Физическая культура — SportWiki энциклопедия
Понятия, сущность, значение, составные части и правовая природа физической культуры и спорта[править | править код]
Значение физической культуры и спорта в современном мире основано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для человека, государства и общества в целом. С позиций гуманизма наивысшей ценностью при этом признаются сам человек, его счастье, здоровье, свобода и достоинство, разностороннее и гармоническое развитие, проявление всех его способностей. В соответствии со ст. 25 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1[1], государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта.
Главной причиной, обусловливающей необходимость привлечения всего арсенала средств и методов системы физической культуры и спорта для полноценного развития современного общества, является, прежде всего, насущная потребность укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и формирования здорового стиля жизни у подрастающего поколения.
На протяжении последних лет в нашей стране наблюдается тревожная тенденция снижения уровня здоровья населения. Остаются высокими показатели смертности, заболеваемости и инвалидности населения. Серьезную угрозу населению России представляет проблема наркомании и алкоголизма. Только за последние 10 лет число находящихся под наблюдением больных наркоманией увеличилось в 6,8 раза. Не менее остро стоит проблема алкоголизма и пьянства, индикатором распространенности которой является увеличение алкогольных психозов. Данный показатель за последние 10 лет увеличился в три раза. По данным Роспотребнадзора, количество алкоголиков в России превысило отметку в 5 млн. Пьянство становится прямой или косвенной причиной смерти 15% женщин и трети мужчин. Это примерно 500 тыс. человек в год, что больше всех эпидемий, стихийных бедствий и войн, вместе взятых. Столь же печальна статистика употребления алкоголя детьми. На протяжении всего последнего десятилетия продолжало ухудшаться здоровье женщин и детей[2].
В настоящее время большое количество людей мотивированно испытывают потребность в оздоровлении и здоровом образе жизни, осознавая, что их материальное благополучие и качество жизни напрямую связаны с состоянием здоровья. Они воспринимают здоровье как материальную ценность, и физическая культура и спорт становятся для них средством его сохранения.
В процессе своего видового развития человек во многом стал человеком именно благодаря тому, что не пошел, как животные, по пути только пассивной адаптации к условиям существования. На определенном этапе своего развития человек стал вначале активно ограждать себя от влияния окружающей среды (одежда, жилище и т.п.), а затем и приспосабливать ее к своим нуждам. До определенной поры это играло положительную роль.
Вместе с тем накапливается все больше данных, свидетельствующих о губительности такого способа адаптации. Дело в том, что, создавая за счет интеллекта оптимальную среду существования посредством улучшения комфорта, лекарственных средств, бытовой химии и т.п., человек постепенно накапливает в своем генофонде потенциал вырождения. Имеются сведения о том, что из всех мутаций, которыми в настоящее время сопровождается эволюционное развитие человека как биологического вида, только 13% идут со знаком плюс, а остальные 87% — со знаком минус. К тому же огромное разрушающее воздействие на организм человека оказывает резкое уменьшение двигательной активности, вызванное комфортностью условий жизни и другими следствиями научно-технической революции[3].
Человеческий организм запрограммирован природой на систематическую и интенсивную двигательную активность. Это детерминировано тем, что на протяжении тысячелетий человек вынужден был напрягать все силы, для того чтобы выжить или обеспечить себя самым необходимым. Еще в XIX в. 95% всего валового продукта, производимого человечеством, добывалось за счет мускульной энергии и только 5% — за счет механизации и автоматизации трудовых процессов.
Сегодня эти цифры уже изменились на диаметрально противоположные. В результате природная потребность организма в движениях не удовлетворяется. Это приводит к повреждениям его функциональных систем, прежде всего сердечно-сосудистой, появлению и все большему распространению неизвестных ранее заболеваний.
Положение еще более осложняется тем, что в искусственно созданной человеком среде существования крайне ограниченны возможности для предотвращения его инволюции в менее совершенное существо. И здесь любые достижения научно-технического прогресса бессильны. Они скорее способны усугубить положение, чем улучшить его. Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально изменить процесс физической деградации человека. В лучшем случае они могут лишь замедлить его.
На этом довольно мрачном фоне есть лишь одно обнадеживающее обстоятельство, способное предотвратить катастрофу. Это интенсивное и целенаправленное использование средств физической культуры для удовлетворения природной потребности человеческого организма в движении.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
На поразительную эффективность физических упражнений и их исключительно благотворное влияние на человека указывал знаменитый французский врач XVIII в. Симон-Андре Тиссо. Это ему принадлежит удивительное по глубине и прозорливости высказывание о том, что движение как таковое может по своему действию заменить любые средства, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения. Сейчас, в начале третьего тысячелетия, в условиях процветания гиподинамии и эпидемий ранее неведомых болезней эти слова звучат в высшей степени убедительно и своевременно[4].
Для изучения вопросов нормативного регулирования организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий большое значение имеет правильное понимание основных исходных категорий и понятий, применяемых в данной сфере. Их по возможности более четкое и строгое определение является одной из важнейших проблем теории спортивного права, которая является относительно молодой и окончательно еще не сформировавшейся областью знаний[5]. В таких условиях предельная точность представлений о том или ином термине позволяет облегчить обсуждение и понимание сложных проблем, помочь глубже проникнуть в их сущность, правильно создавать и применять нормы спортивного права. Овладение понятиями способствует конкретизации мысли, облегчает общение и взаимопонимание.
Одним из самых многогранных в рассматриваемой сфере является понятие «физическая культура». На сегодняшний день существуют десятки определений этого понятия, многие из которых существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно иметь правильное представление о стержневых, фундаментальных основах его содержания.
Для более глубокого и правильного представления о содержании этого понятия его целесообразно сравнить с понятием «культура». В свою очередь, для лучшего представления понятие «культура» полезно сопоставить с понятием «природа». К явлениям природы, как известно, относится все то, что существует по естественным, независящим от человека законам и не является результатом его преобразовательной деятельности, т.е. все живое и неживое в окружающем мире, не преобразованное человеком. Исходя из этого можно говорить, что к явлениям культуры (в самом широком смысле) относятся способы и результаты преобразовательной деятельности человека, которую он осуществляет в целях удовлетворения своих потребностей и устремлений.
Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
К явлениям физической культуры (как элемента общей культуры) относятся те способы, виды и результаты человеческой деятельности, которые направлены на преобразование человеком своей собственной природы. Это та часть общей культуры, которая воздействует не на предметы внешней природы, а непосредственно на самого человека, являющегося частью этой природы, на его качества, возможности, способности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[6] (далее также — Федеральный закон о спорте) физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
В этом определении отражено самое широкое представление, объединяющее в себе все виды и формы проявления физической культуры. Физическая культура базируется как на материальных, так и на духовных основах. Поэтому и в деле формирования физической культуры личности очень важно помнить о единстве и взаимообусловленности биологического и социального в человеке, которые находят свое отражение в двигательном и интеллектуальном компонентах физической культуры. При формировании ее двигательного компонента воздействие оказывается в основном на физическую природу человека. Это достигается путем целенаправленного, систематизированного освоения различных двигательных действий и развития разносторонних физических способностей. Когда же воздействуют в целях формирования интеллектуального компонента, усилия акцентируют прежде всего на формировании специальных знаний и умений их использования в целях самосовершенствования.
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, комплексы физических упражнений, разнообразные игры, этические и правовые нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, физкультурно-спортивные показательные выступления и др.).
Результатом деятельности в физической культуре являются физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Таким образом, физическую культуру можно рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура[править | править код]
Использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин, занимается оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагают использование, в частности, адаптивной физической культуры и ее методов, которые осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях. В соответствии со ст. 31 Федерального закона о спорте адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных организациях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся. Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России), органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания посредством физкультурно-спортивных организаций. Указанные органы власти, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.
- Основная статья: Спорт для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
Существуют еще так называемые фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры, и прежде всего с базовой.
Еще одной разновидностью является профессионально-прикладная физическая культура, посредством которой создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.
Средствами физической культуры являются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
- ↑ Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (далее — ВСНД и ВС РФ). 1991. № 52. Ст. 1865.
- ↑ Российская газета. 2013. № 5984. 17 января
- ↑ Уилмор Дж.Х., Костим Д.П. Физиология спорта и двигательной активности: Учебник. Киев: Олимпийская литература, 2000.
- ↑ Готовцев П.И. Долголетие и физическая культура. М.: Физкультура и спорт, 1985.
- ↑ Алексеев С.В. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2005, 2007, 2012, 2013, 2014; Алексеев С.В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008, 2013.
- ↑ СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов
Аннотация: Термины и основные определения физической культуры, история развития, ценность спорта.
1.1. Основные понятия физической культуры и спорта
В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «неспециальное физкультурное образование», «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое упражнение» и многие другие. Эти понятия носят наиболее общий характер, а конкретные термины и понятия, так или иначе вытекают из определений более общих категорий.
Главным и наиболее общим из них является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности как научной, так и практической, а также результаты этой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. В личностном плане она является мерой и способом всестороннего физического развития человека.
В том и другом случае физическая культура имеет решающее значение не сама по себе как область деятельности, а ее качественные результаты, степень эффективности, ценности, полезности для человека и общества. В более широком плане результативность этой деятельности может проявляться в состоянии физкультурной работы в стране, в ее материально-технической, теоретико-методической и организационной обеспеченности в конкретных показателях физического развития членов общества.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.
СПОРТ — вид физической культуры: игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.
Он направлен на раскрытие резервных возможностей и выявление предельных для данного времени уровней функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида физической культуры.
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ — вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.
Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры, представляет собой рекреативную деятельность.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.
Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это — восстановительная деятельность.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА — вид неспециального физкультурного образования: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.)
Она может определяться и как вид общей подготовки спортсмена (физическая подготовка спринтера, боксера, борца и т.п.).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений.
Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма).
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
С одной стороны — это средство физического совершенствования, телесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой стороны — это также и метод (способ) физического развития человека. Физические упражнения являются основным, «сквозным» средством всех видов физической культуры неспециального физкультурного образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации.
1.2. История развития физической культуры
«Физическое совершенство человека — это не дар природы, а следствие целенаправленного формирования его.»
Н.Г. Чернышевский
Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на протяжении его развития и совершенствования. Великие мужи в своих трудах подчеркивали необходимость всестороннего развития молодежи, не выделяя приоритет физического или духовного воспитания, глубоко понимая; насколько переоценка, акцентированное формирование каких-либо качеств приводят к нарушению гармоничного развития личности.
Термин «культура», появившийся в период возникновения человеческого общества, далеко неоднозначен, тесно связан с такими понятиями; как «возделывание», «обработка», «воспитание», «образование», «развитие»; «почитание». Этот термин в современном обществе охватывает широкую сферу преобразовательной деятельности и ее результаты в виде соответствующих ценностей, в частности, «преобразование своей собственной природы».
Физическая культура — это часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.
В целях развития, воспитания и совершенствования человека физическая культура использует возможности индивидуума, естественные силы природы, достижения наук о человеке, конкретные научные результаты и установки медицины, гигиены, анатомии, физиологии, психологии, педагогики, военного дела и др. Физическая культура, органически вплетаясь в профессионально-производственные, экономические, общественные отношения людей, оказывает на них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую миссию, что сегодня, в период реформ высшей школы и пересмотра сущности предшествующих концепций, особенно ценностно и значимо.
Академик Н.И. Пономарев, опираясь на результаты исследования обширного материала, пришел к выводу, ставшему основополагающим для истории возникновения и первоначального развития физического воспитания, что «человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого, человеческого тела. Организма человека как главной производительной силы». В этом развитии охота, как форма работы, сыграла решающую роль. Именно в этот период человек оценил преимущества новых навыков, жизненно необходимых движений, качеств силы, выносливости, быстроты.
Археология и этнография предоставили возможность проследить за развитием человека, следовательно, и физической культуры, с древнейших времен. Результаты научных исследований позволяют сделать вывод, что из трудовых движений, жизненно необходимых действий физическая культура выделилась в почти самостоятельный вид человеческой деятельности в период от 40 до 25 тысячелетий до н.э. Появление метательного оружия, а в дальнейшем и лука, способствовало необходимости подготавливать добытчиков пищи, воинов, развивать и совершенствовать уже тогда, в каменном веке, появившимися системами физического воспитания, двигательные качества как залог успешной охоты, защиты от врага и т.д.
Представляет интерес и то, что у многих народов появляются традиции и обычаи использования физической культуры, ее воспитывающего компонента в ритуалах посвящении при переходе из одной возрастной группы в другую. Например, юношам не разрешалось жениться, пока не будут выполнены определенные тесты — испытания, а девушкам — выходить замуж до тех пор, пока они не докажут приспособленность к самостоятельной жизни.
Так, на одном из островов архипелага Новые Гибриды ежегодно устраивались праздники, кульминацией которых были «прыжки с вышки» на суше (Л. Кун). Участник этого состязания, к щиколоткам которого была привязана закрепленная веревка из лиан, летит вниз головой с высоты 30 м. Когда голова почти касается земли, упругие лианы сокращаются и подбрасывают человека вверх, и он плавно приземляется на ноги. В те далекие времена не прошедшие это испытание не допускались к обряду посвящение, не могли появляться на людях.
Физическая культура первобытного периода, развивая стойкость, твердую волю, физическую подготовку каждого члена племени, воспитывала у соплеменников чувство общности в защите своих интересов.
Особый интерес представляет физическая культура Древней Греции, где «неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать» (Агеевец В.У., 1983), физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах, где преподавались гимнастика, фехтование, верховая езда, плавание, бег с 7-летнего возраста, борьба и кулачный бой — с 15-летнего.
Примером, характеризующим уровень развития физической культуры в этих государствах, являлись организация и проведение Олимпийских игр.
Известные всему миру великие люди древности были и великими спортсменами: философ Платон — кулачный боец, математик и философ Пифагор — олимпийский чемпион, Гиппократ — пловец, борец.
Мифические герои, обладающие сверхъестественными физическими и духовными способностями, были у всех народов: Геракл и Ахиллес — у греков, Гильгамес — у вавилонян, Самсон — у иудеев, Илья Муромец, Добрыня Никитич — у славян. Люди, возвеличивая их подвиги, победы в состязаниях, борьбе со злом и силами природы, стремились сами быть здоровыми, сильными, умелыми и трудолюбивыми, что, естественно, отражалось и на особенностях воспитания, физического воспитания, культуры физической.
Имеет смысл подчеркнуть значение физической культуры для греков словами великого Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Военно-физическое воспитание характерно для средних веков. Воин-рыцарь должен был овладеть семью рыцарскими доблестями: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы и умением слагать стихи.
Наибольшего развития в капиталистическом обществе достиг спорт как составная часть физической культуры.
Различные формы физических упражнений были издавна известны русскому народу. Игры, плавание, ходьба на лыжах, борьба, кулачный бой, верховая езда и охота имели повсеместное распространение уже в Древней Руси. Широко применялись и различные игры: в лапту, городки, бабки, чехарду и многие другие.
Физическая культура русского народа отличалась большим своеобразием и самобытностью. В физических упражнениях, распространенных среди русских в XIII-XVI вв.был ярко выражен их военный и полувоенный характер. Верховая езда, стрельба из лука, бег с препятствиями были на Руси любимыми народными развлечениями. Массовое распространение имели также кулачные бои, долгое время (вплоть до начала XX в.) игравшие большую роль в качестве одной из основных народных самобытных форм физического воспитания.
Большой популярностью среди русских пользовался бег на лыжах, катание на коньках и салазках и т.д. Одним из самобытных средств физического воспитания была охота, служившая не только промысловым целям, но и для того, чтобы показать свою ловкость и, бесстрашие (например, охота на медведя с рогатиной).
Чрезвычайно своеобразно проводилось на Руси закаливание. Общеизвестен русский обычай сразу после пребывания в жаркой бане обливаться холодной водой или обтираться снегом. Ценные самобытные виды физических упражнений были распространены и среди других народов, вошедших в состав созданного позже многонационального русского государства.
Появление и укрепление дворянской империи Петра I (XVIII в.) сказалось в известной мере и на государственном влиянии на развитие физической культуры. Это коснулось, прежде всего, боевой подготовки войск, физического воспитания в учебных заведениях и отчасти воспитаний дворянства.
Именно в эпоху реформ Петра I физические упражнения стали впервые применяться в России в системе обучения солдат и офицеров. Одновременно физические упражнения, главным образом фехтование и верховая езда, вводятся как учебная дисциплина в Московской школе математических и навигационных наук (1701 г.), в Морской академии и других учебных заведениях. При Петре I занятия физическими упражнениями вводятся также в гражданских гимназиях, организуются занятия гребным и парусным спортом молодежи. Эти меры явились первыми шагами государства по руководству делом физической культуры.
В дальнейшем физические упражнения все более применяются в учебных заведениях, и особенно в системе воинского воспитания. Большая заслуга в этом принадлежит великому русскому полководцу А.В. Суворову.
Во второй половине XIX в. среди молодежи начинает развиваться современный спорт в форме спортивных кружков и клубов. Появляются первые гимнастические и спортивные общества и клубы. В 1897 г. в Петербурге была создана первая футбольная команда, а в 1911 г. организован Всероссийский футбольный союз, объединивший 52 клуба.
В начале XX в. в Петербурге возникли спортивные общества: «Маяк», «Богатырь». Различные спортивные организации и клубы объединяли к 1917 г. довольно большое число спортсменов-любителей. Однако условий для развития массового спорта не было. Поэтому в условиях дореволюционной России отдельным спортсменам удавалось показывать результаты международного класса только благодаря природным данным и настойчивости, с какой они тренировались. Это всем известные — Поддубный, Заикин, Елисеев и др.
С приходом советской власти, преследуя цель массовой военной подготовки трудящихся и воспитания физически закаленных бойцов армии, в апреле 1918 г. был принят Декрет об организации всеобщего военного обучения (Всеобуча). За короткий срок было построено 2 тыс. спортплощадок, В 1918 г. организуется первый в стране ИФК в Москве и Ленинграде. Остро встал вопрос об укреплении в стране государственных форм руководства физкультурной и спортивной работой. 27 июля 1923 г. издается Декрет ВЦИК РСФСР об организации научной, учебной и организационной работы по физическому воспитанию.
Принятое 13 июля 1925 г. постановление ЦК РКП(б) «О задачах партии в области физической культуры» явилось программой развития физкультурного движения в новых условиях социалистического общества. В постановлении были определены сущность физической культуры и ее место в советском государстве, подчеркнуто ее воспитательное значение, указано на необходимость вовлечения в физкультурное движение широких масс рабочих, крестьян, учащейся молодежи.
В честь 10-летия физической культуры в СССР (считая с момента организации Всеобуча) в 1928 г, была проведена Всесоюзная спартакиада, привлекшая свыше 7 тыс. участников.
В 1931-1932 гг. вводится разработанный специальной комиссией Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Только за годы существования комплекса его нормы сдали свыше 2,5 млн. человек. В 1939 г. ввели новый усовершенствованный комплекс ГТО и в этом же году учреждается ежегодный праздник — Всесоюзный день физкультурника. Политика государства была направлена и на развитие массового туризма. Секции туризма, альпинизма — скалолазания и позже спортивного ориентирования были в послевоенные годы почти в каждом учебном заведении, на предприятиях, заводах. Стала развиваться клубная система. Туристические клубы стали методическими и учебными центрами. При клубах готовились инструктора, тренеры, руководители секций. Следует сказать о том, что первый туристский клуб в СССР был организован в городе Ростове-на-Дону в 1937 г. Это был универсальный клуб, в котором объединились любители всех видов путешествий. Помещение клуба было очень скромным. Он располагался в двух больших залах. Вот как писал о планах работы клуба журнал «На суше и на море»:
«Здесь туристы имеют возможность обменяться опытом в работе, обсудить планы своих путешествий, получить консультацию организовать учебу по технике туризма. Несомненно, что форма клубно-туристской работы целиком и полностью оправдает себя.
На стенах комнат размещен методический, консультационный и справочный материал по всем видам самодеятельного туризма. Здесь имеется уголок альпиниста, водника, велосипедиста и пешехода.
Куда можно поехать летом, где и как провести выходной день? На этот вопрос отвечают десятки маршрутных плакатов. При клубе работают секции: пешеходная, водная, велосипедная и альпинистская.
В ближайшее время организуются географический, краеведческий и фотокружки. Клуб провел консультацию, как организовать туристско-экскурсионную работу на предприятии, и лекции с диапозитивами о Казбеке и Эльбрусе.
Намечено организовать вечера встреч туристского актива и провести для фабзавместкомов и добровольных спортивных обществ ряд массовых консультаций по туризму.»
До Великой Отечественной войны Ростовский клуб туристов так и остался единственным в стране. После войны он был организован вновь в октябре 1961 г.
В годы Великой Отечественной войны советские спортсмены внесли свою лепту в победу над врагом. Ряду спортсменов было присвоено звание Героя Советского Союза. Неоценимую помощь Советской Армии оказывали лыжники, пловцы.
В 1957 г. было более 1500 стадионов, свыше 5 тыс. спортплощадок, около 7 тыс. гимнастических залов, открыт стадион им. В.И. Ленина в Лужниках и т.д.
После 1948 г. спортсмены СССР свыше 5 тыс. раз обновляли всесоюзные рекорды в почти тысячу раз — мировые. Большую роль играли проходившие Спартакиады народов СССР.
С каждым годом расширяются международные связи в спорте. Мы являемся членами Международного Олимпийского комитета (МОК), Международного совета физического воспитания и спорта (СИЕПС), Международной федерации спортивной медицины (ФИМС) и многих других, членами Международной федерации по 63 видам спорта.
Российский студенческий спортивный союз (РССС) был создан в 1993 г. В настоящее время РССС признан как единый орган по руководству студенческим спортом Российской Федерации по высшему образованию. Министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие учебные заведения, Госкомитет России по физической культуре и туризму, РССС активно сотрудничают с Олимпийским комитетом России, являясь его членом, с правительственными органами, различными молодежными организациями. РССС вступил в Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ), принимает активное участие во всех, его мероприятиях.
РССС объединяет спортивные клубы, различные физкультурные организации более 600 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны. В структуре РССС созданы региональные органы руководства студенческим спортом. Для занятий спортом в распоряжение студентов предоставлены спортивные залы, стадионы, плавательные бассейны, лыжные базы, спортивные площадки высших и средних учебных заведений. Для организации летнего отдыха в вузах функционируют 290 спортивно-оздоровительных лагерей. Около 10 тыс. специалистов ведут регулярные занятия по физической культуре и спорту со студентами. В высших учебных заведениях России культивируется более 50 видов спорта, наиболее массовыми из них являются баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, футбол, настольный теннис, туризм, шахматы, спортивное ориентирование.
Российским студенческим спортивным союзом ежегодно проводятся национальные и региональные чемпионаты по видам спорта, включенным в программы Всемирных универсиад и чемпионатов мира среди студентов. По многим видам спорта студенты составляют большинство сборных команд России и принимают участие в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. РССС является правопреемником упраздненного студенческого ДСО «Буревестник», продолжает его идеи и традиции. В ближайшей перспективе намечены проведение зимних и летних Всероссийских универсиад, регулярное издание своего печатного органа, создание фонда развития студенческого спорта, выпуск студенческих спортивных лотерей и другие мероприятия, направленные на реализацию уставных задач.
Повышается роль физического воспитания и высших учебных заведений. Его задачи: воспитание у студентов волевых и физических качеств, сознательности, подготовки к труду и защите Родины; сохранение и укрепление здоровья; профессионально-прикладная физическая подготовка с учетом будущей трудовой деятельности; приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и к спортивной тренировки; подготовка к работе в качестве общественных инструкторов и судей по спорту; совершенствование спортивного мастерства студентов. Занятия проводятся на всем протяжении теоретического обучения на всех курсах.
Спорт — это… Что такое Спорт?
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport— «игра», «развлечение») — организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.
Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков. Спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.
Спорт — составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Спорт необходим для того, чтобы влиять на общество.
Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие.
Спорт высших достижений — это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека[источник не указан 1025 дней]. Цель спорта высших достижений — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
История
Развитие и изменение спорта на протяжении человеческой истории может много рассказать как о социальных изменениях в обществе вообще, так и о сущности спорта в частности.
Гермес, олимпийский бог — покровитель атлетов
Многие примеры пещерного искусства, открытые на сегодняшний день, содержат изображения ритуальных церемониальных сцен. Несмотря на то, что действия, запечатлённые на этих изображениях, нельзя отнести исключительно к современному понятию о спорте, всё же можно сделать вывод, что уже тогда существовали занятия и ритуалы, напоминающие спортивную деятельность. Эти изображения, находящиеся во Франции, Африке и Австралии, были сделаны 30 000 лет назад.
Существуют предметы и строения, говорящие о том, что на территории Китая существовала деятельность, подходящая под современное определение спорта, уже за 4 000 лет до нашей эры. По всей видимости, гимнастика была популярным видом спорта в древнем Китае. Изображения и предметы в гробницах фараонов также говорят о том, что разные виды спортивной активности были развиты уже несколько тысячелетий назад, среди них можно отметить плавание и рыбалку. На территории Древней Персии взяли своё начало такие виды спорта как поло и состязания конных рыцарей на копьях.
В Древней Греции уже существовало большое разнообразие видов спорта. Наибольшее развитие получили различные виды борьбы, бег, метание дисков и состязания на колесницах. Судя по этому списку, военная культура и военное искусство имели прямое отношение к спорту в Древней Греции (и не только там). Там же каждые четыре года проводились Олимпийские игры — в маленькой деревне в Пелопоннесе под названием Олимпия.
Со времён Древней Греции и по сегодняшний день история спорта легко прослеживается. Со временем спорт становился всё более организованным и регулируемым. Появлялись и формировались всё новые виды и подвиды спорта, уточнялись правила, спорт приобретал традиции и сторонников.
Индустриальная революция и массовое производство привели к тому, что у всё большего числа людей стало появляться свободное время, что привело к массовости спорта. Больше людей хотело и могло сделать спорт — частью своей жизни, занимаясь спортом напрямую или посвящая свой досуг наблюдениям за спортивными состязаниями. Эти тенденции получили ещё большее развитие с появлением СМИ и глобальных коммуникаций. Спорт стал профессиональным, что ещё больше увеличило его популярность.
Современное постиндустриальное общество, базируясь на таких ресурсах, как информация и знания, используя возможности индивидуальных контактов людей при помощи интернет-технологий, активно культивирует интеллектуальные виды спорта, такие как покер и сетевые многопользовательские игры.
Профессиональный спорт
В наше время[когда?], когда большое развитие получила культура досуга, спортивные состязания и наблюдения за ними стали популярными развлечениями для зрителей и профессиональной деятельностью для спортсменов. Профессиональные спортсмены высокого уровня зарабатывают большие гонорары, а также получают доходы, рекламируя различные товары, и становятся знаменитостями — иногда исключительно в среде болельщиков, а иногда и среди большинства населения.
Для регулирования происходящего в профессиональном спорте образуются общие и узкоспециальные организации и ассоциации, которые объединяют спортсменов, тренеров, судей, а иногда и болельщиков.
То, что спорт превратился в бизнес и источник благосостояния, сильно влияет на суть состязаний. Ввиду требований зрелищности или удобства судейства часто изменяются спортивные правила[источник не указан 404 дня].
Спорт в России
По данным на 2008 год, в России имелось 2687 стадионов с трибунами на 1500 мест и более, 3762 плавательных бассейна, 123,2 тыс. плоскостных спортивных сооружения.[1] В 2008 году численность занимавшихся в спортивных секциях и группах составляла 22,6 млн человек, в том числе 8,1 млн женщин.[1]
См. также
Примечания
Ссылки
Физическая культура и спорт — Министерство спорта Российской Федерации
обновляется ежедневно
Доклад «О роли субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в развитии физической культуры, спорта и туризма» (docx, 2 670 Kb)
Календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий среди населения
Положения о соревнованиях
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Статистическая информация
Физическое воспитание населения
Школьный и студенческий спорт
Производственная гимнастика
Региональный опыт организации физкультурно-спортивной работы с населением
Методические рекомендации по использованию различных форм мотивации к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой и спортом (pdf 465 Kb)
Методические рекомендации по повышению эффективности средств массовой информации в пропаганде физической культуры, спорта и спортивного образа жизни в Российской Федерации (doc, 1 110 Kb)
Приложение № 1 (pdf 223 Kb)
Приложение № 2 (pdf 226 Kb)
Методические рекомендации по совместному использованию спортивной инфраструктуры образовательными организациями, реализующими основные общеобразовательные программы, и организованными группами населения (коллективы спортивных школ, физкультурно-спортивные клубы по месту жительства (pdf 1 301 Kb)
Методические рекомендации по информационно-пропагандистскому обеспечению мероприятий Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных соревнований Минспорттуризма России (doc, 111 Kb)
Рекомендации по формированию клубной физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения и приобщения к здоровому, спортивному образу жизни детей, подростков, молодежи (doc, 566 Kb)
Рекомендаций по организации физкультурно-спортивной работы с гражданами средних и старших возрастных групп (doc, 837 Kb)
Разница между физической культурой и спортом.
Всем доброго времени суток! Общаясь со многими людьми я пришёл к выводу, что некоторые из них не понимают в чём заключается отличие между физической культурой и спортом. Всё бы ничего, если бы их недопонимание не осуждало физическую активность в принципе. Да, да, в беседах с некоторыми индивидуумами доходит именно до таких крайностей. Поэтому, чтобы доказать пользу и даже необходимость в физической активности, давайте сначала выясним в чём отличие спорта от физической культуры.
Физическая культура и спорт идут в ногу друг с другом, они как бы заменяют и даже дополняют друг друга. Однако такое виденье этих понятий лишь поверхностное.
Так какая же разница между физической культурой и спортом?
Итак, спорт подразумевает серьёзное отношение, карьеру, тренера и достижение высоких результатов. Физкультура попроще. Она входит в программу школ, техникумов и высших учебных заведений. Кстати, в профильных учебных заведениях физкультуры как таковой нет, там речь уже идёт о спорте.
Чтобы поставить грань в разнице между физической культурой и спортом нужно запомнить простые правила. Занимаясь физкультурой, человек поддерживает себя в тонусе, он бегает по утрам, посещает тренажерный зал, ходит в бассейн. В этом случае перед ним не стоит задача подготовиться к соревнованиям, уложиться в чёткое время и стремиться дотянуться до прошлогоднего рекорда, дабы иметь шансы на победу в этом году.
В данном случае организм не будет перенагружен. Спортсмены же зачастую изнашивают свой организм. Им надо всегда побеждать, а не просто поддерживать форму. Они будут каждый день проводить своё время на спортивной площадке, стадионе или бассейне.
Тренера поддерживают спортсменов, но, в то же время, подгоняют, они ставят перед ними нелёгкие задачи, и для их решения спортсмен выкладывается, что называется, «на максимум». Для спортсмена недостаточно посещать фитнес-центр три раза в неделю. Ему необходимо постоянно тренировать мышцы тела, держать их в напряжении, давать своему телу значительную нагрузку.
Разница между физической культурой и спортом значительная, и при желании даже не опытный человек в этой сфере сможет различить данные понятия, ну конечно если он совсем «не бестолковый».
Спорт более интенсивен. Занимаясь им, мы быстрее достигаем высоких результатов. Но, в то же время, изнашиваем собственный организм. Профессиональный спортсмен со временем вынужден уходить с профессионального спорта и становиться тренером или инструктором. Физкультура же не даёт столь высоких результатов, но ею человек может заниматься до глубокой старости и от неё организму будет только польза.
Но это не значит, что спортом нельзя заниматься вовсе. Я написал эту статью не для того, чтобы вас напугать и вы передумали отдавать своё чадо в спортивную секцию. Нет. Спортом можно, и я даже считаю, что необходимо заниматься в детском и юношеском возрасте. В этот период нашей жизни регенерация, то есть восстановление организма очень высокое.
Именно в этом возрасте закладываются все необходимые положительные качества (как физические, так и психические), которые может дать только спорт! Эти качества в дальнейшем помогают нам в жизни в достижении целей, преодолении жизненных преград и барьеров.
Такими качествами являются целеустремлённость, психоустойчивость, умение держаться «на плову», несмотря на трудности, ответственность, дисциплинированность. Эти качества вырабатываются в процессе соревновательности при занятии спортом. Более подробно данную тему я изложил в статье «можно ли заниматься спортом». Рекомендую к прочтению!
Пика своей карьеры, в среднем, человек достигает в 27 — 28 лет. В этом возрасте (а кто-то может раньше, кто-то чуть позже) рекомендую переходить на физическую культуру, заниматься для своего здоровья, так как основные физические и психологические качества в вас уже будут заложены посредством спортивных тренировок!
Приблизительно к 23 годам вы (спортсмены и люди, ведущие активный образ жизни) становитесь состоявшейся сформированной личностью. Слово состоявшийся ни в коем случае нельзя трактовать как материальное состояние. Для спортсмена — крепкого и статного человека — важно, что к этому возрасту у него сформированы волевые, морально-нравственные, психологические качества, необходимые для дальнейшего жизненно роста, что не возможно обеспечить никаким материальным богатством. А как следствие, у психически сформированных и здоровых людей в будущем появляются все необходимые материальные блага. И они кстати не жалуются на жизнь, как тяжело бы им не было, в отличие от тех, кто в своё время не работал над собой.
Вот собственно и всё. В данной статье мы с вами выяснили в чём разница между физической культурой и спортом, и немного затронули вопрос полезности этих двух форм физической активности. Ну а, чтобы понять до конца всю её пользу, читайте статьи блога, и не забудьте поделиться ими с друзьями в социальных сетях! Заранее благодарю, ваш спортивный тренер П.А. Винивитин.
С уважением и признательностью, Павел Винивитин
Если Вам понравился материал — поддержите проект!
Физическая культура и спорт в жизни современного общества
В статье рассматривается роль физической культуры и спорта, в жизни современного общества. Отмечается положительная роль физической активности на функциональное состояние организма человека. Спорт как профилактика девиантного поведения в современном обществе.
Ключевые слова: здоровье, физическая культура и спорт, здоровый образ жизни
На сегодняшний день спорт является неотъемлемой частью жизни общества. Пронизывая все ступени современного социума, он оказывает большое влияние на основные сферы жизнедеятельности общества. Спорт воздействует на отношения на национальном уровне, положение человека в обществе, формируя тем самым моду, этические ценности, образ жизни людей. Помимо профилактики вредных привычек, физическая культура удовлетворяет зрелищные запросы человечества.
В XXI веке нет ни одного человека, который бы не занимался физической культурой и спортом, не участвовал в каких-либо состязаниях, эстафетах, флэшмобах. Доказательством всех вышеперечисленных пунктов является то, что интерес к крупнейшим международным соревнованиям, таким как Олимпийские игры, Чемпионаты мира и Европы, Всемирные универсиады неуклонно растет. За проведением этих соревнований наблюдает каждый второй житель планеты, потому как это самые захватывающие и непредсказуемые зрелища. Наблюдая за выдающимися спортсменами мира люди получают бурю эмоций, которые ни с чем не сравнимы. Такие крупнейшие мероприятия привлекают людей к занятиям физической культуры и спортом.
Занятие физической культурой и спортом решает ряд проблем, которые в XXI веке встали очень остро перед современным обществом. Это малоподвижность, вредные привычки, девиантное поведение.
В формировании личности весомую роль играют спорт и физическая культура. Спортсмен приобретает жизненный опыт благодаря тому, что в спорте проигрываются многие социальные ситуации.
Попадая в новую социальную сферу, спортивную секцию или школу, юный спортсмен оказывается в окружении элементов новой социальной сферы: тренеры, судьи, спортивный коллектив — это конкретные люди, на чьи плечи возлагается ответственность за воспитание и образование, обучение культурным нормам и поведению, обеспечивающие эффективное освоение и реализацию новой социальной роли. Для каждого человека особую роль играет первичная социализация, в которой закладываются фундаментальные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена одновременно с родителями и школой принимает участие социальный институт физической культуры и спорта. Среди представителей первичной социализации не все играют те же роли и обладают равным положением. В ряду агентов первичной социализации роли распределены неравномерно. Родители, по отношению к ребенку, имеют преобладающую позицию. Во взаимоотношении с юным спортсменом тренер, также, как и родители, оказывает существенное влияние, тем самым усиливая позиции первых. В противоположном направлении от тренера и родителей, влияние на ребенка оказывают его ровесники. При воздействии на спортсмена, они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер.
В нашем веке физическая культура и спорт являются многофункциональным общественным явлением. В первую очередь это напрямую связано с фактом воздействия на воспитание человека, а также профилактике и снижению риска обширного ряда заболеваний. Занятия физической культурой и спортом на регулярной основе ведут к повышению функциональных возможностей человека, активности обменных процессов в организме, стабилизации обмена веществ и энергии. В противном случае, малоподвижный образ жизни ведет к атрофии мышц, снижению прочности костей, ухудшению функционального состояния центральной нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем. Тонус и жизнедеятельность организма значительно снижается.
Многие врачи рекомендуют спорт как профилактику многих заболеваний, а также физические нагрузки всегда были, есть и будут основой реабилитации после каких-либо заболеваний, операций, травм. Также рекомендуют абсолютно всем людям независимо от возраста заниматься циклическими видами спорта, (бег, плавание, катание на лыжах). Эти виды спорта при правильном дозировании нагрузки оказывают огромное положительное влияние на опорно-двигательный аппарат, при занятии этими видами спорта в работу включаются все группы мышц. Занятие физкультурой повышает стрессоустойчивость, что немаловажно для современного общества. Но также есть и другая сторона медали, такая как злоупотребление физическими нагрузками, особенно это просматривается в современном обществе. Так как современная индустрия красоты диктует свои правила и люди подстраиваются под нее, и возникают проблемы с пониманием, что такое физическая нагрузка. Многие отчаянно проводят часами в спортивных залах, бегают изнурительные кроссы, без фитнес-инструктора, тренера, думая о том, что прочитав в интернете или спросив у знакомого программу его тренировки, это даст положительный эффект по истечении короткого промежутка времени. Зачастую этого не происходит, потому как человек не знает своих возможностей организма, не знает его функциональное состояние, и даже не представляет, что своим незнанием наносит большой вред своему организму. Злоупотребление физическими нагрузками может нанести не малый вред, поэтому при выборе нагрузки нужен индивидуальный подход, который может найти специалист в данной области, другими словами тренер, фитнес-инструктор. Но в XXI веке есть серьезная проблема для физической культуры и спорта — это отток за рубеж квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов. Это обусловлено, с одной стороны, высоким уровнем подготовленности наших специалистов, тренеров и спортсменов, востребованностью их на мировом уровне, а с другой — отсутствием условий для полноценной работы в нашей стране.
Совершенствование не только физического и спортивного, но и нравственного, эстетического, интеллектуального воспитания — все это предоставляет спорт. Положительное влияние на функциональные возможности организма человека оказывает оздоровительно-рекреативная функция спорта, действие которой сложно переоценить в детском и юношеском периодах жизни человека.
Спорт и физическая культура особенно важны не только в детей и юношей, но и для людей в пожилом возрасте. Физические нагрузки замедляют процесс старения, а также являются профилактикой ряда возрастных заболеваний таких, как артрит, артроз, гипертония и др. Но следует понимать, что физические нагрузки, упражнения, их интенсивность, систематичность зависит от возрастного этапа и его особенностей.
Я провел опрос в городе Караганда Карагандинской области, задав вопрос:
- Регулярно ли вы занимаетесь физической культурой и спортом?
Предложив три варианта ответа «ДА», «НЕТ», «РЕДКО». В опросе приняло участие 120 человек, в возрасте от 18 до 65 лет.
На диаграмме ниже представлены результаты опроса «Регулярно ли занимаетесь физической культурой и спортом?»
Средний возраст, ответов «ДА» людей, участвующих в опросе, — 23 года.
Средний возраст, ответов «НЕТ» людей, участвующих в опросе, — 57 лет.
Средний возраст, ответов «РЕДКО» людей, участвующих в опросе, — 34 года.
Из данного опроса можно предположить, что население занимается физической культурой и спортом на низком уровне. Соответственно в жизнедеятельности преобладает малоподвижность. В основном систематическими занятиями физической культурой и спортом занимаются молодые люди, которые посещают разные спортивные секции. Редкими занятиями физкультурой занимаются люди зрелого возраста. Это можно объяснить тем, что на данном этапе люди не задумываются о своём здоровье, работая на износ не оставляя время на активный отдых и занятия физкультурой. Не занимаются физической культурой и спотом люди старшего зрелого возраста, пожилые люди. Многие из них живут стереотипами, которые говорят, что они уже не в состоянии заниматься физическими нагрузками из-за преклонного возраста. А также не знают, что есть занятия и упражнения для их возраста. Но чтобы развеять эти стереотипы у взрослого населения, нужно пропагандировать физическую культуру и спорт намного больше, чем это делается сейчас. Но эта пропаганда должна быть направлена на то, что каждый человек независимо от возраста может заниматься физической культурой. А также это должно быть доступно для каждого гражданина страны. Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Поэтому в период смены экономики Казахстана на рыночную и принятия в стране общечеловеческих ценностей и идеалов к системе физической культуры и спорта выдвигаются новые требования.
Эта система в новых условиях призвана решить проблемы развития человека и основное внимание направлено не только на общие проблемы всего населения, но и на индивидуальный подход к каждому человеку.
Наше государство уделяет большое внимание и старается приобщить к занятию спортом все больше населения. Для этого делаются льготные посещения спортивных секций, сооружений для разных организаций. Строятся детско-юношеские спортивные школы, для того чтобы школьники могли иметь возможность посещать самые разные секции, так же для пенсионеров предоставляются льготы, для посещения разных спортивных объектов. Исходя из этого можно сделать вывод, что государство уделяет должное внимание физической культуре и спорту и подходит к каждой возрастной категории со всей ответственностью. Но этого недостаточно, чтобы повысить двигательную активность всего населения, тут важно желание самого человека заниматься и двигаться как можно чаще. В настоящее время современное общество предпочитает следить за спортом лежа на диване, не прикладывая никаких усилий. Человек несомненно при просмотре спортивных трансляций отдыхает эмоционально, потому как переживает за своего кумира или команду. В XXI веке физическая культура и спорт стали бизнесом, в которой современно общество вкладывает огромные средства.
Рассмотрев физическую культуру и спорт с экономической точки зрения, то можно увидеть, что материальные вложения современного общества в спорт в десятки раз окупаются. Прежде всего это связано с укреплением здоровья и ростом продолжительности жизни. А уже потом с бизнесом и славой. Также в спортивной деятельности возникают разнообразные специфические отношения соперничества и содружества отдельных спортсменов, между командами, организаторами, спортивными арбитрами и т. д., которые так или иначе включены в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта.
В заключении можно сказать, что физическая культура и спорт постепенно развивается во всем мире, и с каждым днем все больше людей приобщаются к спортивным событиям и стараются участвовать в них. В настоящее время в нашей стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути дела, можно говорить о том, что в Казахстане возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.
Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения и продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом.
Список литературы:
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2005.
- Дубровский В. И. Спортивная физиология. — М.: ВЛАДОС, 2005.
- Энциклопедия физической подготовки. — М.; ФиС, 2004. — 232 с.
- Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Физкультура и Спорт. № 3. 2007.
- Власова Ж. Н. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1.с. 58–62.
- Кузнецов П. К. Гуманистические ценности массового спорта как средство формирования всесторонне развитой личности// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 152. с.165.
Электронные ресурсы:
- Повышение социальной роли физической культуры и спорта. // URL: https://vuzlit.ru/353445/povyshenie_sotsialnoy_roli_fizicheskoy_kultury_sporta (дата обращения: 23.11.2018).
- Арисова, М. С. Роль физической культуры в жизни общества. // URL: https://ekoshka.ru/fizicheskaja-kultura-v-zhizni-cheloveka/
(дата обращения: 23.11.2018).
- Социальное значение спорта. // URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=42362
(дата обращения: 23.11.2018).
- Физкультура и спорт в современном обществе. // URL: http://lib.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=494814
(дата обращения: 23.11.2018).
- Физкультура и спорт в современном обществе. // URL: https://otherreferats.allbest.ru/sport/00541367_0.html
(дата обращения: 23.11.2018).
- Социальная роль физической культуры и спорта. // URL: https://revolution.allbest.ru/sport/00707958_0.html
(дата обращения: 23.11.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, URL, спорт, современное общество, занятие физкультурой, здоровый образ жизни, социальная роль, тренер, девиантное поведение, зрелый возраст.
Все, что вам нужно знать о физических упражнениях
Кому нужны физические упражнения?
Большинство штатов требует, чтобы все учащиеся-спортсмены прошли физическую подготовку перед тем, как участвовать в любом разрешенном школой виде спорта. Однако от спортсменов, не являющихся студентами, которые занимаются клубными или развлекательными видами спорта, также могут потребовать пройти медицинский осмотр, прежде чем они смогут выйти на поле. Детей часто отправляют домой с необходимыми бланками, но мы знаем, что чаще всего бумаги теряются где-то между уроком математики и автобусной остановкой.Тренеры и школьные администраторы часто являются вашим лучшим источником информации, связанной с необходимыми физическими упражнениями.
Есть ли кто-нибудь, кто не может или не должен заниматься спортом?
Нет. Хотя взрослым обычно не требуется проходить физкультурно-физическую подготовку перед занятиями развлекательным спортом, это, безусловно, рекомендуется. Физкультура в спорте дает прекрасную возможность как детям, так и взрослым встретиться с медицинским работником и убедиться, что иммунизация, анализы и информация о здоровье актуальны.
Где мой ребенок может заняться спортом?
Спортивные медосмотры должны быть выполнены поставщиком медицинских услуг. Центры неотложной помощи, такие как MedExpress, предлагают удобные часы после уроков, а также по вечерам и в выходные дни, чтобы уложиться в плотный график вашей семьи. В MedExpress нет необходимости в записи — просто войдите, когда это будет лучше для вас и вашего спортсмена.
Что я должен взять с собой на занятия спортом моего ребенка в MedExpress?
Мы хотим максимально упростить получение спортивной физкультуры для вашего ребенка.Убедитесь, что вы взяли с собой надлежащее удостоверение личности, соответствующую спортивную форму для вашего штата и 30 долларов США. Перед визитом заполните спортивную физическую форму вашего ребенка, которая часто включает подробную историю здоровья, сертификаты, согласия и подписи. Конкретную форму, которая вам понадобится, обычно можно найти в Интернете на сайте спортивной ассоциации вашего штата. Всегда полезно взять с собой список лекарств вашего ребенка, недавних операций, травм и болезней, чтобы поставщик имел полное представление обо всем, что может подвергнуть вашего ребенка опасности.
Когда моему ребенку следует заниматься спортом?
Как и в любом виде спорта, время очень важно. Чаще всего спортивную медосмотр необходимо заполнить и отправить в школу или тренеру до самой первой тренировки вашего ребенка. Однако время также может зависеть от вида спорта, штата или школьного округа. Например, в штате Пенсильвания медицинский осмотр не может быть разрешен поставщиком до 1 июня на следующий год, чтобы быть действительным. Время обычно указывается где-нибудь на спортивной форме, чтобы врач мог его увидеть.
Как долго действительны спортивные медосмотры?
Спортивные медосмотры обычно действительны в течение одного календарного года. Однако лучше проконсультироваться со школой или лигой вашего ребенка, поскольку в некоторых штатах требуется, чтобы физкультурник проходил перед каждым спортивным сезоном, даже если они приходятся на один и тот же учебный год. В MedExpress мы можем предоставить вам копию медосмотра вашего ребенка позже; однако, если требуется форма, отличная от той, которая имеется у нас, необходимо заполнить еще одну спортивную медосмотр.
Может ли мой ребенок не сдать физкультуру?
Да. Если ваш ребенок будет признан непригодным для занятий спортом по медицинским показаниям — например, недавнее сотрясение мозга, грыжа, недиагностированный шум в сердце или неконтролируемая астма — он или она не пройдут спортивную медосмотр. Нашим главным приоритетом является обеспечение здоровья и безопасности наших пациентов, поэтому, если ваш ребенок не сдает экзамен, мы будем работать с его или ее педиатром, чтобы убедиться, что они получат необходимую помощь в игре.
Зачем моему ребенку занятия спортом?
Знаете ли вы, что 62 процента всех травм, связанных со спортом, случаются во время тренировок, а не игр? 1 Футбол, баскетбол и футбол оказались тремя видами спорта, в которых происходит наибольшее количество травм. Ежегодно более 46 миллионов детей занимаются спортом, поэтому убедиться, что ваш спортсмен может играть, — это первый шаг к подготовке к большой игре.
Спортивные медосмотры в основном требуются спортивными лигами и школами — и не зря.Они повышают осведомленность о любых проблемах, таких как грыжи и неконтролируемая астма, которые могут помешать вашему ребенку заниматься спортом. Физкультура также является прекрасной возможностью поговорить с врачом о том, как ваш спортсмен может быть подвержен травмам, и порекомендовать советы и упражнения, которые он может выполнять, чтобы избежать проблем в будущем.
MedExpress Pro Tip: Если ваш маленький Леброн Джеймс уже погрузился в игру и забыл сказать вам, что ему нужна спортивная физкультура перед своей первой завтрашней тренировкой, вам повезло.MedExpress предлагает медосмотр за 30 долларов и открыт каждый день с 8:00 до 20:00, чтобы помочь вам в кратчайшие сроки доставить вашего малыша на поле.
.
Физическое воспитание и спорт | Квалификация Пирсона
Эта квалификация будет оценена, присуждена и сертифицирована в соответствии с требованиями Общих условий признания Ofqual.
Необработанные оценки для Компонентов 1, 2, 3 и 4 в этой квалификации будут масштабированы Пирсоном для представления относительного веса 36% для Компонента 1, 24% для Компонента 2, 30% для Компонента 3 и 10% для Компонента 4 .По компонентам 3 и 4 оценки, представленные центром, должны быть необработанными на основе соответствующих таблиц критериев оценки.
компонент | В процентах | Сырье | Коэффициент масштабирования | Отметка шкалы |
---|---|---|---|---|
Компонент 1 | 36% | 90 | 1.400 | 126 |
Компонент 2 | 24% | 70 | 1.200 | 84 |
Компонент 3 | 30% | 105 | 1.000 | 105 |
Компонент 4 | 10% | 20 | 1.750 | 35 |
Следовательно, общая сумма будет из 350, и для каждого компонента вы должны умножить исходную отметку на соответствующий коэффициент масштабирования, например. если кандидат набирает следующие необработанные оценки.
Компонент 1 — 70 марок
Компонент 2 — 60 марок
Компонент 3 — 100 марок
Компонент 4 — 18 марок
Общая предметная оценка:
Компонент 1 — 70 * 1.400 = 98
Компонент 2 — 60 * 1.200 = 72
Компонент 3 — 100 * 1,00 = 100
Компонент 4 — 18 * 1,750 = 31,5
Всего кандидат набрал 98 + 72 + 100 + 31,5 = 301,5 — округляем до 302.
Когда границы оценок установлены, вы увидите общую оценку кандидата.
Эта квалификация GCSE будет оцениваться и сертифицироваться по девятибалльной шкале от 9 до 1 с использованием общей предметной оценки, где 9 — наивысшая оценка.Отдельные компоненты не оцениваются.
Учащиеся, чей уровень достижений ниже минимального, по мнению Пирсона, отвечающего требованиям, достаточным для записи в сертификат, получат неклассифицированный результат U.
.
Физическое воспитание, спорт и развитие молодежи, степень бакалавра с отличием
Диплом по физическому воспитанию, спорту и развитию молодежи в Сент-Мэри дает вам критическое понимание физических, социальных, педагогических и образовательных аспектов физического воспитания и спорта. Это будет происходить с помощью теоретического и прикладного подхода, который требует от вас активного участия в различных практических и теоретических контекстах.
- Разработано специально для всех, кто желает продолжить карьеру в сфере преподавания, с особыми образовательными потребностями и в условиях инвалидности, а также для тренеров молодежи в трудоспособных и адаптированных видах спорта.
- Разрабатывать и изучать практическое применение физкультуры и спортивного коучинга, а также более широкие аспекты, такие как философия, социология и адаптированная физическая культура и спорт.
- Дает вам критическое понимание физических, социальных, педагогических и образовательных аспектов физического воспитания, спорта и развития молодежи.
Зачем изучать физическое воспитание, спорт и развитие молодежи?
«Физическое воспитание, спорт и развитие молодежи» гарантирует, что вы будете готовы к множеству различных ролей в спортивной индустрии. Это достигается за счет использования возможностей для работы и дополнительных спортивных квалификаций, которые позволят им еще больше выделиться на рынке труда.
Эта степень исследует практическое применение физического воспитания и спортивного коучинга, а также более широкие современные аспекты, связанные с отраслью, такие как философия, социология, анализ результатов и развитие спорта.Он также направлен на то, чтобы дать вам критическое понимание физических, социальных, педагогических и образовательных аспектов физического воспитания и спорта.
Мы стремимся к тому, чтобы вы приобрели знания и понимание того, как применять новаторские идеи в своей коучинговой и педагогической практике.
Почему Сент-Мэри?
У нас невероятно сильная репутация в области преподавания физкультуры и спортивных достижений в Университете Святой Марии. Наша программа предлагает вам возможность сделать карьеру в обучении физкультуре как в начальной, средней школе, так и в учреждениях с особыми потребностями, обучении молодежи как трудоспособных, так и адаптированных видах спорта, развитии спорта и индустрии досуга.
Сам кампус является зеленым сельским, но в то же время городским в Лондоне, он расположен среди множества партнерских организаций, к которым вы можете получить доступ для их собственного развития на основе работы.
Уникальность курса проявляется в разнообразии предлагаемых модулей спортивной индустрии, что позволяет вам выбрать несколько карьерных путей. Курс высоко оценивает инновационное использование технологий для улучшения вашего опыта, особенно в отношении поддержки развития вашей практики преподавания и коучинга.
Мы установили прочные связи с более чем 200 школами, которые образуют наши партнерские отношения в области преподавания и предоставляют вам разнообразные возможности для обучения, чтобы вы могли получить опыт трудоустройства. Расположение этих стажировок варьируется в зависимости от условий, полученных из местных источников, и от мест размещения, близких к родным городам студентов. У нас также есть связи с рядом национальных руководящих органов в области спорта высших достижений и инвалидов, а также с футбольным клубом Премьер-лиги, которые предоставляют бесценные возможности обучения на рабочем месте.
Курс также поддерживается командой преподавателей, которые имеют широкий спектр знаний в академических и промышленных областях, национальных и олимпийских / паралимпийских спортивных аренах, а также профессиональные знания и опыт в физкультуре и спорте, которые прилагают все усилия, чтобы узнать своих студентов имя, а не по номеру.
Связанные курсы
# Спорт
# Физическое образование
# Коучинг
# Обучение
# Здравоохранение
.