Император | Титул монарха, главы государства. Со времени римского императора Августа и его преемников титул императора приобрёл монархический характер. Со времени императора Диоклетиана во главе Римской империи почти всегда стояли два императора с титулами августов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого статуса благодаря службе в армии 9 букв |
Пульхерия | Регент Византийской империи с титулом августы при своём младшем брате императоре Феодосии II. Стала правительницей после его смерти, взяв в мужья и сделав императором полководца Маркиана. Канонизирована церковью в лике благоверных, память 10 сентября 9 букв |
Империя | Монархия, глава которой носит титул императора 7 букв |
Феодора | (святая императрица) византийская императрица, супруга императора Юстиниана I. Оказала большое влияние на религиозную и политическую жизнь Византийской империи середины VI века. Самая известная обладательница этого имени 7 букв |
Византийский | Относящийся к Византии — государству 4-15 веков, образовавшемуся после распада Римской империи 12 букв |
Арнауты | Субэтническая группа албанцев, выделившаяся из собственно албанского этноса между 1300-1600 годами в ходе так называемых балканских миграций, вызванных нашествиями крестоносцев, ослаблением Византийской империи и вторжением турок. К концу вышеназванного периода и вплоть до начала XX века арнауты составляли значительную часть населения республики Греция 7 букв |
Экзарх | Наместник императора в области Византийской империи 6 букв |
Экзарх | В Византийской империи- наместник императора 6 букв |
Эпарх | В Византийской империи: градоначальник Константинополя 5 букв |
Фанагория | Крупнейшая древнегреческая колония на территории современной России. Была расположена на берегу Керченского пролива, на Таманском полуострове в 25 км к северо-востоку от Гермонассы. Наряду с Пантикапеем служила одной из двух столиц эллинистического Боспорского царства. После входила в состав Византийской империи, затем Хазарского каганата 9 букв |
Титулы императоров Византии — id77 — LiveJournal
Здравствуйте уважаемые.
Работая над вот этим вот постом: https://id77.livejournal.com/2956043.html
я обещал немного коснуться и титулования монархов Восточная Римской империя. Именно так, или еще Держава Ромеев (Ромейская империя) следовало бы называть это могущественное некогда государство, но у нас его называют чаще всего Византия. Чтобы вас не запутать, так буду называть и я.
Как известно, Римская империя распалась на Восточную и Западную часть вскоре после смерти императора Феодосия I в 395 году. Причем Западная Римская империя вскоре пала, а вот Восточная простояла еще более 1000 лет. Там были свои особенности, в том числе и по титулованию. Почему? Ну, во-первых, это гораздо большее влияние востока, нежели в Риме, а во-вторых, очень быстро в качестве государственного языка был введен греческий, а не латынь, что также повлияло на титулование. ну и сама фигура властителя была более обожествлена, чем на Западе. Но сперва Византия унаследовала форму разделения императорской власти между старшими императорами — августами — и младшими — цезарями. Но постепенно-постепенно ситуация менялась.
В Византии правили 88 императоров и называли они обычно себя вот так вот:
Басилевс (βᾰσῐλεύς, βᾰσῐλέως; также басилей, базилевс, василий, василевс), что в буквальном переводе обозначает царь
Также применялись титул «Василевс римлян» (βασιλεύς Ρωμαίων). А при Ираклии (610—641 гг.), с разгромом Сасанидской империи, появился титул Василевс василеон — («царь царей»). Раньше он принадлежал Сасанидам, а после его примерили на себя Византийские императоры.
Еще чуть позже «василевс» стал официальным эквивалентом «императора».
Дополнительный вес термину «Василевс» придавало то, что таким же образом в Новом Завете именуется Иисус Христос, а в греческом переводе Ветхого Завета оно относится к ветхозаветным царям.
Но интересно, что в Византии Василевсами назывались только византийские императоры — для западно-европейских королей использовалось слово «Регас» (греческий вариант лат. rex «король», Ῥήγας).
Жен Василевсов называли Василисы. Хотя часто использовался и термин Августа.
Другой важный термин, который нередко использовался, был Автократор (αὐτοκράτωρ). Чуть реже использовался термин Август.
Желая продемонстрировать всю полноту своей власти, императоры также часто принимали титул Консула. В 541 году его отменил Юстиниан I, однако по различным соображениям консульский титул возникал ещё несколько столетий, пока при императоре Льве Мудром (886—912) он не исчез окончательно.
Важнейшим элементом императорской власти были инсигнии, или императорские регалии.
Главное -это пурпурный цвет.
Основными элементы:
пурпурные туфли (τζαγγίον). Самый важный элемент. Снятие или отдача туфель было главным признаком лишения или сложения императором власти.
стемма (στέμμα) или диадема. Кроме того, что она богато украшена, она должна была быть полукруглой. Также на голове император носил венец-туфу (τοῦφα) или корону (στέφανος) с крестом.
дивитисий (διβητήσιον) — длинная шёлковая туника.
лор, или лорум (λῶρος) — узкий платок длиной до 5 метров, обматывавшийся несколько раз вокруг тела. Конец лора перекидывался через левую руку. Императоры надевали лор в отдельных торжественных случаях поверх дивитисия. Эта одежда символизировала крест как орудие победы Христа
В руках императоры держали скипетр. Кроме того в особо почетных случаях Василевс использовал жезл Моисея — крест, привезённый в Константинополь при Константине Великом, а также мечи, два украшенных эмалью и драгоценными камнями золотых щита и два копья.
Обилие пурпура в одежде и украшениях василвса настроили некоторых исследователей считать, что еще одним его титулом было Порфирогенет, или же Баграянородный.
Это не так. Этим термином обозначались дети Василевса (причем обоего пола), которые родились во время его правления (и это важно)от законной супруги. Императрицы рожали в Багряном (Порфирном) зале императорского дворца, откуда и возник эпитет. Императоры, желающие подчеркнуть законность своего восхождения на престол, добавляли этот термин к своему имени как титул, означающий, что они родились в семье правящего императора, и потому их легитимность вне сомнений. Ну, например, тот же Константин Багрянородный.
Но вот говорить о повсеместно распространенном титуле высшей власти я бы не стал.
раз заговорили о детях, то пару слов надо сказать о младших соправителях Василевса, как раз которыми чаще всего и выступали дети. Западно-Римское Цезарь тут превратилось в титул Кесарь (Καίσαρας), но были введены еще два титула Сначала — Севастократор (σεβαστοκράτωρ), который был выше Кесаря, но ниже Василевса. Титул состоит из двух греческих основ и дословно переводится как «благородный владетель». Ну а в середине XII века получил распространение титул Деспота (δεσπότης, «владыка»), который сдвинул самого Севастократора на ступень ниже в иерархической лестнице. Жены Севастократоров именовались севастократориссами (σεβαστοκρατόρισσα), а супруги Деспотов — деспотессами, или деспотинями.
Таким образом в поздней Ромейской империи сложилась следующая титульная вертикаль:
Василевс-Деспот-Севастократор-Кесарь
Да, и напоследок следует сказать, что был еще почетный титул Василеопатор, дословно означающий «отец императора».
На этом, пожалуй, все.
Надеюсь, было интересно 🙂
Приятного времени суток
Империал | Округ, расположенный в долине Империал на юго-востоке штата Калифорния на границе с Мексикой и штатом Аризона, население которого, по данным переписи 2000 года, составляет 142 361 человек. Окружной центр Империала 8 букв |
Василиск | Византийский император, брат императрицы Верины, жены бывшего византийского императора Льва I, в 475 г. отнял императорскую власть у Зенона Главриянина, который бежал, прихватив с собой казну империи. Василиск был вынужден поднять налоги и вернуться к непопулярной в народе практике продажи государственных постов 8 букв |
Басилевс | Монарх с наследственной властью в Древней Греции, а также титул византийских императоров. Басилевсами именовались также цари Скифии и Боспорского царства, ряда соседних государств 8 букв |
Василевс | Титул византийского императора 8 букв |
Доминион | Самоуправляющаяся территория в составе бывшей Британской империи, а с 1947 г.- бывшая английская колония, получившая независимость, но признающая в качестве главы государства английского короля (королеву) 8 букв |
Доминион | Фактически независимое государство в составе Британской империи, признающее главой государства британского монарха, представленного в доминионе генерал-губернатором 8 букв |
Рейхстаг | (Священная Римская империя) высший сословно-представительный орган Священной Римской империи. Предшественником рейхстага в качестве института, представляющего интересы политической элиты империи, являлся гофтаг 8 букв |
Доминион | Во времена бывшей Британской империи: самоуправляющееся государство, входящее в состав этой империи и зависящее от нее в своей внутренней и внешней политике 8 букв |
Коллегии | (Российская империя) центральные органы отраслевого управления в Российской империи, сформированные в петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов. Коллегии существовали вплоть до 1802 года, когда им на смену пришли министерства 8 букв |
Патриарх | (церковный сан) титул предстоятеля автокефальной православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа в некоторых иных Церквах; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви, которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным собором 8 букв |
Византийский император — Википедия с видео // WIKI 2
Византийский император находился на вершине пирамиды государственного аппарата и общества Византийской империи, выступая в качестве последней инстанции в практически любом вопросе. Идеологическое обоснование его власти восходит ко временам Римской империи, дополнившись христианскими и эллинистическими концепциями. Источником власти императора являлась божественная воля, выраженная в аккламации армии, сената и народа. В условиях отсутствия правовой определённости основанием для занятия престола часто служили военные успехи, а отсутствие чётко определённого порядка престолонаследия приводило к значительному количеству попыток узурпации власти[en], многие из которых были успешны.
Начиная с VII—VIII веков изменившиеся общественные условия привели к легитимизации передачи власти по рождению, багрянородности. Восприятие императора как богоизбранного правителя наделяло его уникальными полномочиями и привилегиями в церкви. Как персонификация высшей законотворческой власти, император не был связан нормами права и считался владельцем всей земельной собственности в империи. Хотя византийцы часто бунтовали против императоров и свергали их, а реальная власть императоров была небесспорна, мало кто оспаривал саму идею императорской власти, реальной основой которой являлись профессиональная армия, компетентный бюрократический аппарат, способность достаточно эффективно собирать средства на свои предприятия. Всё это скреплялось идеологической пропагандой, благодаря которой император являлся центральным образом византийской ментальности, и патриотизмом.
Обособление императоров от своих подданных подчёркивалось их уединением во дворце, где они вели жизнь, подчинённую строгим ритуалам и церемониям, восходящим к древнеримскому императорскому культу[en], сакральному статусу, использованию золота и пурпура в одежде.
По подсчёту Г. Острогорского, с 324 по 1453 год Византией правили 88 императоров[прим. 1], таким образом, в среднем продолжительность одного царствования составляла 13 лет. При этом в истории Византии случались периоды смуты, когда смена власти происходила гораздо чаще — 7 императоров в период с 695 по 717 год, 5 императоров в 797—820 годах, 7 императоров в 1055—1081 годах, 6 в период с 1180 по 1204 год. Из всех династий, занимавших византийский престол, наиболее продолжительными были царствования Палеологов, правивших в последний период (1259—1453)[2].
Энциклопедичный YouTube
1/5
Просмотров:
11 647
7 518
8 687
804
63 274
✪ Византийский император Василий II Болгаробойца (рассказывает историк Наталия Басовская)
✪ Византийский император Юстиниан I (рассказывает историк Наталия Басовская)
✪ Византийский император Алексей I Комнин (рассказывает историк Наталия Басовская)
✪ Юстиниан I, византийский император (радиопостановка)
✪ Византийская Империя. Документальный фильм смотреть онлайн
Содержание
Идея императорской власти
Баланс в сложившейся в эпоху принципата «диархии» монархических и республиканских институтов в Римской империи постепенно, начиная с первых императоров, смещался в пользу монархии. При Траяне (98—117)[прим. 2] впервые прозвучал принцип, что император стоит выше законов, а при Адриане (117—138) это уже стало правовой аксиомой. Начиная с Септимия Севера (193—211) императоры официально принимают титул лат. dominus («господин»), подчёркивая этим, что император более уже не принцепс сената и высший военачальник, но и господин своих подданных[3]. С падением династии Северов начался период непрерывных военных переворотов, поставивших государство на грань гибели. Император Диоклетиан (284—305), положивший конец этому смутному времени, провёл серию реформ государственного управления, которые в том числе уточнили положение главы государства. Пошатнувшийся за время непрерывных революций престиж императорского сана Диоклетиан поднял тем, что увеличил расстояние, отделявшее государя от подданных, и окружил его особу блеском восточных монархов. Под влиянием Персии, являвшейся в то время главным врагом империи, к традиционным пурпурным облачениям императора добавился обычный на Востоке головной убор в виде золотой диадемы, украшенной драгоценными камнями[4]. По восточному обычаю особу императора окружили евнухи, и двор из походной штаб-квартиры, чем он был в течение долгого времени военных революций, превратился в огромное и весьма сложное в своём составе учреждение. Жизнь императора стал регулировать пышный этикет, и всякий, кого допускали до его лицезрения, должен был падать ниц по-восточному, а в знак своего внимания император позволял лобызать край своей порфиры[5]. Служба при особе императора получила значение высокой чести; всё исходившее от него и его окружавшее называлось словом «священный»: священные щедроты, священная опочивальня, священный дворец и т. д. Диоклетиан приравнял себя Юпитеру, а своего соправителя Максимиана, с которым разделил империю, — Геркулесу[6]. Эти определения были повторены и расширены в Кодексе Феодосия (V век)[7].
Для общего обозначения императорского сана Диоклетиан стал употреблять слово лат. dominus, владыка[en], как раньше это сделал Аврелиан, называвший себя лат. Deus et dominus natus («Истинный Бог и владыка») на своих монетах[8]. Слово dominus с тех пор на долгие века стало титулом императора. Однако, хотя ещё Ульпиан в III веке сформулировал принцип legibus solutus[it], сделавший правителя неподсудным законам[9], римский император никогда не превращался в восточного деспота, безответственного властителя имущества и личности своих подданных. Закрепление христианства в качестве государственной религии империи, случившееся при Константине Великом (306—337), освятило авторитет верховной власти идеей божьего избрания. Писатель конца IV века Вегеций, смешивая языческие и христианские представления, говорит о поклонении императору как богу во плоти. Христианское смирение Феодосия II (408—450), запрещавшего поклонение своим статуям и заявлявшего, что государь связан законами и что из авторитета права следует авторитет государя, было в целом нетипично[10]. Так, Юстиниан I (527—565) гордо заявлял — «Бог подчинил императору законы, посылая его людям как одушевлённый закон»[11][12].
Относительно того, существовала ли в поздней Римской империи абсолютная монархия, существуют различные точки зрения. Так, выдающийся немецкий историк Т. Моммзен применительно к Диоклетиану давал на этот вопрос положительный ответ[13], тогда как его английский коллега Дж. Б. Бьюри, рассматривая всю историю Византии, обосновывал утверждение, что византийское самодержавие имело многочисленные ограничения[14]. Хотя своим подданным император представлялся как неограниченный монарх, имеющий возможность не стесняться законами, нарушать их по собственной прихоти, — когда он в действительности поступал как тиран, его действия не находили одобрения. Наличие фактической возможности не делало её законным правом. С юридической точки зрения император был не нарушителем законов, а их покровителем и защитником. Император обязан был выступать в качестве верховного законодателя и правителя, стремящегося к общему благу своих подданных, беспристрастного в благодеяниях и наказаниях, воздающего каждому по заслугам, поддерживающего прежде всего предписания священных книг, постановления семи Вселенских соборов и, наконец, вообще римские законы[15]. С фактической точки зрения власть императора была ограничена косвенно в связи с двумя особенностями политического устройства Византии. Во-первых, отсутствие законодательно определённого порядка престолонаследия приводило к необходимости для императоров искать поддержки у народа, прежде всего жителей Константинополя, попадая, таким образом, в зависимость от переменчивого настроения толпы. Во-вторых, византийский консерватизм и привязанность к освящённым временем обрядам и внешним условиям жизни вели к тому, что, как замечает Н. А. Скабаланович, «неограниченный монарх должен был слепо покоряться сухой, бездушной и ни для кого не опасной форме, над монархом личным стоял монарх отвлечённый, сдерживал его и ограничивал»[16].
Титул
Со времён Римской империи титулы императоров передавались в греческом языке с помощью соответствующих по смыслу аналогов: лат. imperator и др.-греч. αὐτοκράτωρ, лат. augustus и др.-греч. σεβαστός и так далее. В течение первых веков христианской эры эти слова широко распространились в греческом языке, встречаясь не только в официальных документах, но и в художественной литературе. При этом, однако, в ранней империи императоры избегали использовать титулы, имеющие явный монархический оттенок[17]. К числу таких титулов относился «царь» лат. rex, греческим эквивалентом которого служило слово «василевс» (др.-греч. βασιλεύς), — едва ли в классической римской литературе можно найти хотя бы несколько случаев употребления этого слова для обозначения императора[18].
Однако на Востоке, в особенности в Египте, где августы рассматривались как наследники Птолемеев, слово «василевс» использовалось уже с первых веков, хотя и не как официальный титул. С IV века слово «василевс» стало широко употребляться в грекоязычных частях империи, но не использовалось в качестве официального титула монарха до правления императора Ираклия I (610—641)[19]. В корпусе права Юстиниана I (527—565) употребляется только имеющее наиболее демократический смысл слово «принцепс», но в более поздних Новеллах — выражения типа «наша царственность» (др.-греч. ἡ ἡμετέρα βασιλεία)[20].
Начиная с V века, греческим переводом слова rex стало считаться слово др.-греч. ρήξ, которое признали подходящим для обозначения вождей варваров. Одновременно с этим «василевс» и «император» стали синонимами, после чего ускорилось проникновение этого слова в официальное употребление[21]. Самое раннее использование слова «василевс» в официальном документе датируется 629 годом, при этом в документах начала своего царствования Ираклий именуется «автократором»[22]. Изменение титула императора Дж. В. Бьюри связывает с победоносным завершением войны 602—628 годов с Персией. Долгое время римские императоры признавали среди зарубежных монархов право именоваться василевсом только у правителей Персии и царей Абиссинии, последние из которых редко принимались во внимание. Соответственно, пока существовали за пределами империи сильные независимые василевсы, императоры воздерживались от принятия этого титула. После того как персидский монарх был низведён до положения вассала и не считался более соперником, этот титул мог быть использован официально[23][24]. В соответствии с концепцией всемирной монархии не могло быть двух императоров: допустить это означало отрицать Константинополь как столицу мира и византийского императора как господина вселенной. Только в 812 году под влиянием тяжёлых поражений в войне с болгарами византийский император Михаил I Рангаве (811—813) заключил договор с западным императором и впервые именовал его василевсом[25]. Возникновение титула «василевс римлян» (др.-греч. βασιλεύς Ρωμαίων) также часто относят к 812 году и связывают со взаимоотношениями с государством франков, хотя есть основания считать, что этот титул употреблялся уже в VII веке[26].
Начиная с Константина V (741—775) титул «василевс» фигурирует на монетах[27]. В силу крайней консервативности это изменение медленно проникало в официальные документы. Прошло ещё не менее столетия, прежде чем слово «василевс» стали чеканить на монетах, и только с того времени можно считать, что «василевс» стал официальным эквивалентом «императора», заменив «автократора». В последующие эпохи понятие «автократор» приобрело самостоятельно значение и применялось к тем василевсам, которые обладали реальной властью, хотя так могли называться и обладавшие только номинальной властью соправители самодержца[28].
Дополнительную семантику слову «василевс» придавало то, что таким же образом в Новом Завете именуется Иисус Христос, а в греческом переводе Ветхого Завета оно относится к ветхозаветным царям[29]. После венчания на царство патриархом Анатолием император Лев I Макелла (457—474) принял новый атрибут «боговенчанный»[30].
Желая продемонстрировать всю полноту своей власти, императоры также часто принимали титул консула. В IV—VI веках это звание становится преимущественно принадлежностью императоров и членов их семей — подсчитано, что в этот период из 145 консулов 75 являлись представителями правящей династии. Одновременно с этим содержательно консульство резко обесценилось и стало своего рода церемониальным обрядом при вступлении императора на престол. В 541 году его отменил Юстиниан I, однако по различным соображениям консульский титул возникал ещё несколько столетий, пока при императоре Льве Мудром (886—912) он не исчез окончательно[31].
Престолонаследие
Правовая основа
Изображения на некоторых монетах VI—VII веков могут свидетельствовать если не о зарождении династического принципа, то о приобщении к «императорской святости» членов правящей семьи. На монете достоинством в полсиликвы изображены император Маврикий (585—602), его супруга Константина и сын Феодосий[32]
Византия, унаследовавшая римскую традицию выборности императора, представляла в этом отношении исключение среди прочих средневековых государств. Сравнивая природу монархии в Византии и в государствах германцев, немецкий историк Ф. Керн[de] отмечает, что в отличие от характерного для неё принципа христианской монархии, в которой от должности неотделимы обязанности, исполнение которых делало правителя наместником Бога на земле, в варварских королевствах и государствах, пришедших им на смену, концепции «должности» не существовало вообще, а было только право родственников и потомков короля, впервые согласно Божественной воле занявшего трон, претендовать на право наследовать ему[33]. По замечанию английского историка Ф. Грирсона[en], «божественность» царской власти у германцев могла относиться только к отдельному королю, но не ко всей династии, она явно или неявно признавалась народом, но не являлась следствием притязаний на божественное происхождение[34].
Результатом правовой неопределённости вопроса престолонаследия является аномально высокое число государственных переворотов, которых за 1058 лет существования государства насчитывают 65. Только 34 императора за всю историю Византии умерли своей смертью[35]. Несмотря на скептическое отношение к этому явлению — «болезни пурпура», по выражению Ш. Диля, сами византийцы относились к нему как к естественному порядку вещей. Историк Прокопий Кесарийский называет избрание Анастасия I (491—518) «законным голосованием». Анонимный автор трактата «О политической науке» (VI век), ставя этот закон на первое место среди фундаментальных законов империи, понимает его так, что кандидат на царское звание, достойный его, получает его от Бога по предложению граждан[36]. Таким образом, по мнению немецкого историка Х. Г. Бека, приход к власти в результате переворота не рассматривался византийцами как нечто чрезвычайное, но как акт, имеющий конституционное значение[37].
Династическая идея, зародившаяся в IV веке, к середине VII века после многочисленных «военных провозглашений» утратила свои позиции. Тем не менее, она не была окончательно забыта, в частности, императоры-иконоборцы часто изображали на монетах своих сыновей-преемников[32]. Занятие престола кем-либо давало основание претендовать на эту честь для членов его рода, особенно для детей, рождённых, согласно закону Константина Великого, возобновлённому Василием I Македонянином (867—886), в порфирной комнате[38]. Династический принцип оформился при Василии I, который возвёл 6 января 870 года в царское достоинство своих старших сыновей Константина и Льва. Этим он, по выражению продолжателя Феофана, «ещё больше укоренился на троне и вознёс на него благородные царские побеги»[39]. С тех пор складываются династии, из которых Македонская сохраняла власть 189 лет, Комнины 104 года, Палеологи 192 года. К XII веку династическая идея настолько укоренилась, что панегирист Иоанна II Комнина (1118—1143) Михаил Италик[it] определил императора как «провозглашённого в соответствии с законами наследника»[40]. Считается, что формально закона о престолонаследии в Византии не существовало, хотя некоторые исследователи полагают, что попыткой введения прецедента в этой сфере можно считать синодальный акт патриарха Михаила Анхиальского от 24 марта 1171 года, который содержит клятву верности императору Мануилу I Комнину (1143—1180) и его потомкам, с указанием, в каком порядке передаётся между ними власть[41].
Нежелательных претендентов на престол должно было останавливать то обстоятельство, что восстание против царствующего государя, помазанника Божия, считалось отступничеством и каралось анафемой. Однако церковь, охранявшая таким образом престол от узурпаторов, провозгласила вместе с тем устами патриарха Полиевкта, короновавшего Цимисхия (969—976), принцип, по которому помазание на царство смывает грехи. Таким образом, анафема грозила только неудачливым узурпаторам, которых после мятежа обычно казнили или ослепляли[de]. При отсутствии закона, дававшего право на престол, признавался и имел силу один лишь факт, и государи заботились о том, чтобы предвосхитить факт в свою пользу. С этой целью использовались два основных приёма: система совместного правления (по определению Н. А. Скабалановича — «система сотоварищества») и избрание и назначение преемника престола царствующим государем. Эти способы иногда использовались одновременно[42].
Формы соправительства
С конца III века, периода Тетрархии, Византия унаследовала форму разделения императорской власти между старшими императорами — августами — и младшими — цезарями (кесарями). Схема, типичная для IV века, продолжила своё существование и дальше. Последний император единой Римской империи Феодосий Великий (346—395), объявив сначала своим соправителем старшего сына Аркадия (395—408), а затем на случай, если у того не будет потомства, сделал соправителем своего младшего сына Гонория (395—423). Гонорий, получивший после раздела империи Запад, сделал в 421 году своим соправителем Констанция (421), мужа своей сестры. Их сын Валентиниан III (425—455) в год своей смерти сделал соправителем не являвшегося членом императорской семьи Прокопия Антемия (467—472). В это же время на Востоке Василиск (475—476), захватив власть, сделал цезарем своего сына Марка. Юстин II, Тиберий II и Маврикий I были цезарями до восшествия на престол. В дальнейшем титул цезаря всё чаще стал даваться сыновьям императора. Так поступали, невзирая на юный возраст своих сыновей, Маврикий, Ираклий I (610—641) и Юстиниан II (685—695 и 705—711)[43].
С течением времени память о прошлом империи забывалась, императоры стали пренебрегать титулом августа, и звание цезаря стало даваться младшим сыновьям, братьям, дядям и прочим родственникам по капризу императора. При Комнинах роль второго лица в империи перешла к севастократору, а затем деспоту[44].
В общей сложности от Валентиниана I (364—375), разделившего власть со своим братом Валентом (364—378), до конца XI века соправительство встречается 11 раз[45].
Усыновление
В Византии, как и ранее в Риме, усыновление было не более, чем политической формой передачи власти, вариантом соправительства. Само по себе оно не гарантировало имперской инвеституры, но совместное правление вместе с усыновлением давало усыновляемому императорские права и причисляло к числу августов. С этой точки зрения усыновление предшествовало соправительству. Закон и обычай приравнивали приёмных и родных членов семьи, в результате чего, например, за 84 года правления династии Юстиниана власть ни разу не передавалась от отца к сыну. Политическое законодательство не накладывало никаких дополнительных ограничений к усыновляемым относительно гражданского права, достаточно было быть гражданином империи[46].
В 574 году больной Юстин II (565—578), не желая передавать престол ни своей дочери Арабии, ни её мужу Бадуарию, ни своим брату[en] и сестре[en], «усыновил Тиверия, комита экскубиторов, и нарек его кесарем и сделал его своим сопрестольником на ипподроме и в торжественные дни»[47]. Затем 26 сентября 578 года Юстин, в присутствии патриарха, сената, знати и духовенства, объявил Тиберия цезарем и соправителем, полностью передав себя его воле[48]. С IX века в этом, до сих пор чисто политическом акте появился религиозный аспект. Михаил III (842—867) был бездетен и, подобно Юстину II, не желая, чтобы престол достался его дяде цезарю Варде, передал власть своему фавориту, красавцу-конюху Василию Македонянину, которого ему представил сам Варда. Объявление Василия приёмным сыном императора и коронация соправителем произошли вскоре после убийства дяди императора в праздник Пятидесятницы при участии патриарха Фотия в Софийском соборе. В ходе церемонии Михаил снял со своей головы диадему и передал Фотию, который отнёс её в алтарь и возложил на престол. Совершив молитву, патриарх возвратил диадему императору, который затем увенчал ею Василия[49].
Усыновлённый императрицей Зоей Михаил V Калафат (1041—1042) был последний, кто смог занять трон через усыновление. Вероятно, примеры Василия Македонянина, пришедшего к власти после убийства своего благодетеля, и Калафата, изгнавшего из дворца свою приёмную мать, оказались достаточными, чтобы последующие императоры остерегались вручать свою жизнь приёмным детям[50].
Коронация
За всю историю Византии правовые нормы, регулирующие коронацию, так и не сложились. Формы, в которых это действо проистекало, существенно отличались в разные исторические периоды. Информация о коронациях императоров V—VI веков известна из несохранившегося труда Петра Патрикия, фрагменты которого включил в свой трактат «О церемониях» император Константин Порфирородный (913—959). Благодаря им известно, что в первые века существования Византийской империи церемония коронации носила, согласно римским традициям, светский характер. Так, непосредственно после провозглашения Анастасия I (491—518) императором последовало коронование, в ходе которого Анастасий был, стоя во весь рост, поднят на щите, и командир ланциариев, поднявшись на щит, возложил ему на голову свой собственный шейный обруч, так называемый torques. Это была кульминация коронационного церемониала, соблюдавшегося при восшествии на престол императоров в ранней Византии. Как только обруч опускался на голову императора, войска поднимали опущенные на землю знамена и раздавались славословия воинов и димов, что означало признание и провозглашение нового императора войском и народом. Начало этого обычая прослеживается как минимум с 360 года, когда Юлиан Отступник (361—363) был коронован в Париже. Сумма в 5 золотых и фунт серебра, выданная тогда Юлианом каждому солдату, приводится и в сообщениях о коронациях V и VI веков. Последним императором, коронованным по старому церемониалу, был Юстин II (565—578). К его преемникам Тиберию II (578—582) и Маврикию (585—602), как к соправителям своих предшественников, эта процедура не применялась. На рубеже VI и VII веков церемония переместилась из Ипподрома и дворца в церковь[51].
Описания церемоний коронации из основной части трактата Константина Порфирородного написаны с целью практического применения и основаны на прецедентах относительно недавнего прошлого. Глава 38 этого труда, озаглавленная «Что следует соблюдать при коронации императора», состоит из двух частей. В первой из них рассказывается о коронации императора патриархом[прим. 3] на примере коронаций, относящихся к первой четверти IX века, а также о коронации соправителей на примере событий четвёртого десятилетия того же столетия. Существенным отличием от церемоний более раннего периода является полная утрата коронацией светского характера. Участие сената и народа также приняло формальный характер. Сопоставление с источниками конца VIII и XIII веков позволяет сделать вывод, что в течение этого времени обряд коронования сохранился без изменений. Аналогично описание Константина церемонии коронования кесарей совпадает с известным описанием для коронования сыновей Константина V (741—754)[51].
Не известно точно, когда в эту церемонию было включено помазание на царство, которое со второй половины IX века считалось на Западе необходимым условием легитимного императора. По мнению Б. А. Успенского, впервые помазание византийского императора произошло при преемнике Константина, Романе II (959—963)[52]. В западной историографии распространена теория о том, что традиция помазания на царство в Византии началась 16 мая 1204 года, когда воцарился первый латинский император, Балдуин Фландрский (1204—1205). Описание этого ритуала, приведённое у Робера де Клари, позволяет сделать вывод, что Балдуину помазали предплечье, как это было сделано при помазании короля франков Пипина Короткого (751—768). Впоследствии в Византии помазывали голову коронуемого монарха[53]. По версии Г. А. Острогорского, обычай миропомазания императора патриархом был впервые применён никейским императором Феодором I Ласкарисом (1205—1221)[54]. Другая группа византинистов, начиная с Ф. И. Успенского (Ш. Диль, Н. Бейнс[en] и др.), предполагает, что обряд миропомазания существовал со времён императора Маркиана (450—457). Наконец, ряд историков полагают, что церковное коронование императоров патриархами вообще не имело места в Византии[55].
В поздний период византийской истории, согласно свидетельствам императора Иоанна VI Кантакузина (1347—1354) и Псевдо-Кодина (XV век), произошла теократизация самой царской власти, что проявилось в появлении дополнительных черт в обряде коронования. Согласно Кодину, император участвовал в великом входе[en], шествуя в начале этой торжественной церковной процессии, перед диаконами и священниками, несущими священные сосуды и Святые Дары. В этот момент он имеет скромный церковный чин депутата[прим. 4], что подчёркивает смирение императора. В определённый момент император, сопровождаемый диаконами, входит в алтарь, берёт кадило и, подобно дьякону, кадит крестообразно престол, затем кадит на патриарха, а патриарх, принимая кадило из рук императора, в свою очередь кадит на него. Если император пожелает причаститься после коронации, то он делает это вместе с духовенством в алтаре и принимает причастие прямо из чаши, «поднося уста к чаше, как иереи». Все эти черты, очевидно, проистекают из представления, что венчание на царство является своего рода священным рукоположением и наделяет императора особым духовным качеством[51]. Однако наряду с этим сохранился и древний обычай поднятия на щит[57].
Передача императорской власти. Исторический обзор
IV—VI века. Становление идеи императорской власти
Исследование вопросов, относящихся к становлению византийских государственных институтов, сопряжено с некоторыми трудностями. Прежде всего, это отсутствие надёжных источников, поскольку византийцы так и не создали чёткой теории царской власти и государства в целом. Имеющиеся источники дают только спорадическую и часто противоречивую информацию. Сведения об исторических событиях дают преимущественно эмпирическое представление о границах царской власти, которые не могли быть безнаказанно превышены, но они не позволяют получить явное и полное представление о масштабах этой власти. Причины того, почему в восточной части империи не возникло потребности в чётких определениях — в отличие от её западной части, историки объяснят более благоприятными историческими обстоятельствами[58].
Складывающееся под влиянием христианства представление об императоре впервые можно обнаружить в панегирике, написанном Евсевием Кесарийским по случаю тридцатилетия правления Константина Великого (306—337). Согласно Евсевию, император является посредником между своими подданными и Богом: «изучив предметы божественные, и помышляя о великом, василевс ко всему этому стремится как к таким благам, которые превосходнее благ жизни настоящей. Он призывает небесного Отца, желает Его царства, всё совершает по чувству благочестия и, как учитель, научая своих подданных добру, преподает им богопознание великого Царя»[59].
Наряду с этим продолжали существовать старые римские представления эпохи принципата, в соответствии с которыми император избирался народом, в первую очередь армией. Эта идея двоякого происхождения власти императора, от Бога и от традиционных сената и граждан Рима, легко прослеживается в ранней византийской истории. Аммиан Марцеллин приводит рассказ о событиях, связанных с провозглашением императором Констанцием II (337—361) своего двоюродного брата Юлиана (361—363) цезарем. В своей речи перед армией император, обращаясь к слушателям как к судьям, говорит, что «желание сделать его <Юлиана> соправителем я ставлю в зависимость от вашего согласия, если вы считаете это полезным для отечества». Однако тут его речь была прервана: «раздавались возгласы о том, что это решение самого верховного божества, а не человеческого разума»[60]. Тот же автор, рассказывая о вызванной смертью Иовиана (363—364) дискуссии, говорит, что новым императором в результате обсуждения среди «высших гражданских чинов вместе с военными командирами»[прим. 5], а затем «по внушению бога небесного без возражений с чьей-либо стороны» был избран Валентиниан I (364—375)[62]. Избрание Валентинианом своего брата Валента (364—378) было произведено по совету полководца Дагалайфа и как бы помимо воли избранного императора, «сознавая, что государственные дела огромной важности, и притом неотложные, превосходят его силы»[63]. Передавая власть своему сыну Грациану (375—383), Валентиниан также счёл необходимым заручиться согласием армии[64][65].
С середины V века роль армии в избрании императора уменьшается. В 450 году по восшествии на престол Маркиан (450—457) пишет папе Льву I, что «на великое царство я взошёл по божественному провидению, решению удивительного сената и всего войска». Источники по-разному представляют события, приведшие к избранию Маркиана, ради брака с которым императрице Пульхерии пришлось нарушить обет безбрачия, но в конечном счёте судьба престола решалась переговорами влиятельных людей империи, а не армией[66]. В избрании императора Льва I (457—474) важную роль играли как армия в лице выдвинувших его полководцев Аспара и Флавия Ардавура, так и сенат, вотум которого было необходимо получить. Наряду с сенатом и армией в IV—VI веках важнейшую роль играла активная часть городского населения Константинополя — партии ипподрома («димы», др.-греч. δήμοι). Народ, недовольный правлением «инородца и еретика» Зенона (474—491), требовал от императрицы Ариадны в преемники ему человека правоверного и добродетельного, который заодно изгнал бы из государственного аппарата воров. Избранный вслед за тем Анастасий I (491—518) в своей речи к народу подчёркивал, что «принять заботу о царстве ромеев», помимо воли августы Ариадны и высших вельмож, его побудили «избрание славнейшего сената и согласие могущественных войск и благочестивого народа». Благодаря рассказу Петра Патрикия в подробностях известна история избрания Юстина I (518—527) — закулисные интриги в пользу различных кандидатов и попытки апеллирования к народу. Приход к власти Юстиниана I (527—565), племянника и соправителя Юстина, не был отмечен какими-либо затруднениями. Преемник Юстиниана, Юстин II (565—578) был вначале провозглашён императором в присутствии сената и лишь затем представлен народу и войску[67].
Обобщая тенденции данного периода истории, И. Караяннопулос отмечает, что сохранение императора на троне зависело от того, насколько тот обладал чувством долга и успеха в исполнении своих обязанностей. Если он исполняет свои обязанности ненадлежащим образом, он тем самым преступает божественный закон, в результате чего народ может осуществить своё право на сопротивление власти. Со своей стороны, избранный народом и имеющий перед народом реальные обязательства император путём усиления помпезности своего двора и придворного быта стремился придать своей власти трансцендентный характер. Эти «либеральные» взгляды существовали до восстания Ника, после которого Юстиниан I больше не признаёт свою власть происходящей от народа и далее подчёркивает в своих новеллах, что власть в империи ему дал только Бог. Соответственно, обязанности императора перед народом проистекают только вследствие желания Бога. Перемену в императоре после восстания, появление у него деспотического тона отмечает Прокопий Кесарийский в памфлете «Тайная история»[68].
VII век. Формирование монархической идеи
Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами
- Гид •
- Библиотеки
- «Отечник»
- Пять ступеней веры
- Художественная лит-ра
- Библия
- Молитвослов
- Календарь
- Календарь
- Расширение Chrome
- Медиа
- Трансляция из храма
- Аудио
- Видео
- Фоторассказы
- Литургия и Всенощная
- Азбука паломника
- Радио
- Образование
- Катехизация
- Словарь
- Справочники
- Вопросы и ответы
- Проповеди
- Форум
- Блоги
- Суеверие.нет
- Переводы Богослужений
- Проверь себя
- Богословские тесты
- Фотовикторины
- Кроссворды
- Семья и здоровье
- Азбука верности
- Азбука воспитания
- Азбука здоровья
- Азбука рецептов
- Азбука веры
- Схемы и пособия
- Церковь
Схемы и пособия
Размер шрифта:
A-
16
A+
Цвет темы:
Шрифт:
Arial
Times
Текст:
По левому краю
По ширине
Боковая панель:
Свернуть
Сбросить настройки
Вход | Регистрация
- Ангелология
- Ангелы – девять чинов
- Ангелы и Архангелы
- Явления и упоминания Ангелов
- Аскетика
- Человек. Основы христианской антропологии в таблицах
- Греховные страсти: развитие и классификация
- Добродетели
- Греховные страсти и борьба с ними (по учению прп. Иоанна Лествичника)
- Таблица: Добродетели и страсти по прп. Петру Дамаскину
- Четыре составляющих духовной жизни
- Любовь к Богу и ближнему (по преп. Авве Дорофею)
- Кратко о постах Православной Церкви
- Цель жизни человека
- Библеистика
- Методы перевода и толкования Священного Писания
- Библейские экономические термины и понятия
- Библейские меры вместимости, расстояния и денежные единицы
- Ветхозаветные канонические книги
- Новозаветные канонические книги
- Состав книг Нового Завета
- Библейские музыкальные инструменты
- Евангельский синопсис (Последовательность Евангельских событий)
- Евангельские повествования, которые есть только у Матфея, Марка, Луки
- Согласование Четвероевангелия
- Пять аргументов в защиту Богодухновенности Священого Писания
- Священное Предание и Священное Писание
- Богослужения
- Схемы Богослужений
- Богослужебные книги
- Проскомидия
- Структура Евхаристического канона (Анафоры)
- Боже́ственная Литурги́я по чи́ну свт. Иоа́нна Златоу́ста
- Боже́ственная Литурги́я по чи́ну свт. Василия Великого
- Божественная Литургия Преждеосвященных Даров
- Все́нощное бде́ние
- О годовом порядке церковных чтений Евангелия
- Устав чтения Псалтири на православном богослужении
- Таблица для регента: состав службы на любой день периода Октоиха
- 1,3,6,9 часы
- Богослужение в Православной Церкви
- Таблица совершения отпустов
Имя | Имя на русском языке | Портрет | Годы правления | Приход к власти | Соправители | Годы жизни | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Валентиниан I лат. Flavius Valentinianus лат. Flavius Valentinianus Augustus | Флавий Валентиниан как император — Флавий Валентиниан Август | 26 февраля — 28 марта 364 (единолично), 28 марта 364 — 17 ноября 375 (на Западе), соправитель Валента II | Провозглашён войсками, но принял управление лишь западной частью империи | Валент II, Грациан | 321, Кибала — 17 ноября 375, Брегецион, на Дунае | [14] | |
Валент II лат. Flavius Julius Valens лат. Flavius Julius Valens Augustus | Флавий Юлий Валент как император — Флавий Юлий Валент Август | 28 марта 364 — 17 ноября 375, (на Востоке), соправитель Валентиниана I, 17 ноября 375 — 9 августа 378 (на Востоке), соправитель Грациана и Валентиниана II, погиб в сражении с готами | Брат Валентиниана I, назначен им | Валентиниан I, Грациан, Валентиниан II | 328, Кибала — 9 августа 378, Адрианопольская битва | [15] | |
Прокопий лат. Procopius (полное имя не сохранилось) | Прокопий (полное имя не сохранилось) | 26 сентября 365 — 27 мая 366 (в Малой Азии), казнён Валентом II | Провозглашён войсками | Член династии Константина | 325, Киликия — 27 мая 366, Фракия | [16] | |
Грациан лат. Flavius Gratianus лат. Flavius Gratianus Augustus | Флавий Грациан как император — Флавий Грациан Август | 4 августа 367 — 17 ноября 375, соправитель отца на Западе, 17 ноября 375 — 25 августа 383 (на Западе), соправитель Валентиниана II, убит Магном Максимом | Сын Валентиниана I, назначен им | Валентиниан I, Валент II, Валентиниан II, Феодосий I Великий, противник — Магн Максим | 18 апреля 359 год, Сирмий — 25 августа 383, Лугдунум | [17] | |
Валентиниан II лат. Flavius Valentinianus лат. Flavius Valentinianus Augustus | Флавий Валентиниан как император — Флавий Валентиниан Август | 375 — 25 августа 383, соправитель брата на Западе, 25 августа 383 — 15 мая 392, соправитель на Западе узурпатора Магна Максима, вероятно, убит по приказу Арбогаста | Брат Грациана, назначен им | Валент II, Грациан, Феодосий I Великий,, Магн Максим | 371 — 15 мая 392 год, Вьенн | [18] | |
Магн Максим лат. Magnus Clemens Maximus | Магн Клемент Максим | 383 — 25 августа 383, противник Грациана, 25 августа 383 — 387, соправитель на Западе Валентиниана II, 387 — 28 августа 388, противник Валентиниана II и Феодосия I Великого, казнён Феодосием I Великим | Провозглашён войсками в Британии | противник — Грациан, Валентиниан II, противник — Феодосий I Великий | ок. 335, Испания — 28 августа 388, Аквилея | [19] | |
Флавий Виктор лат. Flavius Victor | Флавий Виктор | 384 — август 388, соправитель отца — Магна Максима, казнён по приказу Феодосия I Великого | Сын Магна Максима, назначен им | Магн Максим, Валентиниан II, противник — Феодосий I Великий | ум. в августе 388, Августа Треверов | [20] | |
Евгений лат. Flavius Eugenius | Флавий Евгений | 22 августа 392 — 6 сентября 394, казнён Феодосием I Великим | Провозглашён с помощью Арбогаста | противник — Феодосий I Великий | ум. 6 сентября 394, на р. Фригид (совр. Словения) | [21] | |
Феодосий I Великий лат. Flavius Theodosius лат. Flavius Theodosius Augustus | Флавий Феодосий как император — Флавий Феодосий Август | 19 января 379 — 15 мая 392 (на Востоке), 15 мая 392 — 17 января 395 (единолично) | назначен Грацианом | Грациан, Валентиниан II, Гонорий, Аркадий, противники — Магн Максим, Флавий Виктор, Евгений | 11 января 347, Кавка, Испания — 17 января 395, Медиолан | [22] | |
Аркадий лат. Flavius Arcadius лат. Flavius Arcadius Augustus греч. Ἀρκάδιος | Флавий Аркадий как император — Флавий Аркадий Август | январь 383 — 17 января 395, соправитель с отцом — Феодосием I Великим, 17 января 395 — 1 мая 408 (на Востоке) | сын и соправитель Феодосия I Великого | Феодосий I Великий, Гонорий, Феодосий II | 377, Испания — 1 мая 408, Константинополь | [23] [24] [25] [26] [27] [28] | |
Феодосий II лат. Flavius Theodosius Junior греч. Θεοδόσιος Β’ | Флавий Феодосий Юниор | 402 — 1 мая 408, соправитель отца — Аркадия, 1 мая 408 — 28 июля 450, с 414 до 421 регентом являлась сестра — Пульхерия | сын Аркадия | Аркадий | 10 апреля 401 — 28 июля 450 | [29] [30] [31] [32] [33] | |
Маркиан лат. Flavius Marcianus | Флавий Маркиан | 450 — 27 января 457 | возведён на престол Пульхерией, сестрой Феодосия II, вышедшей за него замуж | 392 или 396, Фракия — 27 января 457, Константинополь | [34] [35] |
Византийская империя
Византийская империя
ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Тим Ламберт
В 4 веке Римская империя разделилась на две половины, восточную и западную. Западная часть рухнула, но Восточная Римская империя просуществовала до 15 века. Пока существовала, она не называлась Византийской империей. Название Византийская империя было придумано в 16 веке, после ее упадка.
Основание Константинополя
Византия (ныне Стамбул) была основана греками около 650 г. до н.э.Византия была построена на треугольном полуострове на самом краю Европы. он был отделен от Азии узкой полосой воды, называемой Босфором. К югу от полуострова пролегает Мраморное море. На северной стороне находился залив, называемый Золотым Рогом.
История изменилась в 324 году нашей эры, когда император Константин решил построить новую столицу Римской империи. Специалисты Константина составили план нового укрепленного города на месте Византии, и через 6 лет работы были почти завершены.Новый город был открыт Константином 11 мая 330 года нашей эры. Он стал известен как Константинополь.
Однако, хотя новый город должен был стать столицей Римской империи, преобладала смесь римской и греческой культур. Римские законы и администрация применялись, но в городе преобладала греческая литература и образование.
Между тем уже в 286 году Римская империя разделилась на две половины, Восточную и Западную. Обе стороны были временно воссоединены Константином в 324 году.Однако после 395 года Римская империя была навсегда разделена на две половины, и их пути все чаще расходились.
Город Рим был захвачен людьми, которых называли готами, в 410 году, а Западная Римская империя полностью распалась в 476 году нашей эры. Тем не менее, Восточная Римская империя просуществовала тысячу лет после этого. Иногда мы называем это Византийской империей. Однако термин Византийская империя не был изобретен до 16 века, более чем через сто лет после того, как она была завоевана турками-османами.Люди империи называли себя римлянами.
Император Восточной Римской империи Феодосий (408–450 гг.) Решил усилить оборону Константинополя. Он построил большую стену на полуострове, на которой был построен Константинополь, примерно в миле к западу от городских стен. Его толщина составляла около 15 футов, и он был укреплен почти 160 башнями.
Однако стена оказалась уязвимой для землетрясений. В 447 году, когда гунн Аттила грабил Юго-Восточную Европу, большая часть стены была разрушена землетрясением.К счастью, Аттилу подкупили, чтобы он уехал.
Царствование Юстиниана
Великий император Юстиниан правил в 527-565 гг. В его время римское влияние в Византийской империи ослабло, а греческое — усилилось. Юстиниан пытался сохранить латынь в качестве официального языка империи, поэтому он стал известен как «последний из римлян».
Юстиниан известен составлением свода законов, известного как Кодекс Юстиниана в 529-533 годах, который повлиял на право во многих европейских странах.Он также пытался завоевать те части империи, которые были потеряны для германских народов. он послал своего великого полководца Велизария в Северную Африку в 533 году, и ему удалось завоевать королевство вандалов на территории нынешнего Туниса и Алжира. В 536 году Велизарий вторгся в Италию. Он быстро продвинулся и взял Рим. Армия Юстиниана также заняла южную часть Испании.
В 540-561 годах Юстиниан также сражался с персами, но с небольшим успехом.
Юстиниан также был известен своим строительством.Его величайшим сооружением была церковь Святой Софии в Константинополе, построенная между 532 и 538 годами. Помимо архитектуры, в Византийской империи процветали и другие искусства. Византийцы создавали великолепные мозаики, фрески, украшения и иллюминированные рукописи.
Тем временем в 554 году два византийских монаха, которые путешествовали по Китаю, украли несколько шелковых червей. До этого шелк производили только китайцы. Впоследствии шелк начали производить и в Византии.
После смерти Юстиниана Византийская империя потерпела неудачу.В 568 году народ, называемый лангобардами, завоевал Северную Италию. Кроме того, византийцы потеряли свою территорию в Испании. На востоке персы вели очередную войну против Византийской империи в 602–628 годах. В 614 году они захватили Иерусалим. Затем персы вторглись в Египет и Малую Азию.
Однако в 610 году византийским императором стал человек по имени Ираклий. Он смог собрать свои войска и отбросить персов. К 627 году он отвоевал утерянные территории, а в 628 году захватил столицу Персии Ктесифон.
Между тем, во время правления Ираклия связи с Западной Европой ослабли, и греческий язык наконец стал официальным языком Византии или Восточной Римской империи.
Однако Византийская империя столкнулась с новым врагом — арабами. Они начали свои атаки в 632 году, а в 638 году захватили Иерусалим. В 639-642 годах арабы захватили Египет. В 698 году они захватили Карфаген.
В 673 году арабы начали блокаду Константинополя с моря. Однако захватить город им не удалось.
В 678 году византийцы контратаковали с применением нового оружия под названием греческий огонь (нафта), легковоспламеняющейся жидкости. Земля, пыль или ткань пропитывались греческим огнем и стреляли из катапульты по кораблям противника. Греческий огонь также мог храниться в контейнере из камня или металла, который взорвался при попадании в цель. Это оказалось смертельным оружием. Греческий огонь был изобретен около 650 г. до н.э. Каллиником из Гелиополиса. Однако в IX веке этому научились арабы и другие враги византийцев.
В 716 году арабы блокировали Константинополь. Блокада длилась год, но была прорвана византийским флотом.
Однако в то время Византийскую империю раздирали религиозные споры. Император утверждал, что является представителем Бога на земле, и они не боялись вмешиваться в религиозные споры.
В 8 веке изображения Иисуса, Марии или святых были обычным явлением. Однако в 8-м и начале 9-го веков было много людей, которые не одобряли иконы, и многие из них были уничтожены.(Давая нам слово иконоборчество). Однако после 843 года иконы снова стали популярными.
Величие и упадок Византийской империи
В 867 году Василий I убил предыдущего императора Михаила III, известного как Михаил Пьяница, и стал его преемником. Он основал македонскую династию, и под ее началом процветала Византийская империя. Византийцы расширили свою империю за счет арабов. Однако македонская династия закончилась в 1056 году, и Византийская или Восточная Римская империя начала долгий медленный упадок.
Между тем в 1054 году Восточная Православная Церковь официально отделилась от Западной Церкви.
На Востоке византийцы столкнулись с новым врагом. Народ, называемый турками-сельджуками, захватил Багдад в 1055 году. Затем они обратились против Византийской империи. Византийцы потерпели решительное поражение в битве при Манцикерте и потеряли большую часть Малой Азии.
Император Алексий обратился за помощью к Западной Европе. Папа Урбан II проповедовал крестовый поход за возвращение Святой Земли (Израиль).Арабы были терпимы и разрешали христианам совершать путешествия, называемые паломничеством в Иерусалим. Однако турки-сельджуки были нетерпимыми и преследовали христиан. Так что идея крестового похода нашла широкую поддержку.
Западноевропейская армия прибыла в Константинополь. Однако союзники недолюбливали друг друга. Византийцы считали жителей Запада неотесанными и невежественными, в то время как жители Запада считали византийцев изнеженными и слишком любящими роскошь. Тем не менее крестоносцы захватили Иерусалим в 1099 году.
В 12 веке было еще два крестовых похода. В 1202 году был организован четвертый крестовый поход. Однако в 1204 году, когда крестоносцы были в движении, они повернули и напали на Константинополь. Вскоре они захватили город и разграбили его. Следующие 55 лет Константинополем правил европеец.
Однако некоторые части Византийской империи остались независимыми и управлялись императорами в изгнании. Постепенно императоры в изгнании отвоевали территорию и в 1261 году вернули Константинополь.Тем не менее Византийская империя так и не оправилась.
С конца XIII века Византии угрожали новые народы из Средней Азии, турки-османы. Постепенно они набирали силу, а Византия приходила в упадок. Ко времени императора Мануила II (1391–1425) Византийская империя состояла из Константинополя и небольших частей Греции и Малой Азии.
Однако Константинополь окончательно пал в 1453 году. У султана Мухаммеда III были пушки, и он использовал их с пользой.7 апреля 1453 года они начали стрелять по стенам. Постепенно в стенах появились сколы и бреши. Наконец, 29 мая 1453 года турецкая армия ворвалась в бреши и взяла Константинополь. Византийская или Восточная Римская империя подошла к концу.
История Рима
Жизнь в Древней Греции
История варваров
Жизнь в средние века
Дом
Последняя редакция 2019 г.
.
Империй — Crusader Kings II Wiki
Пожалуйста, помогите проверить или обновить старые разделы этой статьи.
По крайней мере, некоторые из них в последний раз проверялись на наличие версии 3.0.
Империя — это высший уровень приземленных титулов в Crusader Kings II, выше королевства. Титул имеют только персонажи с рейтингом Emperor . Портрет императора (или аналога) имеет золотую кайму, украшенную драгоценными камнями.
Чтобы создать или узурпировать империю, персонаж должен:
- Контролирует не менее 80% своей де-юре территории
- Обладать либо двумя титулами королевства, либо титулом империи
- Заплатите 600 богатства плюс 400 благочестия (или эквивалент) (стоимость богатства постепенно уменьшается по мере того, как персонаж набирает благочестие, с 50% скидкой при 1000 благочестия)
- Соответствовать конкретным религиозным и / или культурным условиям (начиная с обновления 2.0, большинство условий применимо только к AI).
- Соблюдайте любые другие условия
Империи очень большие, и их сложно создавать. Однако способность императоров использовать королей (или их эквивалентов) в качестве вассалов значительно упрощает управление большими королевствами, равно как и их способность ассимилировать королевства посредством де-юре дрейфа, когда королевство полностью удерживается империей. Католический император может считать папство своим вассалом после успешного предъявления претензии антипапы. Предоставив де-юре герцогства различным святым орденам, католический император может легко терроризировать еретические и неверные царства.Зороастрийский император, контролирующий Персидскую империю, может восстановить Первосвященство, создав религиозную главу своей веры. Получив полный контроль над Персидской империей, они могут провозгласить себя Саошьянтом, тем, кто приносит пользу, что усиливает их (и их потомков) положение с зороастрийскими вассалами.
Кроме того, независимые герцоги в пределах империи de jure или имеющие ту же культуру, что и император, с большей вероятностью примут дипломатическую вассализацию, если она будет предложена.
В начале года Карла Великого в 769 году, Аббасидов только недавно пришли к власти и находятся на подъеме, в то время как Византийская Империя прочно утвердилась. Священная Римская империя еще не существует, но может быть образована по решению. На Востоке могущественная Тибетская империя года нависает над своими меньшими соседями.
В году дата начала Древних Богов в 867 году, Аравийская империя года, год, находится под контролем рушащихся Аббасидов, в то время как Священная Римская империя года также может быть образована по решению.К этой дате г. Тибетская империя г. превратилась в лоскутное одеяло из враждующих государств.
В дату начала 936 г. новая империя появляется в Иберии — Кордовский халифат г. — и еще одна на Балканах, г. Болгария г. Священная Римская Империя также возникла и будет присутствовать на протяжении всех последующих дат начала.
К 1066 году Аравийская империя года пала; Фатимиды контролируют Египет и значительную часть бывшей империи. Cordoba и Bulgaria также исчезли. В 1186 году появляется империя Раджастана года в Индии. В 1204 году Византийская империя рушится, на ее место приходит Никейская империя , и Латинская империя , — хотя в 1261 году Византийская империя снова поднимается, заменяя ее государства-преемники. Монгольская империя появляется на карте, когда начинается после 1206 года, а также может появиться как орда с 1210 года, если играть в более ранние даты начала.Преемники Монгольской Империи Золотой Орды , Ильханата и Чагатая появляются в конце 1227 года. Деканская Империя появится только в последнюю возможную дату начала (Столетнюю войну) в 1337 году.
Если активно расширение «Повелители лошадей» , доступно гораздо больше империй: независимые кочевые правители или хаганы , обладают титулом уровня империи и сформируют титульные империи при заселении (или империи, названные в честь столичного графства, если Также активно DLC Charlemagne).
Механика разблокирована на уровне императора [править]
Императорам, не являющимся торговыми республиками, доступны две дополнительные механики, которые недоступны для правителей более низкого ранга; они привязаны к технологиям Legalism или Majesty:
- Имперская администрация: Предоставляет автоматический закон «Герцогства Наместников» и отзыв вице-королевства герцогства, бесплатный отзыв вассалов, отзыв титулов уровня герцогства (без DLC Charlemagne) и существенный бонус к лимиту вассалов ( + 25 бонус ) ; в сочетании с -10 из закона «Герцогства Наместников» чистый прирост составляет +15 ).
- Имперская администрация также обязана ограничивать возможность вассалов объявлять войны.
- Наместники (требуется
.