приемлемы для любого школьника. Каждый человек – это личность, со своими возможностями, способностями и устремлениями, поэтому и подход к формированию образа жизни должен несколько различаться.

 

Именно поэтому мы решили строить свое повествование от общего к частному: практически в каждом разделе вы увидите сначала общие принципы – некий идеал, а затем рекомендации относительно индивидуального подхода — способов воплощения этого идеала в применении к особенностям каждого человека.

 

 

Питание

 

 

Общие принципы

 

 

Не будем отходить от общепринятых правил и начнем изложение общих принципов здорового образа жизни с питания, подразумевая тем не менее, что питание не является основополагающим фактором здоровья.

 

 

 

Итак, какие требования предъявляются к питанию школьника?

 

 

 

1.Питание должно соответствовать возрасту.

 

2.Питание должно обеспечивать энергозатраты организма с учетом динамики роста.

 

3.Питание должно быть сбалансированным, то есть содержать оптимальные пропорции белков, жиров и углеводов, а также включать необходимое количество витаминов и минеральных веществ.

 

4.Питание должно иметь достаточную кратность – не менее 3-4 раз в сутки.

 

5.Питание должно учитывать существующие проблемы со здоровьем.

 

Энергетическая ценность питания определяется калорийностью. Средние цифры нормальной калорийности суточного рациона школьника находятся в пределах 2200-2400 кКал для ребенка 7-10 лет и 2600-3000 кКал для школьника 12-17 лет. Калорийность должна учитывать интенсивность физической активности человека, поэтому для детей, посещающих спортивную секцию, принято условно добавлять 300-500 кКал в сутки.

 

Рекомендуемые пропорции белков, жиров и углеводов выражаются как 1:1:4, причем углеводы, которые являются основой рациона школьника (они выражены в представленной пропорции в виде цифры 4), должны быть преимущественно сложными, а вот доля простых рафинированных углеводов (сахара) должна быть минимальной. Из сложных углеводов в рационе школьника используют крупы (гречу, рис, пшено, овсянку и т.п.), макароны, овощи, выпечку. Жиры в обязательном порядке должны включать растительное и сливочное масло. Белки в рационе школьника должны быть полноценными и содержать существенную долю белков животного происхождения.

 

Приправы при приготовлении пищи для детей школьного возраста используются умеренно, при этом следует избегать особо острых блюд. Не стоит употреблять много соленого – оптимальным будет вариант, когда семья с раннего возраста приучает ребенка к ограничению соли.

 

Не забывайте, что ребенок должен получать молочные продукты, мясо, яйца. Для благополучного функционирования пищеварительной системы обязательно используйте овощи и выпечку грубого помола. Включайте в ежедневного питание школьника свежие овощи и фрукты, богатые витаминами, однако помните, что хотя бы раз в год, желательно весной, школьникам рекомендуется прохождение курса комплексных витаминных препаратов.

 

Немаловажным является распределение потребления пищи в течение дня. Идеальную пропорцию можно выразить диаграммой.

 

 

 

 

Если ваш школьник склонен к полноте, то постарайтесь ограничить поступление жиров (за счет сокращения тугоплавких животных жиров) и рафинированных углеводов. Побольше давайте ребенку овощей (кроме картофеля), в том числе в сыром виде. А вот если проблема с весом выходит за рамки нормы, то здесь стоит обратиться к врачу диетологу и составить лечебный рацион питания.

 

Питание должно учитывать и любую другую значимую патологию. Сколько бы много ни было витамина С в апельсине, ни один родитель не даст своему ребенку-аллергику этот фрукт, а найдет рациональную замену. То же касается и других заболеваний – внутричерепной гипертензии, болезней почек и т.д. Вопрос питания в данном случае решается совместно с лечащим врачом.

 

Постарайтесь минимизировать употребление чипсов, продуктов фаст-фуда и пищи с разнообразными красителями, ароматизаторами и консервантами.

 

 
Индивидуальный подход

 

 

 

Так ли необходимо в каждом случае подсчитывать калорийность блюд для школьника?

 

В реальности в большинстве случаев этого не требуется. Ребенок, у которого нет проблем с весом, должен есть столько, чтобы наедаться – вот самое простое правило. Соотношение белков, жиров и углеводов тоже, как правило, не требует тщательного просчета: просто стройте рацион ребенка на полезных углеводах с включением необходимых жиров и белков.

 

Кратность питания также может иметь значительные вариации. Пожалуй, не стоит настаивать на полднике в старшем школьном возрасте, да и в более младшей возрастной группе некоторые школьники вполне обходятся без полдника без ущерба для здоровья. Но вот переходить на двухразовое или даже однократное питание никак нельзя – это в большинстве случаев негативно сказывается даже на взрослом организме.

 

Немного коснемся вредных продуктов. Наш совет: не будьте чересчур категоричными, иначе вы рискуете лишить ребенка простых радостей. Если вы идете с ребенком на День рождения, то, пожалуй, стоит позволить ему кусочек торта (если нет абсолютных противопоказаний – например аллергически реакций). В противном случае вы можете получить невротизированного и депрессивного человека.

 

И последний совет относительно питания. Не стоит насильно «впихивать» в своего школьника продукты, которые считаются крайне полезными – при резко негативном к ним отношении они могут просто не усвоиться или даже вызвать рвоту, что только закрепит нелюбовь к данному вкусу. Старайтесь найти то, что понравиться ребенку: не ест мясо — предлагайте рыбу, не пьет кефир – давайте йогурт, не ест творог – испеките творожное печенье. Фантазируйте, ищите рецепты и даже самый привереда сможет питаться правильно и без больших временных и материальных затрат со стороны родителей.

 

 
Режим дня

 

 

Общие принципы

 

 

Режим дня – понятие емкое и многоплановое. В этой связи нам бы хотелось выделить несколько основных моментов.

 

 

Распорядок дня

 

 

Под распорядком мы имеем в виду четкий план деятельности на день, при котором ежедневно совершаются однотипные действия: чистка зубов, прием пищи, приготовление уроков, посещение секции, свободное время. Когда школьник имеет распорядок дня, он быстрее и эффективнее адаптируется к учебе, больше успевает, как следствие – учебный материал усваивается лучше, успехи в школе повышают самооценку, формируется позитивный настрой на учебу, да и на жизнь в целом.

 

Особую важность распорядок имеет в отношении питания: доказано, что прием пищи в одно и то же время способствует отделению достаточного количества пищеварительных соков, а значит пища будет усваиваться лучше и не возникнет проблем с пищеварением.

 

 

 

Нормальная продолжительность сна

 

 

 

Школьник обязательно должен высыпаться – это одно из важнейших правил здоровья и успешного обучения. Когда школьник засиживается за уроками до 11 вечера, то даже в случае блестяще подготовленного домашнего задания он будет не в состоянии ответить выученный параграф на уроке – недостаток ночного отдыха не даст ему собраться с силами и последовательно изложить свои мысли, не говоря уже о том, что недосыпание может стать причиной самых разных недугов. Нормальная продолжительность сна для школьника 1-8 класса – 9-10 часов, 9-11 класса – 8-9 часов.

 

 

 

Чередование умственной и физической нагрузки

 

 

 

В начальных классах школы грамотные учителя, как правило, прибегают к приему смены рода деятельности, и это приносит ощутимые плоды. Небольшие физкультминутки, игровые паузы, гимнастика в перемену позволяют достичь большей сосредоточенности на уроке. Кроме возможности повысить эффективность обучения, такой прием благотворно сказывается на здоровье человека: он меньше истощается, любая работа дается ему ценой меньших усилий, что позволяет ему радоваться своим успехам и учиться с интересом.

 

Применяйте подобные приемы и дома: каждые полчаса домашних занятий отвлеките ребенка от учебника, дайте ему возможность поиграть с домашним питомцем, потанцевать или пробежаться вокруг дома.

 

 

 

Борьба с перегрузками

 

 

 

Нагрузка на современного школьника становится предметом сетований многих родителей и педагогов, и тем не менее те же самые родители порой взваливают на своего ребенка сразу несколько секций или кружков. Понятно стремление родителей всесторонне развивать своего школьника, однако во всем нужно знать меру. Чтобы понять, не перегружен ли ваш ребенок, ответьте себе на вопрос: есть ли у него каждый день хотя бы час свободного времени, когда бы он мог заняться тем, чем ему хочется?

 

Если ответ отрицательный, то вам просто необходимо отказаться от каких-то занятий или репетиторства. Для наглядности просто попробуйте примерить на себя подобный режим: долго ли вы сможете делать только то, что от вас требуется, не имея возможности отвлечься и заняться любимым делом?

 

 

 

Планирование свободного времени

 

 

 

Свободное время – вещь необходимая и полезная, однако если свободного времени много (например, в выходные или в каникулы), то оно требует систематизации. Непорядок, когда ребенок часы напролет просиживает перед компьютером или за просмотром мультфильмов. Используйте свободное время для активных игр и приучения школьника к домашнему труду, привлекайте его к помощи по дому, организуйте походы, давайте какие-нибудь задания или поручения. Такой подход к организации свободного времени убережет ребенка от развития вредных привычек, поиска опасных приключений и знакомства с сомнительными компаниями.

 

 

Индивидуальный подход

 

 

 

Главный совет родителям в вопросе распорядка дня звучит очень просто и типично: не перегибайте палку. Ничего страшного не случится, если в выходные человек поспит на час дольше или ляжет на полчаса позже. Иногда можно перенести прием пищи, а иногда, например в увлекательном походе, можно и вовсе поменять весь распорядок — такие исключения могут стать даже полезными.

 

 

 

Физическая нагрузка

 

 

Общие принципы

 

 

Движение так же необходимо ребенку, как полноценное питание. Мало того, ребенку с достаточной физической активностью в большинстве случаев не нужно ограничивать питание: здесь лишних калорий просто не может быть – все излишки тут же «сжигаются». Физическая активность способствует правильному росту и развитию костного скелета и мускулатуры, кроме того, достаточная двигательная нагрузка является отличным профилактическим средством детских и подростковых неврозов и может стать настоящим лекарством от любой депрессии.

 

 

 

Индивидуальный подход

 

 

 

В реальности не всегда получается отдать ребенка в спортивную секцию – то ли некому отводить на занятия, то ли просто не хватает материальных средств. В этом случае постарайтесь стимулировать вашего ребенка на активные игры, делайте утреннюю зарядку, в выходные выезжайте на природу, плавайте, заведите приусадебный участок – любая форма физической активности может оказать благотворное влияние на здоровье школьника.

 

А вот относительно выбора спортивной секции хочется предостеречь родителей от излишней настойчивости: дайте возможность ребенку самому выбрать, чем ему хочется заняться, и не корите сильно, если он в очередной раз бросает одну секцию, чтобы заняться чем-то другим. Не так уж важно, каких результатов достигнет он в спорте – важно, что он двигается и живет с интересом.

 

 

Закаливание

 

 

Общие принципы

 

 

Все методы закаливания направлены на укрепление иммунных сил и повышение адаптационных возможностей организма. В выборе методов закаливания ориентируйтесь на одобренные, проверенные варианты. Вы можете обливаться холодной водой, обтираться холодным полотенцем или снегом, принимать контрастный душ – любой способ при условии регулярного использования и разумного применения будет хорош и оправдает себя.

 

PS: Под разумным применением мы понимаем основные правила закаливания – постепенность, регулярность, использование только при отсутствии острого заболевания.

 

 

Индивидуальный подход

 

 

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок самостоятельно шел на каждую процедуру закаливания, старайтесь не заставлять его – объясняйте, убеждайте, действуйте собственным примером. Только так вы сможете достичь формирования у него правильного отношения к закаливанию.

 

 

Соблюдение гигиенических норм

 

 

 

В данном пункте все достаточно просто: соблюдение существующих гигиенических правил должно стать само собой разумеющимся.

Поддержание чистоты тела и волос (не реже раза в неделю).

 

1. Чистка зубов (1-2 раза в день).

 

2. Ежедневное мытье лица, ног и половых органов.

 

3. Мытье рук перед каждым приемом пищи.

 

4. Употребление для питья только питьевой (кипяченой) воды.

 

5. Достаточная термическая обработка пищи.

 

6. Использование только качественных продуктов питания с соблюдением срока годности.

 

7. Использование индивидуальных средств ухода (мочалка, зубная щетка, расческа).

 

8. Гигиена органов зрения (правила чтения и т.п.).

 

 

 

Отказ от вредных привычек

 

 

 

Вся обстановка вокруг школьника должна строиться таким образом, чтобы ему было совершенно очевидно, что полезно, а что нет. Что мы имеем в виду под вредными привычками?

 

1. Привычка сосать пальцы и грызть ногти.

 

2. Прием пищи за чтением книги.

 

3. Чтение лежа.

 

4. Курение.

 

5. Прием алкоголя.

 

6. Наркотики.

 

О методиках профилактики и избавления от вредных привычек мы поговорим в статье «Формирование здорового образа жизни школьника».

 

 

 

Правильное половое поведение, сексуальные отношения

 

 

 

Речь идет, конечно же, о старших школьниках, хотя, как показывает практика, сексуальные отношения могут стать актуальными и для детей 9-10 лет. Не стоит, пожалуй, много говорить о венерических болезнях и ранней беременности – ни тот, ни другой фактор благоприятно не сказываются на здоровье школьника. Но даже так называемый «защищенный секс» для незрелого человека – неблагоприятный фактор, провоцирующий развитие неврозов, депрессивных состояний и формирование нездоровых стереотипов поведения, препятствующих эффективной социализации личности в дальнейшем.

 

 

 

Психологическая обстановка в семье

 

 

 

Любви и дружеским отношениям в семье можно петь оды и слагать песни — и все равно этого будет мало. Психологическое здоровье важно никак не меньше здоровья физического – психически здоровый и психически стабильный человек найдет силы справиться с любой болезнью, с любой проблемой. Основой психического здоровья школьника является благоприятная обстановка в семье, где все любят и уважают друг друга, где вместе обсуждают сложные вопросы и вместе (с учетом возможностей и опыта каждого) принимают решения, где готовы принять и простить оступившегося и провинившегося.

 

Любите своих детей, уважайте их мнение, больше общайтесь с ними – и вы с радостью увидите, как ваш ребенок растет и развивается в полноценную здоровую личность.

 

Классный час по теме «Здоровый образ жизни»

Классный час на тему «Здоровый образ жизни»

Классный руководитель 4 класса Котова ЕИ МКОУ Нижнемарьинская СОШ

Цели: расширить представление детей о здоровом образе жизни;

способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности; побуждать детей к соблюдению навыков здорового образа жизни; содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества.

План.

  1. Интерактивная беседа «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»

  2. Мини-лекция «Что такое здоровье?»

  3. Составление таблицы «Здоровый образ жизни»

  4. Выступление учащихся на тему «Вредные привычки»

  5. Игра «Счастливый случай»

  6. Заключительное слово.

  7. Подведение итогов.

Ход классного часа.

  1. Интерактивная беседа «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»

Тема нашего классного часа – здоровый образ жизни.

Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье – это величайшая ценность, но почему-то современная молодёжь в числе главных ценностей называет деньги, карьеру, любовь, славу, а здоровье ставит только на 7-8 место.

Мудрая пословица гласит: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». Как вы думаете, какое отношение эта пословица имеет к теме нашего разговора?

Мы знаем, как хранить деньги, как сберечь вещи. А знаете ли вы о том, как хранить здоровье?

Сегодня мы будем говорить о том, что нужно делать, чтобы не жалеть о потерянном здоровье.

2.Мини-лекция «Что такое здоровье?»

Итак, сегодня мы говорим о здоровье. Как вы понимаете это слово?

Действительно, долгие годы здоровье и понималось как отсутствие болезней и физических недостатков. Но в наше время установилась другая точка зрения. Согласно этой точке зрения, здоровье бывает физическое, душевное и социальное.

Физическое здоровье – это состояние правильной работы всего организма. Если человек физически здоров, то он может все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

Душевное здоровье проявляется в том, что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворён своими достижениями и может сделать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо отдыхать, получать новые впечатления, общаться с друзьями.

Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей, умеют выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Здоровым можно назвать только такого человека, который обладает всеми тремя видами здоровья.

  1. Составление таблицы «Здоровый образ человека»

Итак, здоровье – это великая ценность, но многие начинают это понимать, когда заболеют. Учёные утверждают, что организм человека рассчитан на 150-200 лет жизни. А у нас сейчас люди живут в 2-3 раза меньше. Как вы думаете, почему?

Что мешает людям жить долго?

Главное для здоровья – это умение человека работать над самим собой, над своим здоровьем. Все учёные сходятся в одном: чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни.

А вот из чего складывается ЗОЖ, мы узнаем при составлении таблицы. Я загадаю 5 загадок, каждая из которых – фактор здоровья.

1.Равномерное чередование труда и отдыха в течение дня. (Режим дня)

2.Постоянная тренировка своей физической выносливости, устойчивости к холоду, к заболеваниям. (Закаливание)

3.Мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья. (Гигиена)

4. Порядок приёма пищи, её характер и количество (Правильное питание)

5. Активные действия, в которых участвуют разные группы мышц. (Движение, спорт)

Итак, что же у нас получилось. Из чего складывается здоровый образ жизни, который дарит человеку здоровье и долголетие?

Я предлагаю добавить в этот список ещё один пункт – отсутствие вредных привычек. Вы согласны со мной?

Действительно, человек может выполнять все пункты здорового образа жизни, но одна вредная привычка, например, курение или алкоголизм, сведёт на нет все его усилия. А какие ещё вредные привычки есть у человека? Послушаем своих одноклассников.

4.Выступление учащихся на тему «Вредные привычки»

Токсикомания

Наркомания

Алкоголизм

Курение

Игромания

сквернословие

Вот такие вредные привычки могут погубить здоровье человека, нанести организму колоссальный вред. Свое отношение к этим порокам народ выразил в пословицах. Думаю, что эта мудрость поможет современным молодым людям избежать этих пороков. ( на слайде пословицы)

5. Игра «Счастливый случай»

Я подготовила вам игру. У нас в игре 2 команды. В игре 3 тура.

1тур. «Да, нет, не знаю»

1.Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? Да

1.Правда, что недостаток солнца вызывает у людей депрессию? да

2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? Нет

2. Правда, что летом можно запастись витаминами на целый год? нет

3.Верно ли, что шоколадные батончики входят в 5-ку самых вредных продуктов питания? да

3.Правда, что надо ежедневно выпивать 2стакана молока? Да

4 Правда ли, что бананы поднимают настроение? да

4Правда, что сладкие напитки входят в 5-ку самых вредных продуктов питания? да

5.Верно ли, что от курения ежегодно помирают более 10000 человек? да

5.Правда, что минута смеха равна 45 минутам пассивного отдыха? Да

6.Веоно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? Да

6. Согласны ли вы, что стресс полезен для здоровья? Нет

7.Правда ли, что есть безвредные наркотики? Нет

7. Согласны ли вы, что картофельные чипсы полезны для здоровья? Нет

8.отказаться от курения легко? Нет.

8 Верно ли, что от одного укола можно стать наркоманом? Да

9.правда, что большинство людей не курит? да

9.Верно ли, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов? Да

10.Правда, что «совы» любят работать по утрам? нет

10.Верно ли, что сосиски полезны для здоровья? нет

2 тур. «Заморочки из бочки»

1.Назовите комнатное растение, которое: во-первых, съедобно – можно положить 1-2 листочка в салат или съесть просто так, без приправ; во-вторых, лечит горло, голосовые связки, заживляет раны, а его сок улучшает пищеварение (каланхоэ)

2.Какое лекарственное животное пропагандировал Дуремар – персонаж сказки Алексея Толстого? (Медицинскую пиявку. Они высасывают кровь, снижают кровяное давление, вырабатывают гирудин, предотвращающее свёртываемость крови)

3.Почему нельзя собирать ягоды, грибы и лекарственные растения вдоль автомобильных дорог? (В них накапливаются вредные вещества)

4.В Арктике и Антарктиде, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе – часто. Почему? (Воздух там практически стерилен, поскольку болезнетворные бактерии и вирусы погибают. В средней полосе в воздухе много вирусов, вызывающие болезни)

3тур «Тёмная лошадка»

  1. В этом ящике находятся незаменимые гомологически активные вещества, биокатализаторы обменных процессов в организме, которые необходимо употреблять, если вы принимаете антибиотики? (Витамины)

  2. Изделие, находящееся в ящике, способно при его употреблении выделять синильную кислоту, сероводород, бензпирен и другие ядовитые вещества, вызывающие порой судороги? (Сигарета)

Итак, победила команда …..

6. Заключительное слово.

Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье – самая большая ценность для человека. На наше здоровье влияет множество факторов: и климат, и политика, и экономика, и много чего ещё. Что-то мы не в силах изменить. Но очень много зависит и от нас. Чтобы быть здоровым, чтобы жить долго и счастливо, нужно вести здоровый образ жизни. И это под силу каждому человеку

Москва | План лекций по формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний

    Центр


    Белгородская область
    Брянская область
    Владимирская область
    Воронежская область
    г. Москва
    Ивановская область
    Калужская область
    Костромская область
    Курская область
    Липецкая область
    Московская область
    Орловская область
    Рязанская область
    Смоленская область
    Тамбовская область
    Тверская область
    Тульская область
    Ярославская область

    Приволжье


    Кировская область
    Нижегородская область
    Оренбургская область
    Пензенская область
    Пермский край
    Республика Башкортостан
    Республика Марий Эл
    Республика Мордовия
    Республика Татарстан
    Самарская область
    Саратовская область
    Удмуртская Республика
    Ульяновская область
    Чувашская Республика

    Сибирь


    Алтайский край
    Забайкальский край
    Иркутская область
    Кемеровская область
    Красноярский край
    Новосибирская область
    Омская область
    Республика Алтай
    Республика Бурятия
    Республика Тыва
    Республика Хакасия
    Томская область

    Урал


    Курганская область
    Свердловская область
    Тюменская область
    Ханты-Мансийский автономный округ
    Челябинская область
    Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг


    Астраханская область
    Волгоградская область
    г. Севастополь
    Краснодарский край
    Республика Адыгея
    Республика Калмыкия
    Республика Крым
    Ростовская область

    Северо-Запад


    Архангельская область
    Вологодская область
    г. Санкт-Петербург
    Калининградская область
    Ленинградская область
    Мурманская область
    Ненецкий автономный округ
    Новгородская област

Здоровый образ жизни — Лекции — Каталог статей

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — жизнь в
здравии душевном и физическом. Выбор образа жизни современного человека зависит
прежде всего от культурных, религиозных установок человека, а затем уже от
материальных возможностей и природных факторов окружения.

Здоровый образ жизни — это
философская категория социального бытия, дающая представление об образе жизни,
основанном на принципах нравственности, рационально организованном, активном,
трудовом, закаливающим и, в то же время, защищающем от неблагоприятных
воздействий окружающей среды, позволяющим до глубокой старости сохранять
нравственное, психическое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни предполагает
оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную
двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных
привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Он позволяет до
глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Формирование здорового
образа жизни

Воспитание и ЗОЖ

Занятия спортом,
здоровые увлечения поддерживают однажды выбранный образ жизни.
Зависимости от плохих привычек, алкогольная реклама, реклама табака, провоцирование
на употребление наркотиков отдаляют человека от здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни —
процесс воспитания Человека в самом себе, предполагающий наличие воли, знаний,
понимания и всесторонней поддержки извне. Считается, что жизнь в здравии
изначально «дарована от бога». Умение и желание сохранить здоровье основано на
нравственном выборе. Следовательно этот процесс более информационный, нежели материальный.
В Томске наблюдается устойчивая тенденция: сами организаторы при проведении
мировоззренческих праздников, акций легче отказываются от вредных
привычек.

Отсюда важно для себя ответить на вопросы: с кем
ты дружишь, какие убеждения исповедует твоё окружение, что ты делаешь сам для
того чтобы сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье своё и
своего окружения.

Медицинский аспект в ЗОЖ

Медицинский аспект сохранения здоровья
профессионально рассматривается медицинскими профилактическими организациями. В
Томске это следующие организации:

Волонтёрское движение и
ЗОЖ

Волонтёры здорового образа жизни —
организации и отдельные личности, своим примером способствующие сохранению
своего здоровья и здоровья окружающих. Ресурс самоорганизации населения в
процессе формирования здорового образа жизни огромен. Формы гражданской
самоорганизации людей в целях сохранения здравия (здорового образа жизни) различны:
инициативная группа, гражданская коалиция, социальные движения, а результатами
совместной деятельности станут совместные проекты, производство цепочки
событий, формирование здорового образа жизни в кругу общения волонтёров.

  • Объединения
    волонтеров ЗОЖ городского и областного значения
  • На
    предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях
    волонтёрское движение
    ЗОЖ развивается в форме волонтёрских служб, поддерживается специальными
    программами, предусматривающими проведение праздников «Дни здоровья»,
    мировоззренческих и медицинских просветительских акций.
    • Волонтёрская
      служба ТПУ «Стиль жизни» См.

Задача «Быть здоровыми»

Задача «Быть здоровыми» обладает социальной и
политической значимостью, наиболее ёмко, коротко и системно сформулирован
подход в решении задачи в программном документе общественного движения КПЕ:

Здоровье народа — главная
ценность. Каждый человек сам себе аптека и сам себе целитель. Но надо научить
человека познавать самого себя. У нас должны быть ЗДРАВницы, а не БОЛЬницы.
Болезнь легче предупредить, чем лечить. Страховая медицина — не оправдала
возлагаемых на неё надежд и стала финансовой прослойкой между здравоохранением
и пациентом. Её необходимо ликвидировать за ненадобностью. Основными
направлениями развития системы здравоохранения должны стать: бесплатное
медицинское обслуживание людей труда, монополия государства на производство и
сбыт медикаментов, всеобщая диспансеризация, уничтожение наркомафии, антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда, пропаганда
здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта, защита людей от информационных
потоков, разрушающих здоровье, создание центров помощи семьям. Продажу спиртных напитков и продажу табачных изделий не осуществлять в радиусе
500 метров от образовательных и детских учреждений. Время продаж ограничить с
10 до 19 часов. Продажу спиртных и табачных изделий детям до 18 лет запретить.
Совершенно здоровым может быть лишь тот, у кого есть единство мыслей, слов и
дел и они направлены на добро, а не на зло, причём не только для себя, но и для
семьи, рода, народа, Отечества, человечества и для всей биосферы.

 

Волонтерское движение – институт воспитания семейственности, честности,
справедливости, дружбы, верности, милосердия, вдохновения, ответственности,
созидательности, терпимости, трудолюбия, умеренности, добра. Волонтерское
движение представляет собой добровольную консолидированную социально полезную
деятельность самоуправляемых, открытых объединений молодежи. 

 

Преимущества социальной поддержки для вашего здорового образа жизни

CNS Logo