Психическое здоровье — основа нашего благополучия обзор Отдела медицинской профилактики ОГУЗ «МИАЦ»
Чтобы быть сильнее, надо быть как вода.
Нет препятствий она течет;
плотина — она остановиться;
прорвется плотина — и она снова потечет;
в четырехугольном сосуде
она четырехугольна; в круглом кругла.
Оттого, что она так уступчива,
она нужнее всего и сильнее всего.
ЛАО — ТСЕ
Для начала, предлагаем Вам небольшой тест.
1. Когда я узнаю из прессы о несчастном случае, часто думаю, что это могло произойти и со мной.
2. Иногда меня охватывает совершенно непонятная тревога.
3. В моей повседневной жизни нет ничего интересного.
4. Почти всегда жизнь для меня связана с большим напряжением.
5. Я редко чувствую себя счастливым.
6. Иногда мне кажется, что я ни на что не годен.
7. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.
8. Я постоянно думаю о свих материальных и служебных делах.
9. Меня часто мучают ночные кошмары.
10. Меня очень тревожат возможные неудачи.
11. У меня часто бывает прерывистый и беспокойный сон.
12. У меня часто бывает чувство, что сделал что-то неправильное или нехорошее.
13. Я часто разочаровываюсь в людях.
Подсчитайте очки: за каждый ответ «да» прибавляйте 1.
1-2
Тревоги, страхи, неуверенность в себе Вам почти не знакомы. Вы живете в гармонии с собой.
3-7
Про Вас можно сказать, что Вы — человек чувствительный, ранимый. Возможно, вам не хватает уверенности в себе. Постарайтесь уделять больше внимания своему здоровью.
8-13
Вы, вероятно, переживаете не лучшие времена. Тревоги, неуверенность в себе, уныние стали вашими постоянными спутниками. Это мешает вам и в работе, и дома, в семье. Вам следует всерьез обратить на себя внимание. Не лишним будет задуматься о своем психическом здоровье.
Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья. Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека. Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами — с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния. С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия.
Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. Для того, чтобы быть психически здоровым человеком, в первую очередь необходимо научиться поддерживать эмоциональное благополучие своего организма, т.е. научится управлять своими эмоциями.
Как относятся друг к другу термины «психика» и «эмоции»? Из этих двух слов первое имеет более общий смысл, означает все, что связано с психикой, и охватывает все интеллектуальные и эмоциональные реакции индивида. Мысли, память, эмоции, сновидения, восприятие и верования — все эти понятия прячутся под кровлей «психического здоровья». Качество эмоций очень важно для нашего здоровья, так как эмоции инициируют изменения в организме, готовя его к определенному типу деятельности (например, общению или драке). Эмоции обычно проявляются в выражении лица и изменении позы. Связь между эмоциями и соответствующими ей гримасой и позой столь сильна, что часто удается вызвать определенную эмоцию, приняв характерную для нее позу и придав лицу соответствующее выражение. В действительности психика и эмоции взаимосвязанны и взаимозависимы. Эмоции представляют собой отражение наших психических функций, а эмоциональное состояние влияет на психические функции. Таким образом, во многих случаях можно с полным правом говорить о психическом или эмоциональном здоровье как синонимах. Эмоции играют очень большую роль в формировании личности, можно сказать даже ведущую роль, т.к. возникают в зависимости от уровня (значимости) потребностей индивида и вероятности их удовлетворения.
Для оптимального развития личности необходим соответствующий баланс положительных и отрицательных эмоций. Воспитание, проходящее исключительно на положительных эмоциях, которое построено на стратегии: «дать ребенку все, что он хочет», может привести к формированию безинициативной, слабой личности со склонностью к истерии. Так же неприемлемо воспитание на отрицательных эмоциях, предполагающее бесконечные «запреты», ибо оно формирует «злобную», агрессивную личность, с комплексами недоверия к взрослым, а затем — и всему социальному окружению. В каждом возрасте, особенно в раннем онтогенезе, включая юношеский период, должны быть посильные трудности в удовлетворении потребностей, которые вызывают мотивации, побуждающие к действию и формирующие адекватное активное поведение. Это будет способствовать становлению психически здоровой личности.
Показателями достижения психического здоровья является эмоциональное благополучие человека. Эмоциональное благополучие — психическая составляющая психического здоровья, без сомнения, главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимоотношения с другими людьми и все аспекты физической компоненты здоровья.
Признаками эмоционального благополучия человека являются:
Положительная самооценка и уважение к себе. Чтобы научиться уважать себя, необходимо воспитать чувство собственного достоинства.
Психосоциальное развитие, должно соответствовать полу и возрасту.
Эмоционально здоровые люди, переходя в течение жизни из одной возрастной группы в другую, сталкиваются с определенными трудностями. Оттого, насколько успешны они будут преодолены, зависит благополучие человека. Эмоциональное благополучие не имеет предела, следовательно, всегда есть возможности для улучшения наших эмоциональных реакций. «Умейте властвовать собою», — призывает Великий поэт
Необходимо использовать эффективные способы удовлетворения своих потребностей. Потребности человека многообразны и осознаются им по мере взросления и каждый человек должен отчетливо понимать, в чем именно он нуждается.
Умение переживать неудачи — это умение развивается по мере взросления. Зрелые люди понимают, что нельзя рассчитывать на исполнение всех желаний.
Один из основных законов биологии состоит в том, что каждый живой организм, встречаясь с постоянно меняющейся средой, должен приспосабливаться к ней, чтобы выжить. Природа «не любит двоечников» — они погибают. Умение приспособиться — тоже является признаком эмоционального благополучия.
Эмоционально благополучный человек имеет разумную степень независимости и способен самостоятельно принимать решения, планировать свою жизнь и следовать собственным планам. И при этом у него должно быть развито чувство «хозяина» жизни. Он сам в значительной мере управляет своей жизнью.
Современная жизнь является источником сильных стрессов. умение эффективно справляться со стрессом является составляющим фактором психического здоровья.
Признаком эмоционального благополучия является способность заботиться о других людях. Мы от природы существа общественные, более того, по мнению генетиков, мы «запрограммированы» на то, чтобы заботиться друг о друге, но в первую очередь в нас заложена потребность заботиться о самих себе.
Эмоционально здоровые люди любят других людей, верят им и ждут такого же отношения к себе. Все это придает им чувство уверенности в себе и позволяет сознавать себя частью общества. Прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Искусство любить и быть любимым — важный показатель и необходимое условие эмоционального благополучия.
Способность эффективно трудиться завершает перечень признаков эмоционального благополучия лишь потому, что она является интегральным показателем психического здоровья.
Люди не рождаются эмоционально благополучными. Они идут к этому состоянию, преодолевая жизненные трудности. Некоторые ученые связывают развитие индивидуальности с юношеским периодом, но на самом деле совершенствование личности продолжается всю жизнь. Наша индивидуальность складывается из множества составляющих: возраста, пола, врожденных качеств нервной системы (типа нервной деятельности, темперамента), этнической принадлежности, религиозных воззрений, профессии, способностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Интеграция (объединение) всех этих качеств дает целостную личность. Если неудовольствие вызывают такие черты нашей личности, как пол, возраст и национальность, следует убедить себя в том, что мы — то, что мы есть, и надо научиться себя чувствовать комфортно в этом качестве.
Интересные, обогащающие отношения связаны с умением общаться. Свободное общение важно для эмоционального благополучия, поскольку от качества взаимоотношений с другими людьми зависит удовлетворение наших собственных потребностей. Для того чтобы иметь психическое здоровье и быть эмоционально благополучной личностью необходимо умение строить добрые порядочные отношения с людьми, иметь активную жизненную позицию и двигательную активность. Благодаря активности наши желания и цели становятся известными другим людям. Вместо того, чтобы пассивно ждать, когда окружающие помогут нам осуществить их, мы должны активно работать и добиваться желаемого результата.
Самым физиологичным и эффективным из методов регуляции психики следует считать двигательную активность. С помощью определенного уровня двигательной активности можно снижать нервно-психическое напряжение на структуры головного мозга. В этом случае мышечная активность создает доминантный очаг возбуждения в сенсомоторной зоне, который подавляет (это особенность доминантного очага) возбуждение других зон — в результате этого процесса состояние напряжения снижается. Кроме того, оптимальная физическая нагрузка способствует благоприятному, естественному ходу биохимических процессов, которые идут под влиянием гормонов стресса (кортикоидных и катехоламинов), то есть происходит их своеобразное переключение с механизмов стресса на обеспечение двигательной активности.
Релаксирующая (расслабляющая) роль движения оказывается выше при использовании феномена переключения внимания. Для этого во время выполнения движения необходимо сосредоточиться на чем-то постороннем, не связанном с проблемами, вызывающими само нервно-психическое напряжение, на своих ощущениях, восприятии природы и др. Решению задачи помогают комплексы физических упражнений, которые предусматривают для своего выполнения концентрацию внимания на различных частях тела. К таким упражнениям относятся комплексы хатха-йога, тайцзицюань, тайцзицигун и др. Так как физиологической основой внимания является доминанта, то она и восстанавливает нормальное состояние других нервных центров, как бы «отвлекая» от них избыток возбуждения. Аналогичным влиянием обладают и дыхательные упражнения, целенаправленное использование специально подобранных из них (в частности, с акцентом на удлинение выдоха) дает заметный релаксирующий эффект.
Оптимальная двигательная активность может выражаться в двух формах:
1) систематические (ежедневные или через день) общеукрепляющие физические упражнения (в комплексе) длительностью до 30-60 мин.;
2) занятие каким-либо (по желанию) видом спорта с целью оздоровления.
При всем при этом человек должен иметь полноценный отдых, который положительно влияет на эмоциональное равновесие в целом. Если человек будет отдыхать в течение дня, и хорошо высыпаетесь ночью, то он может справляться с большими учебными нагрузками и ежедневными заботами. Необходимо выделить время, достаточное для того, чтобы расслабиться, отдохнуть, восстановить свои силы для продолжения деятельности. Одним из решающих факторов отдыха является сон. Эксперименты показали, что человек, лишенный сна, все более и более теряет свои навыки у него начинаются галлюцинации и он демонстрирует странное поведение. Систематическое недосыпание негативно отражается на состоянии сознания: ухудшается внимание, память, мыслительные процессы. Во время сна организм лучше восстанавливается и ребенок, например, быстрее растет, чем когда он бодрствует. Общеизвестно, что детям требуется больше сна, чем взрослым. Студентам и школьникам, с их напряженным активным режимом занятий необходим достаточно продолжительный (до 9 часов) и полноценный ночной сон.
Рекомендуется выполнять программу приготовления ко сну:
-умойтесь или примите теплую ванну (душ), приготовьте постель, проветрите помещение;
— ложитесь в кровать лишь для того, чтобы спать, не смотрите в постели телевизор, не читайте и не думайте о плохом;
— не принимайте ничего возбуждающего перед сном: кофе следует пить за 6-8 часов до сна;
— в кровати думайте о чем-то очень приятном или представляйте место, в котором вы хотели бы оказаться: это успокоит ваши мысли.
Для оптимального развития и работы мозга, обеспечивающих психическое здоровье, необходимы энергия и строительный материал, которые постоянно расходуются. Пополнение этих расходов достигается полноценным питанием, которое предусматривает сбалансированность всех жизненноважных питательных компонентов в пище и своевременность их потребления.
Одним из существенных условий психического благополучия является активное насыщение себя и окружающих положительными эмоциями (культивация положительных эмоций). Положительные эмоции способствуют выработке в мозгу человека естественных внутренних стимуляторов — эндорфинов — которые обладают обезболивающим действием и вызывают чувство удовольствия, радости, счастья. Именно поэтому, все, что вызывает смех (анекдоты, комедии и т.п.), а также — высокая музыка и живопись, танцы и физические упражнения в оптимальных дозах, поступки, достойные высшей похвалы, блестяще выполненная работа и т.п. создают хорошее настроение и устойчивый интерес к жизни. Эмоции имеют большое значение в формировании поведения и составляют важную часть личности человека. Состояние эмоций обусловливает базу психического здоровья. Поскольку эмоции влияют на функции организма, эмоциональное благополучие имеет прямое отношение и к физическому здоровью.
Итак, для достижения высокого уровня эмоционального благополучия и укрепления психического здоровья необходимы: хорошо развитое чувство индивидуальности, умение общаться, способность сближаться с другими людьми, систематические занятия физической культурой, рациональное питание и полноценный отдых, культивация положительных эмоций.
Признаком же ухудшения здоровья, в том числе психической сферы, является снижение работоспособности. Это очень важный интегральный показатель. Если снижение умственной работоспособности сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе — это тревожные сигналы, которые наряду с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения, особенно на лбу и в подмышечных впадинах), головными болями, то это может говорить либо об утомлении или переутомлении, либо об ухудшении здоровья. Утомление после отдыха исчезает, признаков заболевания или пограничного состояния (неврозы) — обычно нет. Тревогу должно вызывать и увеличение времени, которое необходимо для полного восстановления работоспособности.
Для повышения устойчивости психики к. неблагоприятным воздействиям необходимо: расширение границ своих психических и интеллектуальных возможностей, овладение способами и методами управления собой, снятие неблагоприятных последствий стресса и отрицательных эмоциональных напряжений. Необходимы повседневные регулярные действия, направленные на решение этих задач. Однако, как явствует из сказанного выше, добиться цели с помощью одного какого-либо средства затруднительно, поэтому необходимо использование системы взаимодополняющих средств, включающей к примеру, аутотренинг, самоанализ которые могут помочь достижению полезного результата. При этом у каждого человека могут быть свои оптимальные средства обеспечения психического здоровья, хотя не меньшее значение имеет и правильность их использования.
В организации тренировки психических возможностей следует учитывать и выполнять определенные условия:
четко сформулировать цель и стремиться к ее достижению;
процесс выработки нужного навыка должен быть как можно интенсивнее, последовательнее и целеустремленнее;
необходимо приложить достаточно усилий, особенно на начальном этапе тренировки;
разнообразить содержание работы, сохранив последовательность операций и их хронологический порядок для того, чтобы преодолеть однообразие и рутину, возникающие при повторении одних и тех же действий; если же содержание работы не меняется, то менять окружающие условия (освещение, музыку, место работы, положение и т.д.).
При тренировке психических процессов необходимо учитывать, что нагрузка в упражнениях должна увеличиваться постепенно, а между большими нагрузками должны быть соответствующие перерывы: следует рационально распределить силы, чтобы отодвинуть утомление. Важно, чтобы нагрузка и способность ее выдержать доставляли радость, удовольствие и другие положительные эмоции. Эти положения особенно важны для людей умственного труда. Нарушение принципов рациональной организации своей деятельности снижает эффективность и подрывает психическое здоровье, а с ним и телесное, отбивает интерес к постоянному творческому труду и, в конечном счете, ведет к снижению интеллектуального потенциала. Регулярность труда — важная составляющая тренировки психических процессов для профилактики эмоциональных перегрузок, которые возникают в экзаменационные периоды из-за попыток в короткое время переработать большое количество информации, рассчитанной на освоение в течение полугода, а то и учебного года. Снижению уже возникшего напряжения в этот период помогают физические нагрузки и методы психорегуляции.
Еще один важный резерв повышения психоэмоциональной устойчивости и вообще психических возможностей человека — это управление собственной памятью, что обеспечивает повышение производительности труда и предупреждает ее снижение.
Психическое здоровье, без сомнения, главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимооотношения с другими людьми, все аспекты физического здоровья и самооценка. А наши эмоции сильно воздействуют на большинство функций организма и особенно влияют на уровень нашего благополучия. Только психическое здоровье дает вам уверенность в жизни и способность двигаться вперед.Отдел медицинской профилактики ОГУЗ «МИАЦ»
7 критериев психического здоровья | Чайка
Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества.
Итак, каковы же эти критерии психического здоровья.
1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
«Я Вася Пупкин, здоровый 55-летний мужик из Грибосолово».
При полном отсутствии этого критерия возникают деперсонализация и дереализация, когда собственное тело или его части кажутся чуждыми, мир и себя видишь как будто со стороны.
2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
«Когда я очень недоволен своей женой, я терплю, молчу и звоню тренеру по боксу». Другими словами, если ваше поведение в однотипных ситуациях предсказать невозможно – что-то не так с вашим психическим здоровьем.
3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
«Я знаю, что я ипохондрик и по любому поводу мне легче пойти к врачу, чем заниматься самоуспокоением. Я не верю в психотерапию, хотя знаю, что физически здоров. Я готов платить за консультации и анализы, а эти люди в белых халатах с внимательными глазами – моя самая действенная психотерапия. И это цена моей ипохондрии».
Этот критерий можно обозначить как способность к самонаблюдению и самоанализу, к рефлексии. Способность оценивать то, что он говорит и делает, и оценивать последствия этих слов и дел.
И, наоборот: «Я не знаю, что на меня нашло, это неподвластно мне, наваждение! Я не отвечаю за себя!».
4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
Вот тут есть некоторые трудности, связанные с разностью средовых и социальных воздействий. Иногда сама среда может быть психически нездоровой: в советское время в психиатрическую клинику определяли людей с не соответствующими власти взглядами.
В целом, критерий можно объяснить так: если на ваш мягкий критический комментарий человек набросился на вас с воплем «убью, сволочь!», то адекватность его психической реакции на ваше «средовое» воздействие под большим вопросом.
5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
Помните производственные зарядки на предприятиях в советские годы? Здесь та же ситуация, что и с предыдущим критерием. Нормой может стать что угодно. Если нормой станет «приносить на работу домашних питомцев», то тогда тот, кто отказывается вести в соответствии с этой нормой, будет считаться психически нездоровым.
6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
Лобные доли мозга отвечают за умение планировать и действовать в соответствии с этими планами. Люди, не способные к планированию и реализации планов, очень внушаемы, ведомы, ими легко управлять, они не обладают собственной волей.
7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Хоть и последний в списке, но один из наиболее очевидных критерий психического здоровья. Умение быть адаптивным, обладание гибкостью мышления и поведения – важные функции здоровой психики человека.
Поведение невротика отличается от здорового человека тем, что невротик в различных жизненных ситуациях использует одну и ту же заученную стратегию поведения. Например, ко всем женщинам относится так, как будто они его мать, и ведет себя соответственно.
Психологическое благополучие — Психологос
Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие1.
С какими личностными особенностями связаны такая внутренняя картина мира личности и стиль, способ его жизни? Ответ на этот вопрос уже сложнее, поскольку разные исследователи, описывая даже схожие особенности личности, нередко пользуются разными понятиями, разным словарем.
В качестве базовых составляющих психологического благополучия (psychological well-being) человека К. Рифф выделила: позитивные отношения с другими, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни), автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность (контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью), наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации.
Думается, что примерно тот же список можно сформулировать и в других понятиях, предположив, что психологическое благополучие2 связано с такими личными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность, эмоциональная стабильность.
Понятие «психологическое благополучие» близко связано с такими понятиями, как душевное здоровье, осмысленность жизни3, в меньшей степени с понятияем «личностная адекватность4, а с понятием «психическое здоровье» — в малой степени5.
Как бы разнообразно ни определяли исследователи психологическое благополучие, важнейшим вопросом является способ его измерения. В исследовании П.П. Фесенко определялся не объективными показателями и не рациональной оценкой, а скорее эмоциональной окраской чувств и ощущений по поводу собственной жизни. «Низкий уровень актуального психологического благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общего ощущения собственной несчастливости, неудовлетворенности собственной жизнью), высокий — преобладанием позитивного аффекта (ощущением удовлетворенности собственной жизнью, счастья)».
1 Понятие «психологическое благополучие» задается в свою очередь двумя терминами: «психологическое» и «благополучие».
Благополучие – состояние человека или объективная ситуация, когда у человека есть все то, что благоприятно характеризует его жизнь в глазах окружающих, его близких и его самого.
«Благополучие» — «получение человеком благ». К благам, которые получил человек, могут быть отнесены самые разные вещи и обстоятельства, блага самого широкого круга: здоровье его и его близких, имущественное благосостояние, хорошие отношения со значимыми людьми и даже хорошая погода в месте его проживания.
Социальное благополучие говорит о получении круга социальных благ и обычно связывается с тем, что у вас есть друзья и любимый человек, хорошая работа, возможность заниматься хобби, здоровье, образование, и общий уровень жизни по крайней мере на общем уровне.
О чем же тогда говорит словосочетание «психологическое благополучие»?
«Психологическое», как общеупотребительное понятие, задается тремя ключевыми словами: внутреннее, не рациональное, ситуативное. «Психологическое» относится ко внутреннему миру человека, но это то внутреннее, которое не вполне рациональное, которое не может быть описано строго логическим путем или выходит за рамки разумности и целесообразности.
Когда человек строго логичен, когда он имеет цель, обдуманно подбирает оптимальные средства и разумно реализует намеченный план, это понятно и рационально, здесь для психологии места нет, здесь психология не нужна. Психология и психологическое — это о том, что в логику не вмещается. То внутреннее, что строго логично — это рациональное. Можно сказать и по-другому: психологическое не может быть строго измерено и достоверно идентифицировано с помощью внешних признаков, в данном случае поведенческий подход к явлению должен быть дополнен феноменологическим подходом. Как об этом пишет Е. Diener, «исследование психологического благополучия должно учитывать не только непосредственно измеряемый уровень благополучия, но и принимать во внимание внутреннюю, индивидуальную систему координат» (по П.П. Фесенко).
Кроме того, «психологическое» — то, что определяет в первую очередь ситуативное поведение, а не курс жизненного пути. Курс жизненного пути определяет «личностное», а не «психологическое». Личностное — то глубинное, которое порождает все остальное психологическое. Психологическое — больше про личностный инструментарий, личностное — про эго-идентичность, мотивы и направленность личности.
2 Психологическое благополучие исключает душевное нездоровье, а именно неустойчивое, пониженное или прямо плохое настроение, легкость впадения в негатив и трудность выхода из негатива. Обиды, страхи, раздражение, усталость, неспособность переносить жизненное напряжение… — это уже характеристики душевного и психологического неблагополучия. Низкий эмоциональный тон, враждебность, озлобленность, отсутствие интереса к жизни, проблемная психосоматика и проблемные психологические защиты — признаки ослабления душевного здоровья. Невроз и депрессия – уже явное душевное нездоровье, явное психологическое неблагополучие.
3 Как пишет П.П. Фесенко, «Существующие в психологии личности исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос», однако на основании собственных исследований автор утверждает, что осмысленность жизни и психологическое благополучие личности напрямую и значимо коррелируют между собой. Согласно его данным, «все структурные компоненты психологического благополучия прямо коррелируют с уровнем осмысленности жизни и смысложизненными ориентациями». К сожалению, причинно-следственные связи в работе П.П. Фесенко не достаточно ясны и могут порождать разнообразные толкования. Осмысленность жизни порождает психологическое благополучие или психологическое благополучие порождает интерес к осмысленности жизни? А может быть, и осмысленность жизни, и психологическое благополучие являются на самом деле независимыми ветвями, растущими из одного корня, и одинаково порождаются чем-то третьим, например общей культурой личности? Отдельный, очень интересный вопрос — о психологическом благополучии маленьких детей, для которых вопрос об осмысленности жизни не стоит в принципе.
4 Похоже, что адекватность в этом понятии не является чем-то главным и стержневым: с явной неадекватностью душевное здоровье и благополучие несовместимо, хотя некоторая неадекватность при этом допускается. Если молодая девушка регулярно общается с Архангелом Михаилом, а молодой человек начинает питаться объедками, обращается с наставлениями к птицам в поле и всерьез ведет беседы с огнем, современный психиатр сочтет, что это все-таки его клиентура. С другой стороны, Жанну д`Арк и Франциска Асизского к душевно нездоровым людям не причисляют.
5 Понятие «психологическое благополучие» в малой степени связано с понятием «психическое здоровье». Как пишет П.П. Фесенко, «В отличие от понятий «психическое здоровье» и «качество жизни» психологическое благополучие напрямую не связано с наличием или отсутствием каких-либо психических или соматических недугов. От концепций позитивного психического здоровья представления о психологическом благополучии отличны интересом не только к самоактуализационным аспектом, но к тому, каким образом они воспринимаются самой личностью, заострением внимания на переживании человеком счастья и удовлетворённостью самим собой и своим окружением».
Эмоциональное здоровье и благополучие — Психология жизни
Эмоциональное здоровье крайне важно для нашего душевного благополучия, оно во многом определяет и степень удовлетворенности жизнью и даже успешность. Люди, способные поддерживать хорошее эмоциональное состояние, имеют более хорошие отношения с другими людьми, оптимистичны и дружественны. Возможно потому, что они находятся в гармонии с самим собой, чувствуют себя более естественно и комфортно будучи тем, кем они на самом деле являются.
Что такое психологическая травма?
Если с физическим здоровьем все относительно понятно, то что мы можем делать, чтобы поддержать свое эмоциональное здоровье? Для начала давайте разберемся в понятии эмоционального здоровья.
Что такое эмоциональное здоровье?
Часто эмоциональное здоровье и психическое здоровье считают синонимами или чем-то взаимозаменяемым. Тем не менее эмоциональное здоровье все-таки несколько больше, чем психическое здоровье. Особенности возрастных кризисов жизни
Говоря о психическом здоровье мы и так говорим почти обо всем. Эмоциональное здоровье, это что-то большее, чем просто отсутствие психических расстройств.
Эмоциональное здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными трудностями, продуктивно и плодотворно работать, чувствовать себя эффективным и полезным. Если ребёнок стал тревожным?
Эмоционально здоровые люди в основном имеют хорошее чувство собственного достоинства и веру в себя. Они ценят свое собственное мнение о себе гораздо больше, чем мнение кого-то другого. Они обычно окружены другими людьми, которые рассматривают их как ресурс поддержки. Об этих людях можно сказать, что они действительно эмоционально здоровы.
Однако это совершенно не означает, что у эмоционально здоровых людей не бывает проблем и неудач. Как и все остальные, люди даже с хорошим эмоциональным здоровьем время от времени терпят неудачи. Жизненные советы
Разница состоит лишь в том, каким образом они справляются со своими трудностями. Эмоциональное здоровье человека позволяет ему спокойно и правильно реагировать на все жизненные изменения, подстраиваться под них. А все потому, что эмоционально здоровый человек наполнен внутренними ресурсами. Кто вы — занудный пессимист или наивный оптимист?
Как улучшить свое эмоциональное здоровье и благополучие?
Первым делом не стоит забывать о своем физическом здоровье. Умение выходить из зоны комфорта безусловно очень ценная способность. Однако не стоит забывать и о потребностях тела. Убедитесь, что вы высыпаетесь в будние дни. Нормальное и полноценное питание придаст силу и энергию всему организму. Регулярно делайте физические упражнения. Чаще гуляйте на свежем воздухе. Это поможет восстанавливаться.
Далее избавьтесь или минимизируйте свои вредные привычки. Сигареты и алкоголь причиняют вред как вашему физическому состоянию, так и эмоциональному здоровью Бежим от вредных привычек
Для эмоционального благополучия важно уметь понимать и контролировать свои эмоции. Эмоции делают нашу жизнь красочней. Они говорят нам о том, что для нас хорошо, а что нет. Кратковременные эмоции называются аффектом, длительные эмоции называются настроением.
Как улучшить своё настроение?
Способность понимать свои эмоциональные переживания и говорить о них, препятствует психосоматическим заболеваниям. Абсолютно все эмоции нам необходимы.
Во-первых, они помогают нам понять значимость происходящего.
Во-вторых, неприятные эмоции заставляют что-то предпринимать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
В-третьих, эмоции указывают путь к конфликтам, которые и делает нашу жизнь сложнее и интереснее. Следите за своими эмоциями и настроением. Знайте, что даже самые приятные эмоции могут вызвать сильный стресс, поэтому научитесь держать их под контролем. Эмоции под контролем
Развивайтесь профессионально. Сфера деятельности является одной из основных сфер жизни человека, позволяющей ощущать ему свою полезность и востребованность, а значит и ощущение собственной ценности. Занимайтесь тем, что приносит вам настоящее удовольствие и улучшает эмоциональное здоровье.
Делайте паузы. Всем нам нужно время от времени побыть наедине с самим собой. И это очень важно. В повседневной суете порой нет времени поразмышлять над достигнутым, переоценить свои цели, ценности, отношения, проблемы наконец.
Суета может быть на самом деле «бегством» от проблем, позволяя нам временно создать иллюзию, что все в порядке и под контролем. Поэтому иногда необходимо остановиться, чтобы осознать все происходящее. Поверьте это будет весомый вклад в ваше эмоциональное благополучие.
Научитесь находить немного времени для себя. Абсолютно каждому человеку время от времени стоит сосредоточиться на собственных интересах и потребностях. Будь это прием горячей ванны, поход или вязание. Зачем нам нужна самооценка?
Найдите свое увлечение и посвятите ему немного времени. Ведь если проблемы и трудности становятся единственным содержанием вашей жизни, вот тогда и начинается нарушения эмоционального здоровья. Найдите то, чему вы можете полностью отдаться и с радостью провести время, что поможет вам сохранить душевное равновесие и пополнить внутренние ресурсы.
В здоровом общении залог эмоционального благополучия. Проводите время с людьми, которые положительно влияют на вас, с людьми, которыми вы восхищаетесь.
Искусство успешного общения
Общение — отличный тренер. Только живое общение позволит вам развивать свою коммуникативную компетентность, а значит получать и передавать больше радости в общении.
Определите свои ценности. Осознайте свои самые основные ценности жизни и будьте способны сформулировать их словами. Это, то что позволяет нам чувствовать себя по-настоящему независимым, самодостаточным и эмоционально здоровым человеком.
Ощущение наличия таких ценностей служит мощным фактором поддержки нашего настроения, увлеченностью жизнью и соответственно эмоционального здоровья.
Справочник по вопросам доброты | Фонд психического здоровья
Что мы подразумеваем под добротой?
Доброта — это выбор делать что-то, что помогает расслабиться, движимая искренними теплыми чувствами.
Доброта или добрые дела часто означает ставить нужды других людей выше собственных. Это может быть то, что вы отдаете свое место в автобусе тому, кому оно может понадобиться больше, или предлагайте кому-то на работе приготовить чашку чая.
Факты показывают, что помощь другим может также принести пользу вашему психическому здоровью и благополучию.Например, он может уменьшить стресс, а также улучшить настроение, самооценку и счастье. 1–3
В нашей повседневной жизни есть так много способов помочь другим. Добрые дела не требуют много времени или денег.
Небольшие изменения могут иметь большое значение.
Это руководство дает вам советы о том, как привнести доброту в свою жизнь. Подробнее смотрим по адресу:
Какая польза для здоровья от доброты?
Помогая другим чувствовать себя хорошо
Исследования показали, что добрые дела связаны с улучшением самочувствия. 1 Помощь другим также может улучшить нашу сеть поддержки и побудить нас быть более активными. 4 Это, в свою очередь, может повысить нашу самооценку. 5 Есть некоторые свидетельства того, что, когда мы помогаем другим, это может способствовать изменениям в мозгу, которые связаны со счастьем. 2
Создает чувство принадлежности и снижает изоляцию.
Помощь другим считается одним из способов, с помощью которых люди создают, поддерживают и укрепляют свои социальные связи.
Например, волонтерство и помощь другим могут помочь нам ощутить чувство принадлежности, найти новых друзей и установить связь с нашими сообществами. 5,6
Личные занятия, такие как волонтерство в продовольственном банке, также помогают уменьшить одиночество и изоляцию. 6
Помогает смотреть на вещи в перспективе
Многие люди не осознают, какое влияние на их взгляды на жизнь может оказать другая точка зрения.
Есть некоторые свидетельства того, что осознание наших собственных добрых поступков, а также вещей, за которые мы благодарны, может увеличить чувство счастья, оптимизма и удовлетворения. 7,8
Делая добро, вы можете более позитивно относиться к своим обстоятельствам.
Это помогает сделать мир более счастливым местом — один акт доброты часто может привести к большему!
Добрые поступки могут сделать мир более счастливым. Доброта может усилить чувство уверенности, уверенности, счастья и оптимизма. 8
Они также могут побуждать других повторять добрые дела, которые они совершили сами, — способствуя созданию более позитивного сообщества. 9
Чем больше вы делаете для других, тем больше делаете для себя
Польза от помощи другим может длиться еще долго после самого действия, как для тех, кто предлагает добро, так и для тех, кто получает пользу. Это, в свою очередь, может повысить нашу самооценку. 5
.
Дружба и душевное здоровье | Фонд психического здоровья
Наши дружеские отношения — одни из самых ценных, которые у нас есть. Мы разными способами получаем пользу от разных дружеских отношений. Мы можем конфиденциально поговорить с друзьями о вещах, которые не будем обсуждать с семьей. Наши друзья могут нас раздражать, но они также могут поддерживать нас.
Дружба — важнейший элемент защиты нашего психического здоровья. Нам нужно разговаривать с нашими друзьями, и мы хотим слушать, когда наши друзья хотят поговорить с нами.Наши друзья могут поддерживать нас и помогают нам взглянуть на вещи в перспективе. Стоит приложить усилия, чтобы поддерживать дружеские отношения и заводить новых. Друзья составляют одну из основ нашей способности справляться с проблемами, которые бросает нам жизнь.
«Лучшее, что сделал для меня мой друг, это то, что они приняли меня таким, какой я есть».
«Они продолжали приходить ко мне, хотя мне казалось, что они не нужны, и они меня рассмешили».
Почему дружба важна, когда кому-то плохо?
Когда у кого-то проблемы с психическим здоровьем или психические расстройства, важно стараться поддерживать дружеские отношения, даже если люди с проблемами психического здоровья часто хотят видеть своих друзей меньше, чем обычно.
Дружба может сыграть ключевую роль в том, чтобы помочь кому-то жить с проблемой психического здоровья или вылечиться от нее, а также преодолеть часто сопутствующую изоляцию. Естественно беспокоиться, когда друг обеспокоен, и большинство из нас не хотят отказываться от друга, попавшего в беду, как бы трудно ни было поддерживать его. Многие люди, которым удается сохранить дружбу, чувствуют, что в результате она становится сильнее.
Дружба работает в обоих направлениях. Проблема с психическим здоровьем не означает, что вы никогда не сможете поддержать или посмеяться с кем-то другим.
«Мой друг помог мне взять себя в руки, объяснив, что для меня неприемлемо и небезопасно позволять моему состоянию доминировать в моей жизни».
Как психическое здоровье влияет на дружбу?
- Люди с более тяжелыми формами психических заболеваний имеют меньшие социальные сети, чем другие, и имеют больше членов семьи, чем друзей в их кругу общения.
- Людям с меньшими социальными сетями, с меньшим количеством интимных отношений, сложнее управлять социальными ситуациями.
- Люди с более длительными проблемами психического здоровья часто имеют отношения в основном с другими людьми с проблемами психического здоровья.
- Люди с проблемами психического здоровья часто ожидают отказа от других людей из-за стигмы, связанной с психическим здоровьем. Они могут избегать социальных контактов как форму «самостигмы».
Как могут измениться дружеские отношения?
«Ей только что поставили диагноз биполярности. Когда она пьет, она очень расстраивается и злится, поэтому мы редко приглашаем ее присоединиться к нам, когда речь идет о алкоголе.Я также стараюсь слушать ».
Дружба меняется, иногда она исчезает или внезапно заканчивается. Вы можете найти время, чтобы поразмышлять о каждой из ваших друзей и о том, что они вам предлагают.
Вы — активный партнер в дружбе. Если дружба не приносит пользы вам обоим, у вас есть возможность договориться об изменениях в делах, которые вы всегда делали вместе. В некоторых случаях вы можете решить, что для дружбы лучше всего закончиться.
Если друг больше не контактирует с вами, вы чувствуете себя отвергнутым, но вы не несете ответственности за реакцию других людей на ваши проблемы.Если один человек разорвет вашу дружбу, это не значит, что другие сделают то же самое.
Если вы друг человека, испытывающего проблемы с психическим здоровьем, который, кажется, отказывается от вашей дружбы, постарайтесь понять, через что может пройти ваш друг. Их трудности могут быть временными. Предоставьте им необходимое пространство и убедитесь, что они знают, как они могут связаться с вами позже, если они решат снова связаться с вами.
Сказать другу о моей проблеме?
Некоторые люди никогда не преодолевают первое препятствие: говорят о том, что они испытывают душевные страдания.Если у вас есть проблема с психическим здоровьем, вам может быть стыдно «признаться» в этом. Вы можете чувствовать, что беспокоите друга или опасаетесь, что вас навесят.
Вам не нужно рассказывать друзьям — и, конечно же, не обязательно рассказывать всем. Нет необходимости никому рассказывать о том, что вы переживаете, если вам это не нравится. Некоторые люди считают полезным составить баланс плюсов и минусов того, чтобы рассказывать или не рассказывать людям о своей проблеме.
Каким бы трудным это ни было, общение с близкими друзьями может быть важным для вас обоих.Даже если вы больше не говорите об этом, то, что проблема открыто, означает, что вам не нужно беспокоиться о том, чтобы упомянуть об этом случайно или «объяснить» прием лекарств или назначений. Это также может прояснить, почему вы можете вести себя определенным образом или почему вы не хотите выходить на улицу или много с ними разговаривать.
«Я хотел, чтобы мои друзья знали, чтобы они … дали мне немного расслабиться, если я буду вести себя странно … не думайте, что я просто их игнорирую … может мне помочь».
Как мне рассказать другу?
Выберите друга, которому вы доверяете, первым, кому вы скажете.Придумайте, как говорить о своей проблеме психического здоровья таким образом, чтобы вам обоим было как можно проще избежать смущения.
Вы можете потренировать свое вступительное предложение или воспроизвести его на слух. Выберите время и место, где вам обоим будет комфортно. Вы можете подумать:
- место тихое или шумное, в помещении или на улице
- вы один или среди других людей, например, в пабе или кафе
- вы вместе занимаетесь чем-нибудь, например гуляете или просто садитесь поболтать.
Вы можете позвонить или написать своему другу, но если вы это сделаете, попробуйте поговорить с ним лицом к лицу и после этого.
Некоторые люди резко реагируют на подобные новости. Будьте готовы к тому, что ваш друг будет шокирован или не примет это сначала. Хотя проблемы с психическим здоровьем являются обычным явлением, возможно, они впервые слышат, как кто-то говорит о них.
Они могут чувствовать себя неловко и не знать, как реагировать. Это может быть связано с тем, что они очень переживают за вас или, возможно, ваши новости задело что-то в их собственной жизни.Они могут даже сказать, что с вами все в порядке, и вам просто нужно «взять себя в руки».
Большинство людей не очень хорошо разбираются в проблемах психического здоровья, поэтому неплохо было бы рассказать другу о самой проблеме, но не подавляйте их. Делайте это шаг за шагом.
Как мне ответить, если я узнаю о проблеме моего друга?
Если вы друг человека, страдающего психическим заболеванием, возможно, он вас беспокоит. Самое главное — сказать им, что вы по-прежнему их друг.Если вашему другу комфортно, когда его трогают, объятие показывает, что вы заботитесь о нем и принимаете его любые проблемы, с которыми он сталкивается.
«Моя подруга задавала мне вопросы, не просто предполагала, она действительно хотела знать».
Возьмите реплику от друга. Довольны ли они вопросами или они предпочитают говорить о чем-то другом? Не обещайте того, чего вы, возможно, не сможете выполнить. Как вы можете им помочь?
Как я могу поддержать друга?
«Мой друг понял, что я получил передозировку, и позвонил в скорую помощь… но никогда не осуждал меня и не критиковал мои действия ».
Люди с проблемами психического здоровья часто нуждаются в разных вещах от своих друзей в разное время, и друзья по-разному проявляют свою поддержку.
«Они дали мне знать, что я могу позвонить им в любое время».
Если вы друг, самая ценная поддержка, которую вы можете оказать, — это просто поговорить и выслушать. Люди действительно ценят то, что их друзья нашли время связаться с ними, навестить их и пригласить их.
Проблемы с психическим здоровьем так неправильно понимают, что кто-то, кто осознает вашу проблему, co
.
Отношения в 21 веке: забытая основа психического здоровья и благополучия
СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ ОТЧЕТ НА 44 СТРАНИЦАХ (PDF)
Отношения — один из самых важных аспектов нашей жизни, но мы часто забываем, насколько важны наши связи с другими людьми для нашего физического и психического здоровья и благополучия.
Люди, которые более социально связаны с семьей, друзьями или своим сообществом, более счастливы, физически здоровы и живут дольше, имея меньше проблем с психическим здоровьем, чем люди с менее прочными связями.
Дело не только в количестве ваших друзей и не в том, состоите ли вы в постоянных отношениях, а в качестве ваших близких отношений. Жизнь в конфликте или токсичных отношениях опаснее, чем одиночество.
Как общество и как отдельные люди, мы должны срочно сделать инвестирование в построение и поддержание хороших отношений и преодоление препятствий на пути их формирования. Невыполнение этого требования равносильно закрытию глаза на влияние курения и ожирения на наше здоровье и благополучие.
Фонд психического здоровья определяет отношения как «способ, которым связаны два или более человека, или состояние связи». Отношения включают в себя интимные отношения, которые у нас есть с нашими соответствующими партнерами, те, которые мы формируем с нашими родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, и те, которые мы формируем в обществе с нашими друзьями, коллегами по работе, учителями, медицинскими работниками и обществом.
Обширные свидетельства показывают, что наличие хороших отношений может помочь нам прожить более долгую и счастливую жизнь с меньшим количеством проблем с психическим здоровьем.Близкие, позитивные отношения могут дать нам цель и чувство принадлежности.
Одиночество и изоляция остаются ключевыми предикторами плохого психологического и физического здоровья. Ряд исследований показал, что отсутствие хороших отношений и длительное чувство одиночества связано с более высокими показателями смертности, плохими показателями физического здоровья и более низким уровнем удовлетворенности жизнью.
Обзор 148 исследований пришел к выводу, что «влияние социальных отношений на риск смерти сопоставимо с хорошо установленными факторами риска смертности, такими как курение и употребление алкоголя, и превышает влияние других факторов риска, таких как отсутствие физической активности и ожирение». «и что« врачи, медицинские работники, преподаватели и средства массовой информации должны […] относиться к социальным отношениям так же серьезно, как и к другим факторам риска, влияющим на смертность ». 1
Важно качество наших отношений. Стремясь бороться с одиночеством и изоляцией, мы должны осознавать, что некачественные отношения могут быть токсичными и хуже для нашего психического здоровья, чем одиночество. Исследования показывают, что люди в несчастливых или негативных отношениях имеют значительно худшие результаты, чем те, кто изолирован или не имеет отношений.
Хотя 86,7% людей сообщают, что у них был кто-то, на кого можно положиться во время стресса 2 , например, член семьи, супруг или друг, мы становимся обществом, которое чувствует себя более одиноким, чем когда-либо прежде.Это нашло отражение в меняющемся характере нашего общества.
То, как мы взаимодействуем и налаживаем отношения, значительно изменилось за последнее десятилетие. Развивающаяся структура семьи, развитие и использование онлайн-технологий, увеличение продолжительности рабочего дня и изменения в том, как мы определяем сообщество, означают, что те, с кем мы общаемся и как мы общаемся, могут никогда больше не быть прежними.
Признание важности хороших отношений и определение новых способов развития и поддержания прочных социальных связей являются неотъемлемой частью нашего благополучия как нации.
В 1938 году Гарвардский университет начал следить за 724 участниками в рамках самого продолжительного в истории исследования человеческого развития. Исследование было разработано, чтобы определить, что делает нас счастливыми. В исследовании изучалась каждая часть того, кто мы есть, от физических и психологических качеств до социальной жизни и IQ, чтобы узнать, как мы можем процветать. Результаты исследования были опубликованы в 2012 году книги триумфов опыта, с основными результатами, показывающими, что счастье и здоровье не являются результатом богатства, славы или работать тяжело, но вместо того, чтобы прийти от наших отношений. 3
Изучение отношений на протяжении всей жизни: почему наши отношения важны
Дети и молодежь
В детстве и юности мы учимся взаимодействовать с другими от наших родителей, семей и опекунов. Мы имитируем поведение и эмоции окружающих, и эта ранняя социализация формирует наше понимание и моделирование поведения, формирующего отношения, на протяжении всей жизни.
Привязанность ребенка к родителю или опекуну является главным предиктором психического здоровья и благополучия, а также удовлетворенности отношениями в зрелом возрасте.Изменения в структуре семьи, повышенный уровень взаимоотношений и распад семьи могут действовать, чтобы прервать формирование позитивных связей, и было обнаружено, что они негативно влияют на академическую успеваемость, а также на будущее отношение к отношениям.
В то время как семья, родители и опекуны играют ключевую роль в нашем благополучии, в подростковом возрасте друзья и сверстники становятся более значимыми, поскольку молодые люди становятся более независимыми и начинают создавать свои собственные социальные сети. В результате токсичные отношения и негативный опыт, например издевательства или социальная изоляция, могут иметь большее значение и серьезно сказываться на психическом здоровье молодых людей.
Школы и отношения между учителем и учеником, а также позитивная поддержка со стороны таких организаций, как молодежные клубы, могут действовать как буфер и помочь защитить молодых людей в это трудное время.
Семейная гармония в большей степени определяет благополучие ребенка, чем сама структура семьи.
Более высокий уровень проблем психического здоровья, таких как депрессия и тревога, был связан с одиночеством, изоляцией и социальным отторжением в подростковом возрасте.
В 2015 году 43% молодых людей в возрасте от 10 до 15 лет в Великобритании сообщили, что имеют b
.
Как справиться со стрессом и снизить его
Заказать публикацию
Здесь мы хотели бы начать с ознакомления с тем, что такое стресс, каковы его признаки, какие простые шаги вы можете предпринять, когда чувствуете стресс, и дать практические советы по его предотвращению, чтобы показать, почему мы так увлечены движение к менее напряженной нации
Что такое стресс?
Стресс — это ощущение ненормального давления. Это давление может исходить из разных аспектов вашей повседневной жизни.Например, повышенная нагрузка, переходный период, ссора с семьей или новые или существующие финансовые проблемы. Вы можете обнаружить, что это имеет кумулятивный эффект, когда каждый фактор стресса накладывается один на другой.
В этих ситуациях вы можете почувствовать угрозу или расстроиться, и ваше тело может вызвать стрессовую реакцию. Это может вызвать различные физические симптомы, изменить ваше поведение и вызвать более сильные эмоции. 5
Стресс воздействует на нас по-разному, как физически, так и эмоционально, и с разной степенью интенсивности. 1
Как определить признаки стресса?
Каждый испытывает стресс. Однако, когда он влияет на вашу жизнь, здоровье и благополучие, важно как можно скорее заняться им, и хотя стресс влияет на всех по-разному, есть общие признаки и симптомы, на которые вы можете обратить внимание: 15
- Чувство постоянного беспокойства или беспокойства
- чувство подавленности
- сложность концентрации
- перепады настроения или изменения в вашем настроении
- Раздражительность или вспыльчивость
- сложность расслабления
- депрессия
- заниженная самооценка
- ест больше или меньше обычного
- изменения в привычках сна
- Употребление алкоголя, табака или запрещенных наркотиков для расслабления
- боли, особенно напряжение мышц
- понос и запор
- чувство тошноты или головокружения
- потеря полового влечения.
Если вы испытываете эти симптомы в течение длительного периода и чувствуете, что они влияют на вашу повседневную жизнь или вызывают недомогание, вам следует поговорить со своим терапевтом. Вы можете запросить информацию о доступных вам услугах поддержки и лечении.
Узнайте больше о стрессе в нашем справочнике от А до Я
Три шага, которые нужно предпринять при стрессе
1. Поймите, когда это вызывает у вас проблемы
- Попробуйте установить соединение b
.