что это и диагностика эмоций
Психоэмоциональное состояние является обобщающим понятием для всех переживаний, возникающих в жизни, они помогают мотивировать человека, корректируют его поведение, влияют на мышление. Как именно это происходит, попробуем разобраться.
Для большинства людей чувства и эмоции очень похожи. Однако, несмотря на то, что они зависят друг от друга, это довольно разные вещи. Эмоции описывают физиологические состояния, генерируются подсознательно. Обычно они являются автономными телесными реакциями на определенные внешние или внутренние события.
Чувства являются субъективными переживаниями эмоций, движимы сознательными мыслями и размышлениями. Чувство − это психическое состояние человека, который выражает свое отношение к конкретным событиям, людям, различным элементам реальности. Это означает, что у нас могут быть эмоции без чувств, но не чувства без эмоций.
Что такое психоэмоциональное состояние?
Психоэмоциональное состояние — это сложный набор изменений, происходящих в теле и психике, включающий физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы, поведенческие реакции на ситуацию, воспринимаемую как важную для данного человека.
Социализация человека приводит к созданию определенных структур и норм поведения. Они часто побуждают к тому, чтобы не выражать чувства, которые считаются в обществе «неправильными». Неадекватное восприятие реальности окружающего мира проявляется в подавлении сложных или неприятных чувств и эмоций. Как свидетельствует ряд исследований, такое поведение влияет на здоровье, часто приводя к расстройствам или психосоматическим заболеваниям: язве желудка, двенадцатиперстной кишки, заболеваниям кожи, сердца, кровообращения и многим другим.
Эмоции являются частью очень чувствительной системы обратной связи. Таким образом, они все, даже те, о которых мы склонны думать, как о негативных (гнев, ревность, скука и т.д.), дают ценную информацию.
Нет единой области мозга, где обрабатываются все положительные или отрицательные эмоции. Тем не менее, несколько исследований выявили области мозга, которые явно участвуют в этом процессе. Эмоции генерируются путем синхронизации нейронных сетей по всему человеческому мозгу, включая зрительные и слуховые центры в затылочной и височной областях, которые расшифровывают поступающую информацию. Во время обработки, например, радостных раздражителей эти области тесно взаимодействуют с медиальной орбитофронтальной корой. Кроме того, было доказано, что прилежащее ядро активно при ощущении желания.
С другой стороны, негативные эмоции, такие как стресс, страх, отвращение, обычно связаны с более глубокими и древними структурами мозга, такими как миндалина или островковая кора.
Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ
Действительно ли эмоциональные процессы бессознательны?
Возьмем, например, просмотр фильма ужасов дома. Даже находясь в безопасной обстановке, человек начинает нервничать или бояться. Тело реагирует более сильным дыханием, учащенным сердцебиением, расширением зрачков.
Прежде чем зритель сможет начать осознавать страх, автономная нервная система уже потянула рычаги и спровоцировала все телесные изменения. Это еще раз показывает, что эмоции не приводят автоматически к чувствам, но они определенно управляют нашими действиями.
Влияют ли эмоции на мышление?
Эмоции имеют определенную власть над нашими мыслями. По сути, наше первое «прочтение» новой ситуации всегда сосредоточено на эмоциях, чувствах и ощущениях. Таким образом эмоциональное состояние закладывает основу для предстоящего вывода.
Тот факт, что эмоции появляются быстрее мыслей весьма полезен. Под надвигающимися угрозами просто нет времени думать. Вместо этого эмоции «овладевают» человеком, вызывая мгновенные поведенческие реакции за доли секунды, предотвращая негативные последствия.
Зачем нужны эмоции?
Эмоции помогают:
- действовать;
- выживать;
- нападать или избегать опасности;
- принимать решения;
- понимать других.
Они помогают другим людям понять нас.
С эволюционной точки зрения, структуры мозга, которые обрабатывают когнитивную информацию (например, неокортекс), намного моложе, чем другие области мозга. Из этого можно заключить, что влияние эмоций на поведение человека намного сильнее по сравнению с познанием или логикой.
Кроме того, эмоциональные состояния других людей влияют на наше собственное благодаря информации, которую они передают. Когда мы видим чье-то испуганное выражение лица, то склонны немедленно высматривать опасность вокруг. Точно так же люди чувствуют себя комфортно и в безопасности, ощущая счастье в других. Эмоциональные состояния могут легко влиять на поведение людей.
Диагностика эмоциональной сферы.
Темп жизни, постоянный стресс, чрезмерные амбиции или отсутствие баланса между личной и профессиональной жизнью приводят к тому, что люди разного возраста и социального статуса испытывают проблемы в эмоциональной сфере.
Шкала эмоций Абрахама Хикса описывает диапазон от самых отрицательных до самых положительных чувств.
Главное, что нужно понять в шкале, которая используется для диагностики и улучшения эмоциональных состояний, это то, что изменения могут быть сделаны только постепенно. Движение вправо по шкале − это поэтапный процесс. Это не обязательно означает, что прогресс будет медленным, но вы никогда не сможете пропустить шаги по шкале.
Невозможно перейти от полного страдания к полной радости, потому что вы даже не можете представить себе концепцию полного счастья в нынешнем состоянии. Но можете понять и прочувствовать гнев. Прогресс включает в себя такие чувства, как негодование или злость, которые должны быть прожиты, а не подавлены. Они также дают возможность почувствовать себя лучше.
Все чувства, негативные и позитивные, выстроены по шкале из семи цветных зон, от самой низкой до самой высокой. Три отрицательные зоны находятся слева, нейтральная зона (зеленая) − посередине, а три положительные − справа. Цвета − от красного до фиолетового. Очень важно быть честным с самим собой и начинать с соответствующей зоны.
1. Красная.
Самая низкая по эмоциональной шкале, включает негативные чувства, такие как:
Пройти тест на неуверенность в себе
Движение от отрицательных эмоций к положительным является постепенным. Вот почему находясь в красной зоне нужно признать и выразить свои негативные переживания − это важный шаг к позитивным чувствам.
2. Оранжевая.
Она менее негативна, чем красная, однако человек все еще чувствует себя очень плохо:
- злым;
- недооцененным;
- возмущенным;
- мстительным;
- испуганным;
- отстраненным;
- недоверчивым;
- виноватым;
- обиженным;
- обескураженными;
- ненавидимым.
Повышение эмоциональной шкалы − это сложный процесс, поэтому будьте терпеливы с самим собой. Есть некоторая сила в том, чтобы злиться, а не быть в депрессии. Когда вы рисуете мстительные картины в своем уме, то чувствуете себя лучше. Часто месть или обвинение других освобождает. Так что просто нужно выразить это. Примите это как временный шаг к дальнейшему облегчению.
3. Желтая.
Это зона разочарования. Она включает в себя такие чувства:
- разочарование;
- грусть;
- беспокойство;
- сомнение;
- раздражение;
- жалость к себе;
- тревогу;
- отвергнутость;
- подавленность;
- сожаление;
- одиночество.
В этой зоне интенсивность негативных чувств уменьшается по сравнению с красной и оранжевой. Это хорошее время, чтобы перенаправить фокус мыслей на оптимизм, попробовав строить планы на будущее.
4. Зеленая.
Начинает проявляться скука. Переход между отрицательными и положительными эмоциями довольно тонкий. Это нейтральная зона, где чувства смешаны. Человек не чувствует себя плохо и не чувствует себя хорошо, он может описать свои ощущения следующим образом:
- скучно;
- пусто;
- нерешительно;
- безразлично.
У человека появляется ощущение, что он застрял и устал. На этом этапе можно позволить себе перерыв и ничего не чувствовать. Это часть постепенного процесса продвижения вверх по эмоциональной шкале. Теперь важно осознать, что после привычки негативно мыслить, вы готовитесь к получению положительных впечатлений.
Пройти тест на депрессию
5. Голубая.
Появляется надежда. Ощущается большое облегчение, первая зона положительных эмоций. Человек чувствует себя:
- ценным;
- миролюбивым;
- доверчивым;
- веселым;
- благодарным;
- заинтересованным;
- принятым.
Вы на верном пути и будете чувствовать себя еще лучше.
6. Синяя.
Появляется вера в себя. Цель на этом этапе − перейти от надежды к вере. Нужно тонко настраиваться на то, что с вами случатся хорошие вещи. Это означает искреннюю веру в себя, в свою доброту и в заслуженное счастье. Человек чувствует себя:
- уважаемым;
- одобряемым;
- уверенным;
- предвкушающим интересные события.
Это уровень прощения, безопасности, удовлетворения, энтузиазма, желания, ясности.
7. Фиолетовая.
Возникает ощущение непобедимости. В фиолетовой зоне человек чувствует себя достойным восхищения, радостным, любимым. Если остаться в этой эмоциональной зоне хотя бы на три дня, то можно заметить позитивные изменения. Если такое эмоциональное состояние человека будет доминирующим в течение месяца, изменится образ мысли, жизненная позиция, перемены станут реальными (например, смена работы, места жительства, семейного статуса и т.д.).
Эмоциональная информация о нашей жизненной ситуации тем более ценна, что она остается независимой от воли, убеждений, ожиданий или желаний. Никто из нас не имеет прямой власти над эмоциями. Ни один человек не может просто управлять ими силой. Если мы хотим действовать ответственно, необходимо с умом использовать информацию о себе и своем положении, которая достигает нас эмоциональным путем. Это шанс повзрослеть и управлять своей жизнью самостоятельно.
Здоровое психоэмоциональное состояние требует работы, предполагающей внимание к себе и тонкую настройку мыслей, чувств, поведения.
Пройти тест на самооценку
Влияние стресса на здоровье, как избавиться от стресса
Любой грамотный врач вам сообщит, что нужно владеть своим психоэмоциональным состоянием, если не получается сделать это самостоятельно – могут назначаться даже медикаментозные препараты. Почему это так важно? При стрессе выделяется гормон кортизол. Он оказывает влияние на работу всех систем организма. Из-за этого нарушается работа сердечно-сосудистой и нервной системы, что может привести к ухудшению самочувствия, проблемах со сном, неполадках в работе ЖКТ.
Люди, которые умеют справляться со стрессами и обходить конфликтные ситуации, как правило, ведут полноценную жизнь. У них достаточно сил на работу, друзей и увлечения. Психически уравновешенные люди заводят счастливые семьи, рожают здоровых детей и воспитывают их такими же психологически уравновешенными.
Влияние стресса на здоровье человека
Ученые доказали, что организм людей, постоянно подвергающихся воздействию стресса, изнашивается на 40% быстрее, чем у тех людей, которые живут в спокойствии. Частые стрессовые ситуации вызывают следующие симптомы:
- Покраснение кожного покрова, различные высыпания;
- Ощущение усталости и разбитости даже после полноценного сна;
- Снижение или увеличение массы тела;
- Постоянное чувство тревоги;
- Тремор (дрожь) конечностей;
- Расстройство стула.
Если ничего не предпринимать, велик шанс развития таких патологических процессов:
- Панические атаки;
- Депрессия;
- Сбои в работе сердца;
- Язва желудка;
- Гипертония;
- Анорексия;
- Также стресс может вызвать снижение полового влечения как у женщин, так и у мужчин.
Сон как основа хорошего самочувствия
Полноценный отдых и здоровый сон – первое правило стабильной психики. Выспавшийся человек более устойчив к стрессу. Нормой принято считать 7-8 часов сна (и не менее 9 часов – если человек тяжело тренируется или его работа проходит «на ногах»).
Если сна недостаточно, устойчивость нервной системы снижается. Вы наверняка наблюдали, как капризничают маленькие дети, если устали и хотят спать. Похожее состояние наблюдается и у взрослых, которые регулярно не досыпают – им становится сложно контролировать свои эмоции, они ощущают раздражение и агрессию.
Чтобы повысить качество сна, обязательно создайте в спальне комфортную обстановку для сна – затемните комнату, проветрите её перед сном, постарайтесь сделать так, чтобы в комнате было тихо. Соблюдайте режим сна – постарайтесь ложиться спать и проспаться примерно в одно и то же время каждый день и не сильно выбиваться из этого графика даже в выходные. Если эти меры не помогают – обратитесь к неврологу или сомнологу. Врач поможет улучшить ваш сон и качество ночного отдыха.
Медитация и психотерапия, их влияние на здоровье
Медитация – отличный способ справится с депрессией и стрессом без медикаментозных препаратов.
Влияние медитации на организм – это:
- Улучшение работы головного мозга. Научно доказано, что курс медитации способствует восстановлению клеток головного мозга;
- Снижение риска развития заболеваний сердца;
- Устранение чувства тревоги;
- Выработка устойчивости психики к стрессу;
- Повышение иммунитета и усиление защитных сил организма.
Ученые из Вашингтона провели интересное исследование. 15 коллег с одного предприятия добровольно в нем поучаствовали. Перед курсом реабилитации каждый из добровольцев прошел тест на стрессоустойчивость. Выяснилось, что 14 из 15 работников живут в постоянном стрессе и не могут эффективно справляться с нервирующими ситуациями.
Работники прошли восьминедельный курс медитации под контролем специалиста – и повторный тест показал, что работники стали намного спокойнее и научились контролировать эмоции. Хороший результат также демонстрирует психотерапия – она помогает решать проблемы и бороться с тревожностью.
Как научиться контролировать психоэмоциональное состояние?
Как сохранить здоровье и повысить стрессоустойчивость?
- Не беритесь сразу за несколько дел. Доводите каждое начатое задание до конца, не отвлекаясь на посторонние факторы. Если работа не позволяет заниматься только одним делом – составьте расписание очередности задач и в выделенное на задачу время занимайтесь только ей.
- Если вы нервничаете из-за какой-то ситуации – спросите себя, можете ли вы что-то сделать. Если нет – то вам нужно смириться с тем, что эта ситуация и ее результат – вне зоны вашего контроля и постараться отвлечься на что-то другое. Если же можете – не нужно переживать, просто делайте.
- Постарайтесь выработать независимую самооценку. Конечно, слушать негативную оценку и ругань неприятно – но, если подумать, эта оценка вас никак не касается. Это просто мнение другого человека, которое можно учитывать, если человек для вас важен, но не стоит воспринимать как объективную реальность. Оценивайте себя сами.
- Ставьте перед собой реалистичные задачи. Не самые простые, но достижимые. Определяя срок выполнения задачи, закладывайте 15-20% времени на форс-мажорные ситуации и человеческий фактор, тогда проволочки не будут выбивать вас из колеи.
- Легкая физическая активность способствует стабилизации психоэмоционального состояния – ничто так не успокаивает, как легкая пробежка или плавание.
- Ложитесь спать не позднее 23 часов, старайтесь спать не менее 8 часов.
- Организуйте свое рабочее место таким образом, чтобы там было приятно находиться и легко было найти все необходимое.
- Питайтесь правильной пищей. Для стабильности психоэмоционального состояния очень важно питаться сбалансированно. Особенно важны витамины группы B.
- Хотя бы один раз в неделю делайте то, что приятно вам. Встречайтесь с друзьями, танцуйте, ешьте вкусную еду, играйте в компьютерные или настольные игры.
Если ничего не помогает, и вы чувствуете, что вам тяжело самостоятельно справиться со стрессом – обратитесь к специалисту, возможно, у вас депрессия. В этом случае вам требуется квалифицированное лечение.
Эмоциональные состояния в психологии: виды, основы, характеристика
Эмоции, переживания, чувства — факторы, отвечающие за психоэмоциональное состояние индивида. Оно меняется каждый день и влияет на работоспособность человека. Эмоциональные состояния в психологии регулируют поведение человека, его мышление, желание, мотивации. Зависимо от настроения субъект может быстро достигать поставленных целей или ничего не делать, вести аморальный образ жизни.
Понятие и значение
Эмоции — элементарные переживания. Они могут возникать под воздействием внешних или внутренних раздражителей. Характер проявления зависит от степени удовлетворенности собственных желаний, ожиданий.
Эмоции выполняют огромную роль. От эмоционального состояния зависит:
- продвижение в карьере;
- развитие личных интересов;
- общение с родными;
- физическое здоровье.
Если человек подавлен, могут начаться проблемы со здоровьем, снизится физическая активность.
Виды и характеристики
Психологи выделяют несколько видов проявлений — эмоции, аффекты, чувства, настроения, стрессы, фрустрация. Каждое из них имеет определенные характеристики.
Эмоции
Сложные психические явления. Наиболее значимые — стрессы, чувства, настроения. От аффектов эмоции можно отличить по длительности. Аффекты — кратковременные проявления. Эмоции могут на длительное время изменить психическое состояние.
Аффекты
Аффекты — мощное проявление психологических реакций. Их можно сравнить с эмоциональными вспышками, которые на короткий промежуток времени изменяют психическое состояние. Примеры аффектов:
- ужас;
- ярость;
- гнев;
- глубокое горе;
- бурная радость;
- отчаяние.
При возникновении аффекты полностью захватывают психику. Подобные вспышки полностью подавляют волю. Аффекты непреодолимы, они навязывают человеку какое-либо действие, которое чаще имеет дурные последствия.
Чувства
Чувства — эмоциональные процессы, которые длятся дольше, чем аффекты, но менее интенсивны. Могут проявляться по отношению к какому-либо предмету, животному, другому человеку. Чувства мотивируют человека к каким-либо действиям.
Настроения
Настроения — эмоциональные процессы, которые длятся дольше аффектов. Интенсивность крайне слабая. К подобным проявлениям можно отнести скуку, нейтралитет, безразличие, недовольство, удовлетворение.
Стрессы
Стресс — эмоциональное состояние, которое возникает как реакция на различные события, экстремальные воздействия. Возникают из-за неудач, потерь, череды тяжелых жизненных моментов, конфликтных ситуаций, испытаний.
Стрессы знакомы людям, которые занимаются ответственной работой, развивают бизнес. Они постоянно нервничают, и напряжение накапливается, вызывая нервный срыв.
Одно из известных эмоциональных состояний, которое похоже на затяжной стресс — эмоциональное выгорание.
Фрустрация
Фрустрация возникает при систематическом разрушении планов, расстройстве, обмане. Чаще вызвано непреодолимыми трудностями, барьерами, затруднениями, которые возникают при достижении определенной цели.
Фрустрации сопровождают негативные чувства. Они способны разрушить деятельность, сознание. Виды:
- внешняя, внутренняя агрессия;
- подавленность;
- озлобленность;
- огорчение;
- неудовлетворенность.
Фрустрация усиливается, если в разных сферах жизни постоянно возникают неудачи, окружающие корят за это человека, обвиняют, унижают, критикуют.
Функции
Психологи выделяют ряд функций, которые выполняют эмоции:
- Мобилизация. Эта функция проявляется на физиологическом уровне. Основные проявления — выброс в кровь адреналина, притупление ощущений, сужение сознания. Описанные проявления помогают отбросить лишние мысли, действовать согласно конкретной ситуации.
- Оценка. С помощью эмоций можно моментально оценить сложившуюся ситуацию или внешний раздражитель. Эмоциональная оценка появляется прежде, чем будет составлен развернутый ответ. Первое впечатление о новом человеке крайне сложно разрушить.
- Компенсация. Эмоции можно назвать высшим порядком интеллекта. Они не идут вразрез с разумом. Психологи называют их ресурсом для решения разных задач. Например, с помощью положительных эмоций можно усилить потребности, а с помощью отрицательных — снизить их эффективность.
- Следообразование. Часто случаются ситуации, когда эмоции проявляются слишком поздно, когда все закончилось, ничего серьезного изменить невозможно. Созданный эмоциональный эффект закрепляется в памяти, будет возникать при появлении подобных ситуаций.
- Коммуникация. Эмоции имеют экспрессивный компонент. Они прозрачны для социума. Например, когда один человек выражает боль, горечь утраты, у окружающих возникает альтруистическая мотивация, желание помочь. Часто подобные проявления приводят к новым знакомствам, которые могут сыграть значительную роль в жизни.
Применение шкалы Абрахама Хикса для оценки состояния
Чтобы составить точную психологическую характеристику эмоциональных состояний человека, выявить нарушения эмоциональной сферы, можно воспользоваться шкалой Абрахама Хикса. С ее помощью можно описать обширный диапазон чувств — от негативных до положительных. Чувства в шкале разделяются по цветам.
Важно запомнить особенность шкалы. Невозможно передвигаться по шкале с одной стороны к другой, минуя промежуточные этапы. Например, невозможно перейти от страдания сразу к радости. Цвета идут от красного до фиолетового. Нейтральная зона, которая расположена по центру обозначается зеленым цветом.
Красная зона
Проявления:
- безнадежность;
- бессилие;
- депрессия;
- отчаяние;
- неуверенность;
- горечь;
- зависть;
- несчастье;
- унижение;
- страх;
- стыд;
- заброшенность.
Чтобы продвигаться по негативной зоне, нужно испытать негатив, стараться выражать его, чтобы двигаться к положительным эмоциям.
Оранжевая
Оранжевая зона менее негативная, но ощущения остаются плохими:
- испуг;
- отстраненность;
- возмущенность;
- недооцененность;
- злость;
- жажда мести;
- вина;
- недоверие;
- обида;
- ненависть;
- обескураженность.
Важно быть терпеливым при преодолении различных зон шкалы. Чтобы избавиться от негативных чувств, можно пользоваться естественными механизмами психологической защиты, например, перекладыванием вины на других. Это помогает освободиться от негатива.
Желтая
Это зона разочарования. Чувства:
- беспокойство;
- грусть;
- разочарование;
- раздражение;
- сомнение;
- жалость к себе;
- одиночество;
- подавленность;
- тревога;
- сожаление.
При прохождении этой и следующе зоны психологи рекомендуют перенастраиваться на положительные мысли.
Зеленая
Нейтральная зона. Главное проявление — скука. Чувства становятся смешанными, поскольку происходит переход между положительными и отрицательными эмоциями. Субъект не может точно охарактеризовать свое состояние. Ему не хорошо, но и не плохо. Ему:
- скучно;
- пусто;
- нормально;
- безразлично.
На этом этапе важно расслабиться, попытаться отречься от любых чувств. Временно появится ощущение усталости. Человек не знает, что ему делать дальше. Главное не поддаваться негативу. Нужно попробовать отдохнуть.
Голубая
На этом этапе у субъекта появляется надежда. Характеризуется:
- доверием;
- ценностью;
- благородностью;
- весельем;
- принятием;
- заинтересованностью.
Синяя
С каждым этапом чувства будут становиться лучше. На этом этапе появляется вера в себя. Ее цель — продвинуться от надежды к вере. Важно правильно настроиться, чтобы происходили только хорошие вещи. Синяя зона характеризуется:
- уверенностью;
- одобрением;
- уважением;
- предвкушением интересных событий.
На этом уровне человек чувствует безопасность, удовлетворение. У него появляется энтузиазм, силы к достижению поставленных целей.
Фиолетовая
Последняя зона — фиолетовая. Для этого этапа характерно чувство непобедимости. Чтобы почувствовать глобальные позитивные изменения, нужно оставаться в этой зоне не менее трех дней подряд. Если подобное состояние будет сохраняться на протяжении месяца и больше, поменяется жизненная позиция, ход мыслей. Скорее всего произойдут материальные изменения — смена работы, переезд на новое место жительства, продвижение по карьерной лестнице.
Психологическая саморегуляция
Психологическая саморегуляция — совокупность методов управления собственным психическим состоянием. Субъект воздействует на себя с помощью силы воли. С помощью методик психологической саморегуляции можно легко добиться необходимого результата.
Эффекты психологической саморегуляции:
- Успокоение — достигается после устранения эмоциональной напряженности.
- Восстановление — начинается после полного успокоения, качественного отдыха.
- Активация — начинается при повышении психофизиологической активности.
Способы психологической саморегуляции делятся на две больших группы:
- Естественные — происходят сами по себе, без определенной цели.
- Направленный — применяются человеком для достижения определенного психического состояния.
Естественные:
- сон, еда;
- взаимодействие с животными, природой;
- массаж, танцы;
- музыка, развлечения.
Доступные методы психологической саморегуляции:
- Смех, улыбка, юмор.
- Созерцание панорам, пейзажей.
- Концентрация внимания на приятном, например, на любимых цветах, старых фотографиях.
- Вдыхание свежего воздуха.
- Размышление о хорошем.
- Мышечное расслабление.
- Выражение похвал, комплиментов.
От эмоционального состояния человека зависят многие аспекты его жизни. Невозможно продуктивно работать при плохом настроении, депрессии, стрессе. Проще достичь поставленной цели в хорошем расположении духа. Важно научиться контролировать собственное эмоциональное состояние, знать, как правильно выходить из стресса.
Психо-эмоциональные нарушения — причины, диагностика и лечение
Психоэмоциональные нарушения – группа психических расстройств и отдельных патопсихологических симптомов, которые проявляются усилением, неадекватностью, чрезмерной лабильностью или тугоподвижностью эмоций. К аффективным расстройствам, сопровождающимся такими нарушениями, относятся депрессия, мания, апатия, повышенная раздражительность и другие. Диагностика проводится клиническими методами, с помощью психодиагностических опросников, проективных тестов. Лечение предполагает прием медикаментозных средств (антидепрессантов, транквилизаторов), сеансы психотерапии.
Общая характеристика
Эмоции – психические состояния, отражающие отношение человека к происходящим событиям, к людям и самому себе. Эмоциональные реакции складываются из трех компонентов: ощущение переживания, изменение физиологических процессов и появление внешних выразительных комплексов. Другими словами, человек чувствует эмоцию (радость, злость, страх, печаль), испытывает изменения в работе организма (потоотделение, сердцебиение) и выражает свое состояние при помощи мимики, жестов.
Эмоциональные состояния приобретают патологический характер, когда их продолжительность, интенсивность и содержание не соответствуют ситуации, приносят физический и психологический дискомфорт. Психоэмоциональные нарушения характеризуются необоснованностью и неадекватностью аффекта, не вписываются в обычные временные рамки, мешают выполнению общественных функций, воспринимаются как болезненные или не осознаются самим человеком.
Механизм развития
В психологии выделяют две группы факторов, способствующих развитию психоэмоциональных нарушений: внутренние условия и внешние воздействия. К внутренним условиям относятся особенности когнитивной сферы: мысли, представления, фантазии. Негативная оценка событий провоцирует отрицательные эмоции. Другой группой внутренних факторов являются психофизиологические особенности организма. Биологическая основа эмоций – нейрогуморальные процессы лимбической и диэнцефалической систем мозга, обмен серотонина, адреналина, норадреналина, дофамина. Дисбаланс этих веществ приводит к развитию расстройств аффекта.
Реакции на внешние условия среды бывают врожденными и обусловленными. Генетически заложенные способы реагирования – страх, агрессия – являются базой для формирования более сложных эмоциональных и поведенческих паттернов. В процессе жизни развитию аффективных нарушений способствуют процессы переживания и закрепления травматического опыта. Повторение или частичная схожесть актуальных событий с прошлыми, вызвавшими негативные переживания, становится причиной психоэмоциональных нарушений.
Классификация
Нарушения эмоциональной сферы могут быть самостоятельными расстройствами или компонентами других психических заболеваний. Патологическое усиление эмоций проявляется увеличением их интенсивности при сохранении адекватного содержания. К этой группе расстройств относятся:
- Депрессия. В структуре депрессивных состояний доминирует пониженное настроение, подавленность. Больные ощущают тревогу, чувство неполноценности. Повседневные трудности воспринимаются ими как непреодолимые, провоцируют плач, уныние, нежелание что-либо делать.
- Мания. Маниакальные состояния проявляются повышенным настроением, ускоренным темпом психической деятельности, усилением физической активности. Человек становится гиперактивным, суетливым, стремится к достижениям, к познанию нового, но ему не хватает концентрации внимания и целенаправленности.
- Эйфория. В эйфории у людей преобладает беспечность, повышенное настроение, инфантильность. Снижаются критические способности и серьезное отношение к ситуациям. Пассивность и чрезмерное благодушие не позволяют выполнять ежедневные обязанности.
Другим вариантом психоэмоциональных нарушений является ослабление эмоций. Вне зависимости от происходящих событий – радостных, печальных, провоцирующих агрессию – люди остаются равнодушными или испытывают слабые переживания, не соответствующие значимости ситуации. Примеры таких расстройств:
- Эмоциональное уплощение. При некоторых психических заболеваниях, например, при шизофрении происходит обеднение эмоций – они становятся однообразными, примитивными, слабовыраженными. При тяжелых вариантах сохраняется лишь некоторое проявление недовольства в ситуациях дискомфорта. Остальные события – встречи с родственниками, утрата близкого человека – не вызывают никаких эмоций.
- Апатия. Состояние апатии характерно для больных депрессией. Отмечается общее снижение всех эмоциональных реакций. Пациент безразличен к происходящему, неспособен испытывать радость, грусть, страх, злость. Часто апатия сочетается со снижением двигательной активности и абулией – патологическим безволием, невозможностью начать какое-либо действие.
При нарушениях подвижности эмоций изменяется способность человека контролировать продолжительность переживания. Это проявляется застреванием, внезапностью или быстрой неконтролируемой сменой эмоциональных состояний. Различают несколько вариантов расстройства динамического аспекта:
- Эмоциональная лабильность. При аффективной лабильности эмоции легко возникают, быстро сменяют друг друга, зависят от мимолетных внешних событий или случайных воспоминаний. Такие состояния считаются нормой в раннем детстве, когда слезы ребенка внезапно сменяются смехом, но у взрослых являются признаком эмоционального нарушения.
- Эксплозивность. Данным термином обозначают эмоциональную взрывчатость. После периода спокойствия человек внезапно демонстрирует гнев, раздражение, злость, а затем так же быстро возвращается в состояние равновесия. Во время эксплозивных вспышек возможно проявление агрессии, провокация конфликтов.
- Инертность. Синонимы инертности – застреваемость, тугоподвижность. Такие люди подолгу переживают одну эмоцию, не могут отвлечься и произвольно сменить ее, пребывают в состоянии раздражительности, тоски, озлобленности.
Наиболее яркими психоэмоциональными расстройствами являются нарушения адекватности. Неадекватные эмоциональные проявления отнесены к патологическим по содержательному критерию: то, что чувствует человек, не имеет связи с его мыслями или внешними событиями. В данную группу входят:
- Неадекватность. При эмоциональной неадекватности человек переживает и демонстрирует эмоции, которые совершенно не подходят к ситуации. Например, возникает смех в ответ на известие о гибели людей, вспышки злости при встрече с близким человеком (матерью, другом).
- Амбивалентность. У лиц с шизофренией нередко наблюдается амбивалентность переживаний – одновременное существование противоположных эмоций. Такое состояние трудно понять здоровому человеку. Внешне оно проявляется как постоянная, ничем не обусловленная смена радости и тоски, нежности и злобы, гневливости и слезливого слабодушия.
- Эмоциональная напряженность. К неадекватным переживаниям может быть отнесен беспредметный страх, немотивированная тревога, необъяснимое чувство озлобленности или недовольства собой. При таких состояниях люди находятся в эмоциональном напряжении, но не могут определить, чем оно обусловлено. Обычно они говорят: «неспокойно на душе», «внезапно душа в пятки уходит».
Понятие психоэмоциональное состояние, факторы его определяющие
Понятие психоэмоциональное состояние, факторы его определяющие
Психоэмоциональное состояние — особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты (Маклаков А.Г., 2012).
Эмоции необходимы человеку, так как они помогают регулировать его самочувствие или функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятельности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к деятельности и ее благоприятному для здоровья осуществлению (Фельштейн И.Д., 1987).
Эмоции – это реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которые имеют ярко выраженную субъективную окраску и охватывают все виды чувственности и переживаний (Крылов А.А.,1998) .
Различают две основные группы эмоций: положительные и отрицательные.
Положительные эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением тех или иных потребностей организма. Они вызываются возбуждением центров удовольствия центральной нервной системы.
Отрицательные эмоции – эмоции, связанные с неудовлетворением тех или иных потребностей организма. Отрицательные эмоции вызываются возбуждением центров неудовольствия центральной нервной системы.
При решении вопроса классификации эмоций, необходимо отделять сами эмоции от других эмоционально окрашенных состояний, настроений, аффектов, эмоциональных черт. К основным , фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх (Бреслав Г.М., 1984).
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса (Карвасарадский Б.Д., 2002).
Удивление — эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта. В межличностных отношениях если отвращение сочетается с гневом, то может мотивировать агрессивное поведение (Хомская Е.Д., 2011).
Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям (Вартанян Г.А., Петров Е.С., 1989).
Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике (Андреева И.Н., 2012).
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности.
Удовольствие – это чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С функциональной точки зрения удовольствие знаменует различные по характеру и смыслу опыты преодоления недостатка, освобождения от давления, личностного значимого самосуществования и самоутверждения (Ильин Е.П., 2001).
Исходя из этих представлений об эмоциональной сфере человека, эмоциональное благополучие – это субъективная характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия человека являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. Немаловажными являются и особенности самооценки личности. Также компонентами эмоционального благополучия человека можно считать степень реализованности его коммуникативных потребностей, степень сплоченности коллектива, в котором он работает, учится, общается (Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В.,2011).
По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства (Михайлов Л.А., 2009).
Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может стать устойчивой чертой личности — на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов (Смирнова Е.О., 2012).
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Эмоциональный стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта (Волков Б.С., Волкова Н.В., 2005).
Большое распространение получила потребностно-информационная теория, согласно которой возникновение эмоций определяется некоторой потребностью и оценкой возможности удовлетворения этой потребности. Данная теория определяет, что сила эмоций и её знак (положительная или отрицательная) прямым образом зависит от наличия информации о возможности удовлетворения той или иной потребности. Если существует избыток информации о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция, если недостаток информации, то отрицательная эмоция. Считается, что многообразие эмоций определяется многообразием потребностей. То есть, чем больше потребностей у человека о способах удовлетворения которых он знает, и которые он может удовлетворить, тем насыщенней и положительней его эмоциональная сфера.
Одна и та же потребность может вызывать разные эмоции и одна и та же эмоция может вызываться разными потребностями. Также необходимо понимать, что эмоции, которые относятся к определённому виду, проявляются у разных людей по-разному (Почебут Л.Г., 2010).
Эмоциональное благополучие, психологический комфорт школьника являются детерминантами психологического здоровья, а «психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни». Центральным процессом юности, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях. В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника (Симонов П.В., 1964).
В юности нередко встречается обостренное чувство одиночества. Как отмечал Э. Фромм (1990): «Если оно длится долго и не исчезает с переходом в новый возраст, может привести к психическому разрушению так же, как физический голод – к смерти. Моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое одиночество становится невыносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой и одиночество моральное» . К счастью, это чувство в юности не является стабильным. При установлении личных контактов с окружающими людьми оно быстро исчезает (Почебут Л.Г., 2010).
Эмоциональные состояния | Psylist.net
Эмоции и чувства человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализирующие о благополучном или неблагополучном состоянии организма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуются к ним.
Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для человека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают активность человека. Чувства, побуждающие активность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее – астеническими.
Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.
К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.
Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.
Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.
Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других – плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.
Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.
Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.
Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавливаться постепенно на основе аккомуляции накопившихся переживаний, когда они начинают переполнять душу человека.
В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек прийдет в более спокойное состояние.
Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, неумеющих управлять своими чувствами и поступками.
Стресс – эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.
Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.
Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.
Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.
Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.
Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало.
В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти.
Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.
Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются, как уже указывалось, определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.
Моральные чувства представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того соответствует или не соответствует их поведение и собственные поступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе.
Нравственные чувства имеют действенный характер. Они проявляются не только в переживаниях, но и в действиях и поступках. Чувства любви, дружбы, привязанности, благодарности, солидарности и др. побуждают человека совершать высоконравственные поступки по отношению к другим людям. В чувствах долга, ответственности, чести, совести, стыда, сожаления и др. проявляется переживание отношения к своим собственным поступкам. Они заставляют человека исправить допущенные ошибки в своем поведении, извиниться за содеянное и впредь не допускать их повторения.
В интеллектуальных чувствах проявляется переживание своего отношения к познавательной деятельности и к результатам умственных действий. Удивление, любопытство, любознательность, заинтересованность, недоумение, сомнение, уверенность, торжество – чувства, которые побуждают человека изучать окружающий мир, исследовать тайны природы и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное.
К интеллектуальным переживаниям относят также чувства сатиры, иронии и юмора. Сатирическое чувство возникает у человека, когда он замечает пороки, недостатки в людях и в общественной жизни и беспощадно обличает их. Высшей формой сатирического отношения человека к действительности является чувство сарказма, которое проявляется в форме неприкрытого отвращения к отдельным людям и общественным явлениям.
Чувство иронии также как и сатиры направлено на бичевание недостатков, но ироническое замечание имеет не такой злой характер, как в сатире. Оно чаще всего проявляется в форме пренебрежительного и неуважительного отношения к объекту.
Юмор – самое замечательное чувство, свойственное человеку. Без юмора жизнь бы казалась, в некоторых случаях, просто невыносимой. Юмор дает возможность человеку находить даже в трудные моменты жизни что-то такое, что может вызвать улыбку, смех сквозь слезы и преодолеть чувство безысходности. Чаще всего чувство юмора стремятся вызвать у близкого человека, когда он испытывает какие-либо трудности в жизни и находится в депрессивном состоянии. Так один из друзей известного немецкого поэта Генриха Гейне, узнав о том, что он уже длительное время находится в плохом настроении, решил рассмешить его. Однажды Гейне получил по почте посылку в виде большого фанерного ящика. Когда он открыл его, то там оказался другой ящик, а в нем другой ящик, и т.д. Когда он наконец добрался до самого маленького ящика, то увидел в нем записку, в которой было написано: «Дорогой Генрих! Я жив, здоров и счастлив! О чем тебе рад сообщить. Твой друг (следовала подпись)». Гейне это позабавило, настроение его улучшилось и он послал в свою очередь посылку другу. Его друг, получил посылку тоже в виде большого тяжелого ящика, открыл его и увидел в нем огромный булыжник, к которому была прикреплена записка: «Дорогой друг! Этот камень свалился с моего сердца, когда я узнал, что ты жив, здоров и счастлив. Твой Генрих».
Эстетические чувства возникают в процессе восприятия природы и произведений искусства. Они проявляются при восприятии прекрасного, возвышенного низменного, трагического и комического. Когда мы видим что-то красивое мы им любуемся, восхищаемся, восторгаемся, когда перед нами что-то безобразное, мы негодуем и возмущаемся.
Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость.
Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя, осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать желание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от неблаговидных поступков.
Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций – веселое выражение лица.
Личность не только может оказаться во власти своих чувств, но и сама способна оказывать на них влияние. Одни чувства личность одобряет и поощряет, другие порицает и отвергает. Прекратить возникшее чувство человек не может, но преодолеть его он в состоянии. Однако, это может сделать только человек, занимающийся самовоспитанием и саморегуляцией своих эмоций и чувств.
Воспитание чувств начинается с развития способности управлять их внешним выражением. Воспитанный человек умеет сдерживать свои чувства, казаться невозмутимым и спокойным, хотя внутри его бушует эмоциональная буря. Каждая личность может сама избавиться от любого нежелательного чувства. Конечно это достигается не путем самоприказа, а предлагает косвенное устранение его посредством аутогенной тренировки.
Если чувство еще не укоренилось, то избавиться от него можно путем самоотключения, направив свои мысли и действия на предметы, не имеющие ничего общего с объектом, вызывавшем чувство. Самоотвлечение может быть подкреплено запрещением вспоминать и думать о возникшем чувстве. Так, если человеку была нанесена обида, то при встрече с обидчиком чувство может возникнуть с прежней силой. Для того, чтобы избавиться от этого чувства необходимо, находясь в спокойном состоянии, представить своего обидчика на небольшое время, а потом забыть о нем. После многократного ассоциирования образа этого человека с вашим спокойным состоянием его образ, да и сам человек перестанет вызывать чувство обиды. Встретив его вы спокойно пройдете мимо.
Закрепившееся чувство можно преодолеть только посредством другого сильного чувства. Таким чувством может быть, например, чувство стыда, под влиянием которого человек может справиться с чувством, осуждаемым обществом и самим человеком.
Эмоции и чувства, часто повторяясь, могут стать одной из характерных особенностей личности, одним из ее свойств. Причем, одни из них могут возникнуть на основе переживания эмоций и эмоциональных состояний, другие могут быть связаны с переживаниями моральных, эстетических и интеллектуальных чувств.
Наиболее общими эмоциональными свойствами личности являются: сентиментальность, страстность, аффективность, стрессогенность.
Сентиментальным людям свойственна большая эмоциональная впечатлительность и чувствительность. Всякое незначительное событие или явление вызывает у них гамму переживаний, которые определяют их отношения к окружающему миру и к самому себе. Их эмоции замкнуты на своей собственной личности и не вызывают активной деятельности и поведения.
Страстные субъекты характеризуются сильными и глубокими переживаниями, кипучей энергией, безраздельной преданностью объекту своей страсти.
Аффективные личности склонны к сильным и бурно протекающим эмоциональным переживаниям. Часто теряют контроль над собой, ведут себя безответственно и истерично. Аффективность присуща чаще всего невоспитанным, развязным и распущенным людям, которые не привыкли сдерживать себя и управлять своими действиями.
Стрессогенные натуры приходят в расстроенное эмоциональное состояние даже при наличии самой незначительной экстремальной ситуации. Они теряют самообладание и способность правильно реагировать на стрессовые воздействия, под влиянием которых они часто приходят в пассивное, бездеятельное состояние.
На основе высших чувств, связанных с духовным миром человека, могут проявляться такие эмоциональные качества личности как: стыдливость, совестливость, ответственность, доверчивость, сострадательность, доброжелательность, восторженность, тревожность, любознательность и т.п.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Общая психология:
О психоэмоциональном здоровье
На здоровье человека очень влияет его психическое и эмоциональное состояния. В этой статье о ЗОЖ мы попробуем чуть разобраться, как происходит влияние и, как поддерживать свое психоэмоциональное состояние… Что же такое психическое состояние?
Из Википедии
Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.
Что же такое психоэмоциональное состояние? Психоэмоциональное состояние — особая форма психического состояния человека, в которой преобладает то или иное эмоциональное проявление. Если совсем просто, то это реакции человека в виде эмоций на внешний мир.
А теперь как это проявляется в нашей с вами жизни…
С утра и до самой ночи мы испытываем давление на наше психоэмоциональное состояние. На нас влияет ранний утренний подъем в понедельник, пробки по дороге на работу, какие-то неприятные новости из СМИ, повышение цен, начальник, сотрудники, дети и т.д. и т.п. Можно перечислять очень много. Эти события вызывают у нас негативные эмоции. Поэтому мы находимся в постоянном стрессе и напряжении.
Нас напрягает, что у кого-то есть то, чего нет у нас, напрягают отношения с людьми, нам не нравится, если не выполняются наши желания. Мы не хотим удовлетворяться малым и всегда хотим большего. Все эти негативные эмоции выливаются в ненависть и зависть и, соответственно, в собственное нестабильное психоэмоциональное состояние: депрессию, злобу, обиды, раздражительность и т.д. Как мы справляемся с этими состояниям?
Кто-то прибегает к наркотикам и алкоголю, кто-то пытается загасить конфликт, думая что так можно успокоиться, кто-то наоборот в пылу все выскажет и вроде легче станет и все равно, как чувствует себя другая сторона конфликта… Разные методики нам советуют психологи, чтобы успокоиться, да что-то не очень получается. Конфликты возникают с новой силой и мы еще больше отдаляемся друг от друга. Если вы думаете, что умеете на раз-два справляться с эмоциями, вы глубоко заблуждаетесь. Никто не может, даже сами психологи.
Когда мы получаем положительные эмоции? Ответ простой: когда выполняются наши желания. Когда нам дают то, что мы хотим, когда мы получаем удовольствие от людей, событий и погоды, когда исполняются желания, которые мы задумали, в такие моменты мы чувствуем себя счастливыми. Получается что человеком управляют его желания. Они двигают человека в его чувствах, эмоциях и в развитии. Так становится понятным, что искать причину нестабильного психоэмоционального состояния нужно в корне желаний человека.
Эмоциональные реакции на мир запрограммированы…
Все наши эмоциональные реакции на внешний мир запрограммированы изначально. Они определены нашим рождением, воспитанием, взрослением. Люди реагируют на любую ситуацию так, как требует их эгоизм. А он реагирует по схеме «хочу получить». Если этого не получается, т.е. желание не исполняется, то следуют дискомфортные состояния, внутренние конфликты, болезни.
В общем получается, что человек совершенно не свободен в своих психоэмоциональных реакциях. Единственная возможность влиять на состояние это подняться выше своего эгоизма. А так как в одиночку человек не может подняться выше своего эгоизма, выше своей природы, то всё, «сушите весла» как говорится.
Как привести в равновесие свои эмоции…
Наверное, вы замечали, что когда расстроены чем-то, то хочется поделиться этим с кем-то близким, выплеснуть свои эмоции в кругу друзей. Человек же не зря общественное существо. Окружение, группа, товарищи — это место где можно управлять своим психоэмоциональным состоянием… Окружение — это инструмент, который можно использовать в том числе и для здоровья.
Наш эгоизм влияет на наше психоэмоциональное состояние в негативную сторону, а общение с близкими на отдачу позволяет привести психоэмоциональное состояние в равновесие. Действия внутри окружения проводятся с намерением на «отдачу другим», а не «ради себя», и благодаря этому можно подняться над эгоизмом. С помощью общения с товарищами можно привести себя в баланс, избавиться от болезней и минимизировать вероятность заболеть. Если вы заботитесь о своем психоэмоциональном состоянии, то нужно научится общаться «на отдачу», другого пути нет!
Влияние витаминов и минералов…
Наше психоэмоциональное состояния также связано со здоровым питанием, с витаминами и минералами поступающими в наш организм. Интересный момент: почему микроэлементы помогают здоровью? Почему какому-то человеку для его здоровья нужен именно конкретный элемент, что в нем такого особенного? Дело в том, что микроэлемент на самом низком уровне состоит из энергий: притяжения и отталкивания и эти энергии в разных элементах находятся в разных пропорциях.
Получается так, что если у конкретного человека есть его индивидуальный энергетический сбой в силах получения и отдачи, что повлияет на здоровье, то этот сбой, дисбаланс можно попробовать скорректировать энергитическими матрицами из микроэлементов, т.е. добавить человеку то, что у него не хватает внутри…
Иногда стрессы обманывают даже врачей, когда пациенты приходят с жалобами на повышенное давление, боли в позвоночнике, головные боли и даже анемия, и зачастую получают неправильное лечение. Сразу можно и не догадаться, что человек находиться в долгом стрессе. В стрессовых и депрессивных состояниях именно по физиологическим причинам большое значение имеет недостаток витаминов группы В.
Когда человек находиться долгое время в стрессе, очень сильно расходуется витамин В12, который может привести ко всем проявлениям и симптомам этой витаминной недостаточности. Витамин В12 помогает производить вещества в мозге, которые делают человека более счастливыми. Жирные кислоты Омега-3 способствуют в лечении депрессии, а именно докозагексаеновая кислота ДГК. Некоторые виды минералов тоже имеют отношение к нашим психоэмоциональным состояниям. Магний — не зря прозвали минералом спокойствия. Помогает вернуться в хорошую психоэмоциональную форму и бороться с упадком сил.
Вывод: если вы хотите в своем психоэмоциональном состоянии придерживаться здорового образа жизни, то вам нужно… Во-первых сообщество друзей, в котором вы можете корректировать своё психоэмоциональное состояние — работать с эго. Второе — нужно выравнивать своё состояние на материальном уровне энергий, а конкретно нужно сбалансировать микроэлементы и другие вещества, поступающие в организм, например, с пищей.
Соавторы: Евгения Митюхина, Алексей Двойнев, Татьяна Анаприенко
Разработка и исследование устройства на основе наносенсора для оценки психоэмоционального состояния человека
@article {396a571de3e9494f9d6e2bdc119f876b,
title = «Разработка и исследование устройства на основе наносенсора для оценки психоэмоционального состояния человека. person «,
abstract =» Психоэмоциональное состояние является одним из факторов, влияющих на здоровье человека. Его оценка позволяет выявить скрытые психологические травмы, которые могут быть причиной хронического стресса, депрессии или психосоматических расстройств.Современные методики объективной оценки психоэмоционального состояния включают устройство, определяющее электрофизиологические параметры человеческого тела, связанные с эмоциональной реакцией и психологическим состоянием. Настоящее исследование посвящено разработке и тестированию устройства оценки психоэмоционального состояния. В разработанном устройстве используются три метода оценки электрофизиологической активности: электрокардиография, электроэнцефалография и определение кожно-гальванической реакции. Устройство представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из наносенсоров, измерительного блока, подводящих проводов и ноутбука.Фильтры исключены из измерительной схемы по метрологическим параметрам и помехозащищенности реализованных наносенсоров. Это решение минимизирует искажение сигнала и позволяет измерять сигналы от 0,3 мкВ и выше в широком диапазоне частот (0–10000 Гц) с минимальной потерей данных. Кроме того, описаны результаты предварительных медицинских исследований, направленных на установление соответствия между различными психоэмоциональными состояниями и электрофизиологическими параметрами. Изучено влияние фильтров на электрофизиологические исследования.Согласно результатам, обычные фильтры существенно искажают информацию канала ЭЭГ. Дальнейшие исследования будут направлены на создание полной базы электрофизиологических параметров, относящихся к определенной эмоции »,
автор =« Авдеева, {Д. К.} и Иванов, {М. Л.} и Наталинова, {Н. М.} и Нгуен, {Д. К.} и Рыбалка, {С. А.} и Турушев, {Н. V.} «,
год =» 2017 «,
месяц = авг,
день =» 30 «,
doi =» 10.1088 / 1742-6596 / 881/1/012004 «,
language =» English «,
volume =» 881 «,
journal =» Journal of Physics: Conference Series «,
issn =» 1742-6588 «,
publisher =» IOP Publishing Ltd. «,
number =» 1 «,
note =» Международная конференция по инновациям в неразрушающем контроле, SibTest 2017; Дата конференции: с 27.06.2017 по 30.06.2017 «,
}
.
Научитесь повседневному счастью с помощью тренировки образов — ScienceDaily
Воспоминания о сценах из травмирующих событий часто преследуют людей, страдающих психическими расстройствами, такими как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). «Тесная связь между системой человеческих образов и нашими эмоциями может вызвать глубокие эмоциональные потрясения», — говорит д-р Светла Великова из Smartbrain в Норвегии. «Техники изображения часто используются в когнитивной психотерапии, чтобы помочь пациентам изменить тревожные умственные образы и преодолеть негативные эмоции.»Великова и ее команда решили проверить, могут ли такие техники стать самостоятельными и развиваться дома, вдали от кресла терапевта.
На здоровых людей эмоционально влияет то, что мы видим и образы, которые мы запоминаем. Великова объясняет: «Если мы визуально запоминаем образ из неприятного взаимодействия с нашим начальником, это может вызвать повышенный уровень беспокойства по поводу нашей работы и демотивацию». Существует большой интерес к способам борьбы с такими повседневными негативными эмоциональными реакциями посредством тренировки образов.Но она предупреждает: «Это сложная задача и требует гибкого подхода. Каждый день мы сталкиваемся с разными проблемами, и терапевт учит нас, как определять темы и стратегии для упражнений с образами».
Чтобы узнать, можем ли мы научиться использовать методы визуализации и оптимизировать свое эмоциональное состояние, Великова и ее коллеги обратились к 30 здоровым добровольцам. Во время двухдневного семинара волонтеры изучили ряд приемов визуализации. Они научились справляться с негативными эмоциями из прошлых событий посредством преобразования образов, как использовать положительные образы для будущих событий или целей, а также методам улучшения социальных взаимодействий и повышения своего эмоционального баланса в повседневной жизни.Затем они провели следующие 12 недель, тренируясь дома по 15-20 минут в день, прежде чем посетить другой аналогичный двухдневный семинар.
Великова сравнила результаты психологической оценки участников с измерением активности мозга или электроэнцефалографией (ЭЭГ) до и после эксперимента. «Психологическое тестирование показало, что депрессивные симптомы были менее выраженными. Число лиц с подпороговой депрессией, выражающих депрессивные симптомы, но не соответствующих критериям депрессии, сократилось вдвое.В целом добровольцы были более довольны жизнью и считали себя более эффективными », — объясняет она.
После анализа данные ЭЭГ показали значительные изменения бета-активности в правой медиальной префронтальной коре головного мозга. Великова отмечает, что этот регион, как известно, участвует в отображении приятных эмоций и способствует степени удовлетворенности жизнью. Также произошли изменения в функциональной связности мозга, включая усиление связи между височными областями обоих полушарий, что Великова связывает с улучшенной координацией сетей, связанных с обработкой изображений.Она заключает, что «эта комбинация результатов ЭЭГ также предполагает возможное повышение активности ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты), хорошо известной своими успокаивающими и антидепрессивными свойствами».
Результаты
Великовой с соавторами показывают, что самостоятельная тренировка эмоциональных образов имеет большой потенциал для улучшения повседневного эмоционального благополучия здоровых людей. В настоящее время команда изучает, как этот подход влияет на когнитивные функции здоровых людей. При минимальном профессиональном вмешательстве этот метод может быть разработан как экономически эффективная помощь для людей с подпороговой депрессией.Его также могут продвигать компании, чтобы помочь улучшить моральный дух сотрудников и повысить производительность.
История Источник:
Материалы предоставлены Frontiers . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.
,
Эмоциональное состояние | определение эмоционального состояния по Медицинскому словарю
эмоция
[e-mo´shun] состояние возбуждения, характеризующееся изменением чувственного тона и физиологическими изменениями поведения. Внешнее проявление эмоции называется аффектом; всепроникающее и устойчивое эмоциональное состояние, настроение. прил., прил. эмоциональн. Физическая форма эмоции может быть внешней и очевидной для окружающих, например, в слезах, смехе, покраснении или в различных выражениях лица.Однако эмоции не всегда отражаются на внешнем виде и действиях, даже если психические изменения происходят. Радость, горе, страх и гнев — примеры эмоций.
e · движение
(ē-mō’shŭn),
Сильное чувство, возбужденное психическое состояние или сильное влечение или беспокойство, которые могут быть направлены на определенный объект и проявляются как в поведении, так и в психологических изменениях. , с сопутствующими проявлениями вегетативной нервной системы.
[Л. e- moveo, с.- motus, выйти, агитировать]
эмоции
(ĭ-mō′shən) n.
1. Психическое состояние, которое возникает спонтанно, а не в результате сознательного усилия и часто сопровождается физиологическими изменениями; чувство: эмоции радости, печали и гнева.
2. Такие психические состояния или качества, которые с ними связаны, особенно в отличие от разума: решение, основанное на эмоциях, а не на логике.
эмоция
Психология Настроение, аффект или чувство любого рода, например гнев, возбуждение, страх, горе, радость, ненависть, любовь.См. «Отрицательные эмоции», «Положительные эмоции», «Токсичные эмоции».
e · движение
(ē-mō’shŭn)
Сильное чувство, возбужденное психическое состояние или интенсивное состояние влечения или беспокойства, направленное на определенный объект и проявляющееся как в поведении, так и в психологических изменениях, сопровождаемых вегетативной нервной системой проявления.
[Л. e- moveo, pp. — motus, выйти, взволновать]
эмоция
Любое состояние возбуждения в ответ на внешние события или воспоминания о таких событиях, которые влияют или угрожают повлиять на личное преимущество.Эмоции никогда не бывают чисто ментальными, они всегда связаны с телесными изменениями, такими как секреция АДРЕНАЛИНА и кортизола и их последствиями. Лимбическая система и гипоталамус головного мозга являются посредниками эмоционального выражения и чувств. Внешнее выражение эмоционального содержания известно как «аффект». Подавленные эмоции связаны с психосоматическим заболеванием. Наиболее важными в этом контексте являются гнев, чувство зависимости и страх.
e · движение
(ē-mō’shŭn)
Сильное чувство, возбужденное психическое состояние или сильное влечение или беспокойство, которые могут быть направлены на определенный объект.
[Л. e- moveo, pp. — motus, to go out, agitate]
Пациент обсуждает эмоции
Q. Эмоции Мой 68-летний муж перенес операцию по поводу рака легких несколько месяцев назад и после этого получил химиотерапию. К счастью, кажется, что он на правильном пути, но в последнее время он очень эмоциональный. Он говорит, что всегда был таким с момента постановки диагноза, но просто скрывал это. Мы пытаемся об этом говорить, но, кажется, просто не общаемся.Любой совет?
A. Привет,
Те, кто выше меня, уже очень хорошо сформулировали то, что я хотел написать, поэтому я добавлю ссылку на сайт, который я нашел по этой теме:
http://www.cancer.org/docroot/ MBC / MBC_4x_Anxiety.asp? Sitearea = MBC
Берегитесь!
В. Какую роль играют эмоции в жизни человека с аутизмом? Мне просто трудно понять все расстройство аутизма, потому что я очень эмоциональный человек. Меня особенно интересует, как люди с легким аутизмом или синдромом Аспергера могут нормально функционировать, но когда дело доходит до сочувствия, у них возникают такие проблемы.Думаю, мой вопрос в том, как такие люди испытывают эмоции — действительно ли эти люди не могут заботиться о других? Я не хочу показаться невежественным, мне искренне любопытно.
A. У меня синдром Аспергера, и почти все для меня логически проанализировано, и мне трудно понять, какие эмоции связаны с определенными ситуациями и как они проявляются во мне.
Я забочусь о других, я просто не всегда могу поставить себя на их место и почувствовать то, что они чувствуют.
В. Обсуждение ситуации моего отца с врачом Мой 82-летний отец страдает слабоумием и в настоящее время живет с нами в моем доме. Последние несколько недель он очень нервничает и иногда кричит на нас. Я хочу отвести его к врачу и посмотреть, сможет ли он получить какую-нибудь помощь, но боюсь, что если я попытаюсь поговорить с врачом на эту тему при моем отце, он обидится.
Что я могу сделать?
Большое спасибо!
А. Ответ выше — хорошее предложение. Я бы добавил к письму небольшое предупреждение о том, как ваш отец отреагирует на обсуждение его поведения, чтобы врач знал, что нужно обсудить это внимательно.
Еще обсуждение эмоций.