Сообщение здоровье человека и окружающая среда: Экология и здоровье

Сообщение здоровье человека и окружающая среда: Экология и здоровье

alexxlab 10.03.2021

Содержание

Материал на тему: Здоровье и окружающая среда

Здоровье человека и окружающая среда

 Нужно ли человеку быть здоровым?

       Одинокая живая пылинка – это наша планета Земля. Земля – одуванчик. Жизнь человека – единственного разумного живого существа – не вечна. Каждый человек неизбежно умрет: один – раньше, другой – позже. Сроки жизни для человека неопределенны. Но всякая ранняя смерть – трагедия. Чтобы продлить долгую и счастливую жизнь, нужно научиться ценить и беречь природу, как ничем незаменимую среду жизни и колыбель человечества. Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому со школьной скамьи важно осваивать научную и духовную культуру своего народа. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку. Человек, однако, легкомысленно относится к своему здоровью. Одной из веских причин такого отношения к собственному здоровью можно считать современной медицины и некоторое несоответствие между высоким уровнем благосостояния и ростом культуры населения. Бесплатная медицинская помощь, доступная в любой час дня и ночи, в крупном городе и на таежном прииске, высокоспециализированная и квалифицированная, безотказная и многообразная (поликлиники, санатории) с одной стороны – положительно отразились на здоровье человека, но с другой притупило у людей страх перед болезнью. Второй важной причиной бездумного отношения к собственному здоровью можно считать недостаточную убежденность в неотвратимости наказания за совершенное против здоровья «преступление». Человеку кажется, что плохое может случиться с кем угодно, но только не с ним. Мало ли, что кто-то умер от сахарного диабета или ожирения, разбился. Он просто был неудачником, неумекой, несчастливым. А я везучий, со мной ничего плохого не случится. Я сумею «выкрутиться»… А вот выкрутиться-то часто и не удается. Третьей причиной является ясное представление перспективы. Многие рассуждают, буду я беречь здоровье или не буду, но раз средняя продолжительность жизни в стране 72 – 76 лет, то и я доживу как минимум, до 80 лет. Конечно, это лишь немногие причины, но следить за своим здоровьем – главная задача человека. Может сложиться впечатление, что сохранение и приумножение здоровья – дело не только трудоемкое, но и безрадостное. Но ведь это – глубочайшее заблуждение. Ведь никто не требует отказываться от радостей полноценной жизни. Есть такой афоризм: «Жить хорошо. А хорошо жить ещё лучше». Суть этого афоризма сводиться к тому, что любая жизнь лучше смерти, но хорошая жизнь – лучше просто жизни. А вот для того, чтобы жизнь стала хорошей, нужно здоровье. А чтобы быть здоровым нужно этого хотеть.

                           Здоровье и окружающая среда.

                       Здоровье и факторы риска болезни.

    Древне-греческий философ Фалес Милетский писал, что тот счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о высшем уровне здоровья, как об одном из основных прав человека. Не менее важно право человека на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, то есть их воздействие может привести к развитию болезни. Одним из важнейших приобретенных по наследству свойств здорового организма является постоянство внутренней среды. Это понятие ввел французский ученый Клод Бернар (1813 — 1878), считавший постоянство внутренней среды условием свободной и независимой жизни человека. Внутренняя среда образовалась в процессе эволюции. Она определяется в первую очередь составом и свойствами крови и лимфы. Постоянство внутренней среды – замечательное свойство организма, которое в какой-то мере освободило его от физических и химических влияний внешней среды. Однако это постоянство – оно называется гомеостазом – имеет свои границы, определяемые наследственностью. А потому, наследственность является одним из важнейших факторов здоровья.

Организм человека приспособлен к определенному качеству физических (температура, влажность, атмосферное давление), химических (состав воздуха, воды, пищи), биологических (разнообразные живые существа) показателей окружающей среды.

Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, нарушается постоянство внутренней среды организма, что может повлиять на здоровье и нормальную жизнь.

В наш век человек, как и все живые организмы, подвержен внешним воздействиям, которые приводят к изменениям наследственных свойств. Эти изменения называются мутационными (мутациями). Особенно возросло количество мутаций за последнее время. Отклонения от определенных, привычных свойств окружающей среды можно отнести к факторам риска заболевания (смотри приложение). Итак, данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что заболеваемость и смертность связаны, прежде всего, с условиями среды и образом жизни людей. Каждый из нас имеет право знать о всех экологических изменениях, происходящих и в местности, где он живет, и во всей стране. Мы должны знать все о пище, которую употребляем, о состоянии воды, которую пьем, а медики обязаны объяснить опасность жизни в зонах, зараженных радиацией. Человек должен осознавать грозящую ему опасность и соответственно действовать. Для человека окружающей внешней средой является не только природа, но и общество. Поэтому социальные условия также влияют на состояние организма и его здоровье. Условия жизни и трудовой деятельности, а также характер и привычки человека формируют образ жизни каждого из нас. Образ жизни – культура питания, движения, профессия, использование свободного времени, творчество – влияет на духовное и физическое здоровье, укрепляя или разрушая его, продлевая или укорачивая жизнь. Для растущего и формирующегося организма школьников особое значение имеет соблюдение режима дня (правильный распорядок учебного труда и отдыха, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе). Итак, правильный образ жизни является фактором здоровья, а нездоровый – фактором риска. Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям. Сознательное и ответственное отношение к здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого из нас.

                                       Труд и здоровье.

    Труд является основой создания материальных и духовных ценностей. Он также необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье. Под влиянием труда биологические процессы в человеческом организме существенно преобразовались. Особенности строения скелета, развития мускулатуры, работы органов чувств – все это в конечном итоге является результатом трудовой деятельности человека. Так, эффективность труда повысилась от того, что одна рука – левая, стала совершенствоваться в поддержке объекта труда, а другая – правая, совершенствовалась в его обработке. Понятия «труд» и «работа» не однозначны. Термин «работа» означает все виды деятельности, связанные с затратой энергии и выходом организма из состояния покоя. Например, ребенок, подбрасывающий в воздух мячик, затрачивает определенную энергию и, следовательно, с физической точки зрения выполняет работу. Однако это занятие никто не отнесет к труду. Таким образом, при любом виде труда выполняется работа, но не всякая работа может считаться трудовой деятельностью. Принято делить труд на физический и умственный. Деление это условно, так как никакая трудовая деятельность невозможна без регулирующей роли центральной нервной системы, без волевых усилий. При оценке физических усилий используется понятие «тяжесть труда», отражающее нагрузку на скелетную мускулатуру, сердечно-сосудистую и другие физиологические системы. Для характеристики умственной деятельности принято понятие «напряженность труда», отражающее преимущественную нагрузку на центральную нервную систему. Физический труд отличается большим расходом энергии, быстрым развитием утомления и, вместе с тем, относительно низкой производительностью. В работающих мышцах усиливается кровоток, доставляющий питательные вещества и кислород, уносящий продукты распада. В организме наступают физиологические изменения, обеспечивающие мышечную деятельность. С повышением тяжести физического труда увеличивается потребление кислорода. Существует предел максимального количества кислорода, которое в силах потребить человек – так называемый кислородный потолок. Обычно он не превышает 3-4 л/мин. Во время выполнения очень тяжелого труда доставка кислорода в организм достигает своего предела, но потребность в нем становится еще больше и не удовлетворяется в процессе работы. В этот момент в организме возникает состояние кислородной недостаточности – гипоксии. Умеренная гипоксия тренирует организм. Но если тяжелый физический труд  продолжается долго, или человек не привык к большим нагрузкам, и его дыхательная и сердечно-сосудистая системы плохо обеспечивают работу мышц, гипоксия становится повреждающим фактом. При выполнении труда большой тяжести и продолжительности происходит снижение работоспособности, развивается утомление, которое субъективно воспринимается нами в виде чувства усталости. Если работоспособность не успевает восстановиться к началу следующего дня, развивается переутомление, сопровождающееся хронической гипоксией, нарушением нервной деятельности – неврозами, заболеваниями сердечно-сосудистой и других систем. Тяжесть умственного труда во время учебы увеличивается еще больше в силу того, что проходит на фоне статического напряжения, связанного с необходимостью длительное время сохранять определенную позу. Полноценный отдых, как указывал еще классик отечественной физиологии И.М.Сеченов, заключается не в безделье, а в смене деятельности. «Работаешь сидя – отдыхай стоя,» — писал он. Поэтому умственная работа, учеба обязательно должны чередоваться с двигательной активностью. Физкультминутки, проведенные на уроке в момент, когда наблюдаются признаки возбудительной фазы утомления, позволяют значительно отдалить наступление выраженной усталости, сделать труд полноценным и эффективным.

 Профессия и здоровье.

     Нормальное удовлетворение работой больше способствует долголетию, чем физическое строение, способ питания, не курение и долголетие родителей.

 М.Бернет.

Образ жизни во многом зависит от профессии, которую приобрел человек. Каждый из нас от природы и воспитания обладает комплексом индивидуальных (биологических и социальных) характеристик, которые нужно учитывать при выборе профессии. Эти характеристики: способности, стремления, интересы, — каждый должен знать или хотя бы задуматься о них. Ибо если нет гармонии (соответствия) между свойствами личности, характером деятельности и окружающими условиями жизни, то рано или поздно это отрицательно скажется на функциях организма и на качестве работы. Профессии первого типа выделяются на основе отношений «человек-природа». Сюда относят животноводов, пчеловодов, лесоводов, агрономов, геологов и многих других. Второй тип объединяет профессии связанные с отношениями «человек — техника». К этой группе относят профессии слесаря, швеи, инженера и так далее. Маляры, художники-оформители, живописцы – «человек – художественный образ». Какую бы профессию вы не выбрали, для достижения успеха необходимо научиться трудиться. Главный источник удовлетворения от работы – это сама работа. При этом важно знать не только то, что отдает ей человек, но и то, что она дает человеку. Когда работа захватывает, увлекает, доставляет наслаждение, тогда не чувствуется усталости.

Однако существуют и малоинтересные производства, где человек не испытывает эмоционального подъема от работы в силу ее специфики. Но и в таких условиях трудолюбие, организованность помогают человеку в его труде. Конечно, многое здесь зависит не столько от самого работника, сколько от организации труда в целом на производстве.

Ваше настроение, а следовательно, и душевное благополучие, здоровая психика зависят не только от вас. Важно, чтобы ваши усилия были справедливо оценены, чтобы конфликты, споры разрешались честно. Каждый может и должен выбрать профессию по душе и по плечу.

                                  Семья и здоровье.

        Семья – малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Современная семья состоит, как правило, из супругов и детей. Поэтому говорят, что семья есть морально-правовой союз мужчины и женщины. Семейный уклад влияет на здоровье людей. Семейная жизнь определяет здоровье членов как прямо, так и косвенно. Известно, что счастливые в браке живут дольше, болеют реже. Смертность вдов всегда выше, чем замужних женщин. Обстановка в семье, характер взаимоотношений ее членов в значительной мере определяют рождаемость, сказываются на исходе беременности, влияют на различные показатели здоровья. Стремление женщины иметь ребенка зависит от условий жизни, но эта зависимость опосредована отношениями между супругами. При удовлетворительных жилищных условиях и материальной обеспеченности, но напряженных внутрисемейных отношениях между супругами, возрастает число абортов у женщин. Режим, распорядок дня членов семьи – один из показателей образа жизни. В семьях, где неблагоприятный психоэмоциональный климат, дети чаще болеют язвой желудка, хроническим гастритом. Нарушение режима отдыха, сна, питания в семье приводит к развитию у большинства членов семьи ряда заболеваний: сердечно-сосудистых, нервно-психических, нарушений обмена. Семья влияет на становление характера, на духовное здоровье ее членов.

Вообще, в городе члены семьи мало общаются друг с другом, зачастую собираются лишь за ужином, но и в эти недолгие часы контакты членов семьи подавлены просмотром телевизионных передач. В больших городских семьях при совместном проживании в одной квартире 2-х или 3-х поколений контакты членов семьи нередко бывают затруднены из-за высокой психоэмоциональной напряженности. Все эти и ряд других условий оказывают существенное влияние на устойчивость семьи, а следовательно, неблагоприятно влияют на здоровье населения вцелом.

В обществе назрела острая проблема укрепления семьи, решение которой во многом определяется культурой вступающих в брак, в частности, пониманием роли семьи как фактора здоровья всех ее членов.

  Стрессы в современном мире.

Согласно статистическим данным ООН, с 1950 года численность городского населения удвоилась. Как показывают текущие подсчеты, в результате роста населения и миграции в города, число обитателей трущоб ежегодно увеличивается на 10-15%. Ужасающие условия порождают физические перегрузки, напряженность, депрессию, насилие и болезни. По последним статистическим данным ООН и Всемирного банка в половине стран Африки и Юго-Восточной Азии, с совокупным населением почти 2 млрд. человек, среднегодовой доход на душу населения менее 300 долларов. Массовая нищета населения в развивающихся странах является причиной голода, истощения многих детей, иногда со смертельным исходом; в лучшем случае – дети вырастают физически и умственно неполноценными. Таким образом, сотни миллионов людей в бедных странах мира оказываются в замкнутом круге болезней, страданий и смерти. В таких условиях возникают острые физические, психические и социальные стрессы, создающие угрозу для жизни, здоровья и благополучия людей, принижающие чувство их собственного достоинства, разрушающие тесные связи между ними и порождающие ощущение неполноценности. Подобные явления могут, в свою очередь, провоцировать реакции, ведущие в дальнейшем к повышению заболеваемости и смертности. Как установили ученые, на людей сильное отрицательное влияние оказывают условия скученности, так называемый “метражный стресс”. У человека постоянное нарушение его личного пространства, характерное для жизни в больших городах, вызывает сильное нервно-психическое напряжение, приводящее к выраженным стрессовым реакциям. На стрессы и перегрузки современной жизни реагируют не только наши эмоции, но и внутренние органы человека. Воздействие стресса сказывается на основных физиологических реакциях центральной нервной системы, а также на деятельности желез внутренней секреции. Биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными железами (гормоны), совместно с нервными импульсами оказывают влияние практически на каждую клетку организма.

     Таким образом, неудовлетворительные условия жизни являются причиной серьезных, порой непереносимых страданий для более чем четверти населения мира. Правда, люди могут адаптироваться даже к экстремальным условиям. Однако, как уже указывалось, за это приходится расплачиваться своими нервами и физическим здоровьем.

Первые шаги к здоровью.

Улучшить и повысить свое здоровье можно, составив определенный график работы над собой. Не все могут сразу кардинально взяться за улучшение здоровья. В таком случае приступить к осуществлению программы можно постепенно, например, начать с утренней гимнастики, а потом дополнить ее бегом трусцой. Затем мы можем заняться борьбой с лишним весом. Достигать цели следует не экстраординарными мерами (полным голоданием или изнуряющими сидениями в парилке), а опять же постепенными уменьшениями в рационе углеводов, жиров, исключением алкоголя. Не позволять употребления спиртного молодежи, не украшать стол бутылками, отказываться от выпивки.

Наше здоровье в наших собственных руках. Мы должны понять, что выжить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть.

Приложение.

Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья.

Факторы, влияющие на здоровье

Значение для здоровья в %

Группы факторов риска

Образ жизни, условия труда проживания, привычки

49-53

Курение, употребление алкоголя, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации, адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, непрочность семей, высокий уровень урбанизации

Генетика, биология человека

18-22

Предрасположенность к наследственным болезням

Внешняя среда, природно-климатические условия

17-20

Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений, повышенные космические, магнитные и др. явления излучения

Здравоохранение

8-10

Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания

Методическая разработка по экологии на тему: Окружающая среда и здоровье человека

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1

Организационный момент

Приветствие учащихся. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки.

Упражнение « Те, кто…».

-Те, кто сегодня проснулся с улыбкой?

-Кто с утра не успел позавтракать?

-Кто − моет руки, придя с улицы, перед едой?

-Кто любит каникулы?

-Кто хочет быть здоровым?

Учащимся предлагается при положительном ответе на вопрос, вставать.

2

Актуализация  знаний обучающихся

— Здоровье одна из важных ценностей человека и при встрече, мы всегда говорим: «Здравствуй!», желая человеку, прежде всего здоровья.

А что такое здоровье?

Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?

-Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.

-А от чего зависит хорошее здоровье?

-Хорошее состояние здоровья зависит от социального, экологического и духовного развития, а также здоровой окружающей среды.

Ответы обучающихся.

Ответы обучающихся.

3

Сообщение темы

— Сегодня мы поговорим о том:

  • как влияет окружающая среда на здоровье человека.
  • что же мешает человеку быть здоровым?
  • что может повлиять на состояние его здоровья?

4

Работа по теме классного часа

-Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учёные провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Эти данные можно показать в виде формулы здоровья.

Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность + (20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.

   Быть здоровым – это естественное желание и стремление каждого. Сохранение и поддержание здоровья помогает человеку вести полноценный образ жизни, добиваться успехов в учёбе и труде.

   Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

«Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

  — Как природа влияет на здоровье человека?

Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома? 

-Какое значение для здоровья человека имеют воздух и растения?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты

Дружно соберём цветы,

Опустеют все поляны –

И не будет красоты.

– А какова роль солнца в укреплении человеческого организма?

– Почему вода является союзником здоровья? 

-Как видите, не случайна пословица: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

-Человек – часть природы.

Человечество – лишь незначительная часть природы. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Только вот беда: не всегда люди понимают, что охрана природы – это необходимое условие сохранения его здоровья.

Вы, наверное, ребята, слышали от взрослых: «Ох, какая сегодня плохая экология» и по телевизору показывают, и в газетах пишут, что надо её исправлять.

Так, что же такое экология?

Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» – дом, а «логос» – наука о доме. Дом этот необъятный, общий для всех людей! Имя ему – природа! Дом, без которого нам не прожить.

Живая и неживая природа тесно связаны между собой. Их взаимодействие друг на друга и изучает наука – экология.

-Человеку нужен свежий воздух. Отдых на природе снимает усталость, восстанавливает силы, даёт бодрость, создаёт хорошее настроение. (свободное высказывание детей)

-Огромное разнообразие растений – настоящая фабрика чистого воздуха. Не было бы растений, не было бы жизни. Для людей и животных необходим кислород. При дыхании живые существа поглощают его из воздуха, а выдыхают углекислый газ. Расход кислорода огромен. А между тем состав воздуха не меняется, в нём остаётся достаточно кислорода для дыхания.

После душных городских улиц дыхание в природе приносит истинное наслаждение. Вместе с чистым воздухом в наш организм как бы входят новые силы. Воздух полезен тем ещё и тем, что является активным закаливающим фактором. Закаливание воздухом делает человека менее восприимчивым к простудным заболеваниям. (свободное высказывание детей)

-Солнце, как и воздух, укрепляет организм человека. Если человеку приходится быть долгое время без солнечного света при его недостатке, он быстро утомляется, начинают плохо себя чувствовать, у него могут развиться некоторые очень опасные болезни. Солнечные лучи укрепляют защитные силы организма, а значит, и здоровье человека. Даже когда солнце закрыто облаками, его лучи проходят сквозь них и оказывают благоприятное влияние. (свободное высказывание детей)

-Вода – это жизнь. Вода – составная часть нашего питания. Она также оказывает благоприятное влияние на все органы человека, особенно на нервную систему. Вода широко используется для закаливания организма. (свободное высказывание детей)

5

Закрепление изученного материала

Игра. «Ты – мне, я – тебе».

Построение на магнитной доске динамической схемы (модели). В центре человек. Дети по желанию выходят к доске, выбирают и демонстрируют рисунки.

Объясняют, какое значение природы для человека в них «зашифровано» и прослеживают  обратную связь (влияние человека на природу).

6

Итог. Рефлексия

— Люди во всем мире принимают определенные меры по уменьшению вредных промышленных выбросов в окружающую природную среду, но этого пока недостаточно. Поэтому каждый человек должен и сам заботиться об окружающей природной среде и своем здоровье. Забота об окружающей среде начинается с собственного дома, улицы, парка и т. д. Необходимо изменить свое потребительское, агрессивное отношение к природе, заменить его заботой о сохранении всего живого, участвовать в озеленении родного города, населенного пункта.

Человек — он ведь тоже природа

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нем времени года

И особый в нем музыки ход.

И особое таинство цвета,

То с жестоким, то с добрым огнем.

Человек — он зима. Или лето.

Или осень. С грозой и дождем.

Все вместил в себя. Версты и время.

И от атомных бурь он ослеп.

Человек — он и почва, и семя.

И сорняк среди поля и хлеб.

И какая в нем брезжит погода?

Сколько в нем одиночеств и встреч?

Человек — он ведь тоже природа…

Так давайте природу беречь.

С. Островой.

-Спасибо за хорошую работу на занятии.

План-конспект занятия по ЗОЖ (4 класс) на тему: Конспект занятия «Окружающая среда и здоровье человека»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово

Окружающая среда и здоровье человека

занятие по экологии для учащихся четвёртого года обучения

Составитель:

Катохина Ольга Николаевна

педагог дополнительного образования МБОУ ДО

«ЦДОД им. В. Волошиной»

Кемерово

2014


Цель: формирование представлений о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье человека.

Задачи:

  1. Рассмотреть типы загрязнений окружающей среды и их влияние на здоровье человека.
  2. Развивать интеллектуальные умения (определение причинно – следственных связей, умение оценивать глобальные процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы). Формировать интерес к проблемам сохранения природы, развивать умение работать в группах.
  3. Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и своё здоровье.  

Методы и приемы:

  • проблемный метод;
  • наглядные методы;
  • беседы с демонстрацией;
  • работа с информационным листом;
  • работа в группах;
  • сравнение;
  • самостоятельная работа по карточкам.

Оборудование: плакат «Виды загрязнений окружающей среды», информационные листы по видам загрязнений, листы с вопросами для составления сообщений, шкала силы звука, проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека», таблица «Загрязнения», плакат «Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека», памятка «Как спастись от вредного влияния окружающей среды».

План занятия:

  1. Сообщение темы и цели занятия.
  2. Работа в группах «Виды загрязнений окружающей среды».
  3. Проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека».
  4. Памятка «Как спастись от вредного влияния окружающей среды».
  5. Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Природа для человека является средой жизни.  Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Только впоследствии люди стали понимать, что окружающая среда и здоровье человека взаимосвязаны. Нерациональное использование природных ресурсов, загрязнение среды представляет опасность для здоровья людей. Мало того, что люди болеть стали чаще, болезни теперь труднее излечиваются, появляются новые, ранее неизвестные — ситуация ухудшается катастрофически [1].

— Как же сохранить природу и своё здоровье? Сегодня, ребята, мы попробуем ответить на этот вопрос. Запишите тему занятия «Окружающая среда и здоровье человека».

  1. Работа в группах «Виды загрязнений окружающей среды».

— Итак, что же такое загрязнение?

— Под загрязнением понимают любые изменения воздуха, вод, почв или пищевых продуктов, оказывающие нежелательное воздействие на здоровье, выживаемость или деятельность человека.

— Существует несколько видов загрязнений окружающей среды. Познакомимся с химическими, биологическими и физическими загрязнениями. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы. Каждая группа приготовит небольшое сообщение о своём виде загрязнения. Для этого я раздам каждой группе информационный лист (см. Приложение 1), в котором изложена информация о виде загрязнения, и лист с наводящими вопросами (см. Приложение 2). Ответы на эти вопросы и будут вашим кратким сообщением. Первая группа приготовит сообщение о химических загрязнениях окружающей среды, вторая группа – о биологических загрязнениях, третья группа – о физических загрязнениях [8].

— Давайте обсудим полученные сообщения (при обсуждении физических загрязнений участникам всех групп педагог раздаёт шкалу силы звука (см. Приложение 3)).

Смотрим шкалу интенсивности шума. Уровень звукового давления измеряется в децибелах. Шум в 20-30 децибелов (дБ) – практически безвреден. Допустимые нормы шума: для жилых помещений днем – до 40 дБ, ночью – до 30 дБ, для рабочих мест – до 80 дБ. Превышение показателей неблагоприятно сказывается на здоровье. Звук в 130 дБ может вызывать различные болевые ощущения, звук в 150 дБ – непереносимый для человека.

Врачи утверждают, что при регулярном шуме происходит нарушение сна, снижение работоспособности, быстрая утомляемость человека.

Шум негативно влияет на органы слуха,  в первую очередь воспринимающие звуковые колебания и прежде всего, поражается при действии шума. Это объясняется поражением внутреннего уха.

Основные проявления воздействия шума – головная боль, чувство тяжести в голове, повышенная раздражительность, усиление агрессивности, снижение памяти, внимания, умственной активности, Шум обладает свойством суммироваться, то есть звуковые раздражения, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему. 

— Ребята, теперь вы знаете о химических, биологических и физических загрязнениях окружающей среды. Посмотрите на плакат «Виды загрязнений окружающей среды» и сравните свои ответы. Какой можно сделать вывод? (окружающая среда сильно загрязнена, это очень опасно для здоровья человека).

  1. Проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека».

— Ребята, предлагаю вам проверить свои знания о видах загрязнения окружающей среды с помощью проверочной карточки. Вклейте таблицу «Загрязнения» в тетрадь. Прочитайте предложения. Запишите в каждую колонку соответствующий номер предложения (см. Приложение 4).

  1. Памятка «Как спастись от вредного влияния окружающей среды».

— Каким образом загрязнённая среда влияет на здоровье человека, нам поможет узнать плакат «Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека». Мы можем увидеть, что ухудшение состояния воздуха, воды и почвы вызывает различные заболевания.

— Как же спастись от вредного влияния окружающей среды?

— Предлагаю вам, ребята, снова разделиться на 3 группы и составить памятку «Как обезопасить себя от химического загрязнения» (для первой группы), «Как обезопасить себя от биологического загрязнения» (для второй группы), «Как обезопасить себя от физического загрязнения» (для третьей группы).

— Обсудим результаты вашей работы (представители всех групп по очереди зачитывают предложения) (см. Приложение 5).

  1. Подведение итогов занятия.

— Сегодня на занятии мы узнали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Но чтобы спастись от вредного влияния окружающей среды, продлить долгую и счастливую жизнь, нужно, прежде всего, научиться ценить и беречь природу, как ничем незаменимую среду жизни и колыбель человечества.


Список использованных источников

  1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.Н., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997.
  2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. 12-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 602 с.
  3. Мансурова О.Ю. Здоровье человека и окружающая среда. — М.: Издательство Электив, 2007. – 112 с.
  4. Новиков Ю. В.Экология, окружающая среда и человек.  3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство: ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 736 с.
  5. Семёнова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
  6. Соковня – Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. -М.: Академия, 1998.
  7. Экология. Под ред. Тягунова Г.В., Ярошенко Ю.Г. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Логос, 2005. — 504 с.
  8. Виды и масштабы негативного воздействия человека и промышленности на природную среду // Природопользование: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. – М., 2008. – С.80-87.

Приложение 1


Химические загрязнения окружающей среды

В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду в больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадают в почву, воздух и воду, затем переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую и, в конце концов, попадают в организм человека.

На земном шаре практически невозможно найти место, где не было бы загрязняющих веществ. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов.

К химическим загрязнениям окружающей среды относятся: тяжелые металлы, химические отходы производства, ядохимикаты, пластмассы.

Кратковременное воздействие небольшого количества таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека большого количества может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия могут являться смоги, образующиеся в   крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.

Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, асбест и многие ядохимикаты вызывают раковые заболевания. В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить. Огромный вред здоровью человека наносит курение. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают даже больше вредных веществ, чем он сам.


Биологические загрязнения окружающей среды

В природной среде часто встречаются биологические загрязнения, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке.

Наиболее опасны возбудители инфекционных заболеваний. Одни из них способны жить вне организма человека всего несколько часов. Другие могут жить в окружающей среде от нескольких дней до нескольких лет. Для третьих окружающая среда является естественным местом обитания. Для четвертых — другие организмы, например дикие животные, являются местом сохранения и размножения.

Часто источником инфекции является почва, в которой постоянно обитают возбудители разных болезней, в том числе некоторых грибковых заболеваний. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены.

Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и стать причиной инфекционных болезней человека. Поэтому воду из артезианских скважин, колодцев, родников  необходимо перед питьем кипятить.

Грипп, коклюш, дифтерия, корь и другие болезни вызывают возбудители из воздуха при кашле, чихании и даже при разговоре больных людей.

Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при пользовании вещами больного человека, например, полотенцем, носовым платком, предметами личной гигиены. К ним относятся венерические болезни (СПИД), сибирская язва.

Люди и домашние животные могут заражаться болезнями, попадая на территорию природного очага. К таким болезням относят чуму, сыпной тиф, клещевой энцефалит, малярию, сонную болезнь.

В некоторых жарких странах, а также в ряде районов нашей страны встречается инфекционное заболевание водяная лихорадка. В нашей стране возбудитель этой болезни обитает в организмах полевок обыкновенных, широко распространенных в лугах около рек. Человек может заразиться при попадании в его организм воды, загрязненной выделениями грызунов.


Физические загрязнения окружающей среды

Физическое загрязнение – это привнесение в экосистему источников энергии (тепла, света, шума, вибрации, электромагнитного, радиоактивного излучений и т.п.), отрицательно влияющих на здоровье человека.

Физическое загрязнение делится на тепловое, световое, шумовое, электромагнитное,  радиоактивное.

Тепловое загрязнение — это увеличение температуры среды в связи с выбросами в атмосферу промышленных выбросов нагретого воздуха, сброс в водоемы нагретых сточных вод (нарушаются условия нереста рыб, повышается зараженность рыб паразитами).

Световое загрязнение – это осветление человеком ночного неба искусственными источниками света, приводящими к изменениям обычной жизни растений и животных.

Шумовое загрязнение – это раздражающий шум, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Источниками шума являются все виды транспорта, промышленные предприятия, бытовая техника. В жилых помещениях большое число источников шума: работающие лифты, вентиляторы, насосы, телевизоры, громкие разговоры и т. д. Происходит постепенное ослабление слуха, заболевание нервной, сердечно-сосудистой системы, психические расстройства.

Электромагнитное загрязнение — это совокупность электромагнитных полей, негативно влияющих на здоровье человека. Поля повышенной вызывают расстройства нервной системы, головную боль, утомляемость, бессонницу и т.д.

Радиоактивное загрязнение – это загрязнение радиоактивными веществами при ядерном взрыве в результате выпадения радиоактивных осадков, при техногенных авариях (утечках из ядерных реакторов, утечках при перевозке и хранении радиоактивных отходов).

Радиоактивные вещества, попавшие на кожу человека, можно смыть водой. Однако они проникают внутрь организма вместе с питьевой водой, вдыхаемым воздухом и пищей, которую мы едим. Радиоактивные атомы излучают большое количество энергии в виде электромагнитных волн и заряженных частиц. Радиация разрушает живые клетки и ослабляет защиту организма от различных болезней.


Приложение 2

Листы с наводящими вопросами

1 группа

Химические загрязнения окружающей среды

1. Что относится к химическим загрязнениям окружающей среды?

________________________________________________________________________

2. Каким путём химические загрязнители попадают в организм человека?

________________________________________________________________________

3. Как влияет химические загрязнения на здоровье человека?

________________________________________________________________________

2 группа

Биологические загрязнения окружающей среды

1. Что относится к биологическим загрязнениям окружающей среды?

________________________________________________________________________

2. Каким путём заражается организм человека?

________________________________________________________________________

3. Как влияют биологические загрязнения на здоровье человека?

________________________________________________________________________

3 группа

Физические загрязнения окружающей среды

1. Что такое физическое загрязнение окружающей среды?

________________________________________________________________________

2. Какие виды физического загрязнения бывают?

________________________________________________________________________

3. Как влияют физические загрязнения на здоровье человека?

________________________________________________________________________


Приложение 3

Шкала силы звука

        


Приложение 4

Проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека»

Задание: заполни таблицу, записывая в каждую колонку соответствующий номер предложения.

  1. Различные химические вещества, как правило, отходы производства.
  1. При попадании в организм большими дозами способны  привести к острому отравлению и даже смерти.
  1. Болезнетворные микроорганизмы, вирусы.
  1. Звуки в 20-30 дБ.
  1. Звуки в 80 и более дБ.
  1. Попадая в организм, вызывают инфекционные болезни.
  1. Способны вызвать малярию, холеру.
  1. Вызывают нервно-психические заболевания, расстройства сердечно-сосудистой системы.
  1. Попадают в организм человека при дыхании, с продуктами питания и водой.
  1.  Вызывают ухудшение или потерю слуха.
  1.  Заражают организм воздушно-капельным путём, при тесном контакте с больным или через переносчиков.

ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Химические

Биологические

Физические

Правильные ответы

ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Химические

Биологические

Физические

1, 2, 9

3, 6, 7, 9, 11

5, 8, 10


Приложение 5

ПАМЯТКА

«Как обезопасить себя от химического загрязнения»

1. ___________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________________________________

ПАМЯТКА

«Как обезопасить себя от биологического загрязнения»

1. ___________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________________________________

ПАМЯТКА

«Как обезопасить себя от физического загрязнения»

1. ___________________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________________________________


Примерные варианты памятки

ПАМЯТКА

«Как обезопасить себя от химического загрязнения»

  1. Научиться дышать носом, что способствует частичному очищению вдыхаемого воздуха  и перед сном промывать нос.
  2. Не бегать вдоль автомобильных дорог, т.к. глубокое дыхание увеличивает поступление вредных веществ в организм.
  3. Как можно чаще, не менее двух раз в неделю, независимо от времени года, выезжать за город.  Бывать в лесу (березовом, сосновом, дубовом) не менее 200 часов в год.
  4. В домашних условиях  содержать растения, очищающие воздух.
  5. Проветривание помещений (желательно утром).
  6. Уборка всех помещений должна проводиться только влажным методом.
  7. Пить отстоянную или фильтрованную воду.
  8. Мыть овощи и фрукты перед употреблением в пищу и очищать кожицу у фруктов, т.к. в ней могут находиться нитраты, отравляющие организм. 

ПАМЯТКА

«Как обезопасить себя от биологического загрязнения»

  1. Мыть руки перед едой и после улицы.
  2. Не есть грязные овощи и фрукты.
  3. Не пить воду из родников, колодцев, и других природных источников.
  4. Не трогать бездомных и диких животных и не подходить к ним близко.
  5. Регулярно ставить профилактические прививки.
  6. Проветривать комнаты несколько раз в день и перед сном.
  7. В период эпидемии гриппа или других заболеваний избегать места массового скопления людей.

ПАМЯТКА

«Как обезопасить себя от физического загрязнения»

  1. Не включать одновременно много электроприборов. В спальне их количество сократить до минимума.
  2. Не спать головой к углу комнаты (обычно излучение от многих источников «собирается» в углах).
  3. Чаще проветривать помещение: это позволит снизить загрязнение воздуха испарениями из-за работающих мониторов ПК, экрана телевизора и др.
  4. Как можно меньше разговаривать по сотовому телефону. Заряжать его на расстоянии 5 метров.

Здоровье и окружающая среда

Немаловажное влияние оказывает на здоровье и состоя­ние окружающей среды. Вмешатель­ство человека в регулирование природных процессов не всегда приводит к желаемым положительным результатам. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сло­жившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей. Эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухо­лей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод — на пищеварение, резко ухудшает общее состоя­ние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Здоровье, полученное от природы, на 50%  зависит от условий, нас окружающих.

  Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При систематическом или периодическом поступлении организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление.    

Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении  окружающей среды.

Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжение, утомления. Напряжение — мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление.

Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных со­лей. Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетаю­щее воздействие на самочувствие человека и протекание жизнен­но важных процессов в его организме. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их коле­баний. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.

Наследственность

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фак­тор воздействия на здоровье — наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинако­вые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Психологическая саморегуляция

Наше настроение определяется в первую очередь эмоциями и связанными с ними чувствами. Эмоции — это первичные, простейшие виды реакции на какие-либо раздражители. Они могут быть положительными или отрицательными, сильными или слабыми, нарастать или, наоборот, снижаться. Иное дело чувства. Это сугубо человеческие качества, характеризующие наши личностные переживания.

Очень важно, что в отличие от эмоций чувства возникают не спонтанно, а контролируются сознанием, подчиняются психике. Но настроение имеет не только психическую, но и психофизиологическую основу, управляется определенным гормональным аппаратом. Продукция этих гормонов в первую очередь подчинена психике. Именно психика, являющаяся продуктом деятельности мозга, выступает в роли главного судьи и распределителя.

Следует четко осознать, что хорошее настроение можно произвольно создавать, его можно поддерживать, наконец, способность быть в хорошем настроении можно и нужно тренировать. Огромное значение при этом имеет общее функциональное состояние, и в первую очередь работоспособность. Именно она является той силой, которая обеспечивает согласованную деятельность всех компонентов функциональной системы. Если работоспособность снижается, четкое взаимодействие элементов системы нарушается. Поступки становятся шаблонными, хуже получаются даже привычные операции, снижается реакция, нарушается координация движений. Ухудшается эмоциональная устойчивость, многое начинает раздражать.

Создается хорошее настроение с утренней гимнастики. Ведь гимнастика — это не просто физические упражнения, она не только помогает нашему организму перейти от сна к бодрствованию, активной деятельности. Гимнастика, если мы вдумываемся в смысл того, что делаем, — это еще и способ эмоциональной зарядки на весь день. Каждое упражнение не только дает специальную нагрузку на мышцы, улучшает кровообращение, обмен веществ, оно еще и влияет на ту или иную функцию нашего организма, способствует оптимизации его работы. Необходимо помнить, что, делая гимнастику, надо четко осознавать смысл и функциональное назначение каждого движения.

Во время сна организм находится в особом функциональном состоянии. Теперь надо восстановить привычные взаимосвязи между мозгом и мышцами. Мышцы должны четко и послушно выполнять все поступающие команды. Для этого их надо настроить. Двигательная активность, сопряженная с фиксацией внимания на положительных мышечных ощущениях, способствует выработке гормонов, создающих положительные эмоции, бодрость, уверенность. В сознании должно сформироваться четкое представление о том, что движение не самоцель. Оно нужно, в частности, для стимуляции «производства» нашим организмом биологически необходимых веществ, вызывающих положительные эмоции, снижающие чувство напряженности, тоски, депрессии.

Особенно стиму­лирует психику новизна впечатлений, вызывающая положитель­ные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаи­вается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нер­возность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.

В заключение, подводя итог по теме ЗОЖ,  можно отметить, что какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходи­мо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физ­культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, забывает о своем здоровье. Поэтому надо обязательно продумывать свои жизненные задачи и цели, чтобы выделить тем самым время для укрепления своего здоровья. Причем конечной цели (быть здоровым) мож­но достичь только при комплексном соблюдении всех вышеизложенных пра­вил и систематическом, на протяжении всей жизни, выполнении профилактических мероприятий.

 

 Поделитесь

Окружающая среда и здоровье — Европейское агентство по окружающей среде

Здоровье и благополучие человека неразрывно связаны с состоянием окружающей среды. Качественная природная среда обеспечивает основные потребности в чистом воздухе и воде, плодородных землях для производства продуктов питания, а также в энергии и материалах для производства. Зеленая инфраструктура также служит для регулирования климата и предотвращения наводнений. Доступ к зеленым и синим зонам также предоставляет важные возможности для отдыха и поддерживает хорошее самочувствие.

В то же время окружающая среда представляет собой важный путь воздействия на человека загрязненного воздуха, шума и опасных химикатов. В своем отчете о профилактике заболеваний с помощью здоровой окружающей среды Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оценивает, что экологические стрессоры являются причиной 12–18% всех смертей в 53 странах Европейского региона ВОЗ. Улучшение качества окружающей среды в таких ключевых областях, как воздух, вода и шум, может предотвратить болезни и улучшить здоровье человека.

Загрязнение воздуха является самым большим риском для здоровья окружающей среды в Европе и связано с сердечными заболеваниями, инсультом, болезнями легких и раком легких. Подверженность загрязнению воздуха, по оценкам, приводит к более чем 400 000 преждевременной смерти в ЕС каждый год. Воздействие шума от транспортных средств и промышленных предприятий может вызвать раздражение, нарушение сна и связанное с этим повышение риска гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Воздействие опасных химических веществ также вызывает серьезную озабоченность.Люди могут подвергаться воздействию широкого спектра химических веществ в своей повседневной жизни через загрязненный воздух и воду, потребительские товары и диету. Свойства некоторых опасных химических веществ заставляют их сохраняться в окружающей среде и биоаккумулироваться в пищевой цепочке, а это означает, что пройдет значительный временной лаг, прежде чем сокращение выбросов приведет к уменьшению воздействия. Кроме того, объем и ассортимент используемых сегодня химикатов, а также продолжающийся рост химического производства предполагают, что воздействие на человека и окружающую среду будет продолжать расти.Это вызывает озабоченность по поводу воздействия на здоровье смесей химических веществ в течение нашей жизни, особенно на уязвимых этапах жизни, таких как раннее детство, беременность и старость.

Воздействие изменения климата также представляет непосредственную угрозу для здоровья с точки зрения волн тепла и сдвигов в структуре инфекционных заболеваний и аллергенов.

В целом качество воды для купания соответствует высоким стандартам во всем ЕС, при этом качество воды для купания со временем постоянно улучшается в результате инвестиций в канализационную систему, улучшенную очистку сточных вод и сокращение загрязнения от ферм.

Все больше данных свидетельствует о том, что экологические риски не распределяются равномерно в обществе, а, скорее, непропорционально влияют на социально незащищенные и уязвимые группы населения. Социально-экономический статус человека влияет на его подверженность воздействию факторов окружающей среды, поскольку более бедные люди с большей вероятностью будут жить в деградированной среде. Социально обездоленные люди могут быть более чувствительны к воздействию экологических стрессоров из-за уже существующих состояний здоровья, плохого питания и специфических форм поведения, таких как курение или бездействие.Они также могут сталкиваться с ограничениями при адаптации к экологическим рискам и избежании их.

Политики

Признавая неразрывную связь между состоянием окружающей среды и качеством жизни, приоритетная цель 3 Седьмой программы действий в области окружающей среды (7-я ПДООС) направлена ​​на «защиту граждан Союза от давления, связанного с окружающей средой, и рисков для здоровья и благополучия» (ЕС, 2013). Глубокая зависимость человеческого общества от поддерживающих экосистем лежит в основе концепции 7-го ПДООС, согласно которой «в 2050 году мы будем жить хорошо, в экологических пределах планеты».

На уровне ЕС действует широкий спектр политик по снижению воздействия окружающей среды на здоровье. Вот некоторые примеры из основных областей экологической политики:

Европейский процесс «Окружающая среда и здоровье», возглавляемый Европейским региональным бюро ВОЗ, направлен на объединение секторов окружающей среды и здоровья и продвижение совместных решений, в частности, для решения связанных с окружающей средой целей и задач в области здравоохранения, сформулированных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В Остравской декларации 2017 г. министры и представители стран Европейского региона ВОЗ изложили межсекторальный и всеобъемлющий подход к улучшению гигиены окружающей среды.

Деятельность ЕАОС в области окружающей среды и здоровья

ЕАОС работает с партнерами на национальном и международном уровне над созданием базы знаний о взаимосвязях между окружающей средой, здоровьем и благополучием. Это включает в себя работу по изучению того, как окружающая среда способствует благополучию людей, а также работу по изучению воздействия и воздействия на здоровье конкретных факторов экологического стресса, включая загрязнение воздуха, шум, химические вещества и изменение климата. В конечном итоге результаты для здоровья являются результатом сочетания воздействия факторов окружающей среды с течением времени, что означает, что при оценке состояния окружающей среды следует применять комплексный подход.

ЕАОС также разрабатывает новое направление работы для изучения того, как социальные и демографические факторы влияют на взаимосвязь между окружающей средой и здоровьем. Это включает в себя оценку того, как социальный статус и возраст человека могут повлиять как на воздействие факторов окружающей среды, так и на их здоровье.

Хорошо известные факторы экологического стресса, влияющие на здоровье человека, подлежат нормативному контролю в Европе, и в настоящее время предпринимаются усилия по снижению воздействия. Однако возникают также возникающие проблемы, пути и последствия которых для окружающей среды остаются плохо изученными.К ним относятся такие проблемы, как устойчивость к противомикробным препаратам или изменение воздействия на человека химических веществ в продуктах по мере того, как мы переходим к экономике замкнутого цикла и расширяем переработку. ЕАОС взаимодействует с международными сетями экспертов по выявлению возникающих экологических рисков, включая Европейскую комиссию, ВОЗ и Европейское агентство по безопасности пищевых продуктов.

Что касается тематической работы, ЕАОС предоставляет ряд оценок и показателей по загрязнению воздуха, шуму, химическим веществам и адаптации к изменению климата.

ЕАОС является партнером инициативы HBM4EU. Основная цель инициативы — координировать и продвигать биомониторинг человека в Европе. HBM4EU предоставит более точные доказательства фактического воздействия на граждан химических веществ и возможных последствий для здоровья в поддержку разработки политики.

ЕАОС также вносит свой вклад в Информационную платформу Европейской комиссии по химическому мониторингу (IPCHEM), которая документирует наличие химикатов и химических смесей по отношению к человеку и окружающей среде.

.

Микропластики в окружающей среде и в организме человека

Проблемы, связанные с микропластиками

Микропластики — это крошечные кусочки пластмассы длиной менее пяти миллиметров. Они создаются в результате деградации более крупных предметов, а также преднамеренно производятся для использования в производстве. Как и большая часть наших отходов, они часто собираются в водоемах, когда создаются или выбрасываются. Некоторые люди очень обеспокоены их воздействием на водную жизнь, и это правильно. Однако есть еще одна проблема, которая беспокоит исследователей: влияние микропластика на человека.

Частицы микропластика были обнаружены в образцах водопроводной воды со всего мира, а также в некоторых морепродуктах и ​​морской соли, которые мы едим. Они также присутствуют в некоторых косметических средствах, туалетных принадлежностях и зубной пасте. По крайней мере, в некоторых частях мира они даже присутствуют в воздухе, которым мы дышим.

Ученые знают, что частицы микропластика проникают в наши тела. Они также знают, что частицы переносят молекулы, которые в определенных концентрациях вредны для человека.Однако они еще не выяснили, влияет ли микропластик на наше здоровье. Ответ на этот вопрос может быть срочным. Поскольку частицы продолжают накапливаться в окружающей среде и попадать в наши тела, мы можем столкнуться с рядом проблем со здоровьем.

Важность и состав пластмассы

Сегодня пластмассы широко распространены. Во многих частях мира они распространены повсеместно. Они очень полезны во многих сферах нашей жизни, включая лечение. Хотя верно то, что некоторых пластиков можно избежать, другие являются лучшим материалом, который в настоящее время доступен для конкретной функции.

Некоторые исследователи пытаются создать более безопасный пластик. Создание пластика или материала-заменителя, который имеет множество применений, а также является безопасным для окружающей среды, если его выбросить, является проблемой. Тем не менее, усилия очень важны. Пластмассы настолько распространены в нашей жизни, что отказ от их использования кажется невозможным. Однако я считаю, что их переработка и повторное использование, а также использование более безопасных заменителей, когда это возможно, жизненно важны.

Пластмассы изготавливаются из полимеров. Это длинные цепи, состоящие из повторяющихся молекул, известных как мономеры.Полиэтилен, полипропилен и полистирол являются обычными примерами пластмасс. В материал добавляются химические вещества для улучшения таких свойств, как гибкость или долговечность. Добавки выбрасываются в окружающую среду по мере разложения пластика.

Как образуются микропластики?

Разложение пластиковых отходов

Пластиковый мусор в океане медленно распадается на микропластические частицы под действием солнечного ультрафиолетового света, реакции с кислородом и физического разложения под действием волн и течений.Рыболовные снасти, буи, бытовые и промышленные отходы способствуют образованию мусора.

Волокна из одежды

Еще одним распространенным источником микропластика в океане является одежда из синтетических волокон. Крошечные волокна полиэстера и акрила (оба типа пластика) осыпаются при стирке одежды. Установки, которые обрабатывают сточные воды, часто не могут удалить волокна, позволяя им достигать океана.

Нурдлес

Микропластик также добавляется непосредственно в океан в форме гранул или гранул, известных как гранулы.Ножницы широко используются производителями для изготовления изделий из пластика. Они размером с чечевицу, очень легкие, и их нелегко заметить, если они убегают с того места, где должны. Они попадают в океан либо с кораблей, которые их перевозят, либо там, где хранятся на суше. Некоторые морские животные принимают корешков за добычу и их едят.

Микрошарики

Микрогранулы — это пластиковые частицы диаметром около миллиметра. Их добавляют в продукты, чтобы повысить их абразивные и очищающие способности.Например, они содержатся в некоторых зубных пастах, мыле, очищающих средствах для лица и скрабах для лица.

Загрязнение продуктов питания, напитков и воздуха

Микропластики были обнаружены в некоторых продуктах питания и напитках, которые мы употребляем в пищу. Это не может означать, что они присутствуют в этих предметах повсюду в мире, но, с другой стороны, загрязнение предметов может быть широко распространенным. Требуется дополнительное тестирование.

Частицы микропластика были обнаружены в тканях рыб и моллюсков, которые продаются в магазинах и на рынках.Исследование, проведенное в 2018 году среди 39 марок соли, производимой в Северной и Южной Америке, Европе, Африке или Азии, показало, что 36 из них были загрязнены микропластиком.

В 2017 году были проанализированы пробы водопроводной воды из разных стран. 83% образцов содержали пластиковые волокна. Небольшое исследование в Ирландии обнаружило микропластик в водопроводной воде из этой страны. В 2014 году пара ученых обнаружила, что микропластические частицы присутствуют во всех 24 образцах немецкого пива, которые они тестировали.Материал существовал в виде зерен, фрагментов и волокон.

Исследователи из Франции, Германии и Китая обнаружили частицы микропластика в воздухе над своими странами. В конце 2019 года британские ученые сообщили, что загрязнение микропластиком «обрушивается» на людей в четырех городах Великобритании, особенно в Лондоне. В этом городе большая часть загрязнения связана с акриловыми волокнами, которые, вероятно, пришли из одежды.

Выщелачивание и сорбция

Когда-то считалось, что, хотя большие куски пластикового мусора могут быть опасны для водных организмов из-за проглатывания или запутывания, пластик не взаимодействует химически ни с морской, ни с пресной водой.Ученые теперь знают, что это неправда.

Пластмассы медленно разлагаются на микропластические частицы. Химические вещества, добавленные к пластмассам для улучшения их свойств, при этом вымываются в воду. Выщелоченные химические вещества прикрепляются к микропластическим частицам в результате процесса, называемого сорбцией.

Некоторые из выщелоченных и сорбированных химикатов перечислены ниже. Считается, что они опасны для нас, но это может быть правдой только тогда, когда они достаточно сконцентрированы.

  • ПХБ (полихлорированные бифенилы) — это синтетические химические вещества, которые больше не производятся в США.Раньше они добавлялись в пластмассы и до сих пор присутствуют в окружающей среде. Они могут оказывать вредное воздействие на здоровье и классифицируются как вероятные канцерогены (вызывающие рак).
  • ПАУ (полициклические ароматические углеводороды) — стойкие химические вещества, которые нелегко разрушаются, как ПХД. Их добавляют в некоторые пластмассы. Они являются возможным канцерогеном, а также могут вызывать другие эффекты.
  • Антипирены, химические вещества, которые действуют как разрушители гормонов, и пестициды также переносятся микропластическими частицами.Каждый из них может вызывать ряд вредных эффектов, которые зависят от типа химического вещества.

Опасен ли микропластик для человека?

Исследователи знают, что для многих из нас — и, возможно, для большинства из нас — микропластические частицы присутствуют в воде, которую мы пьем, по крайней мере, в некоторых продуктах, которые мы едим, и, возможно, в воздухе, которым мы дышим. Но они еще не знают, вредят ли нам частицы или их химический груз.

У микропластика, попадающего в наш организм, есть несколько возможных судеб.Некоторые из них перечислены ниже. Мы не узнаем, верны ли они, пока ученые не проведут соответствующие исследования.

  • Частицы микропластика могут покидать наши тела, не впитываясь или не выделяя своего химического груза.
  • Они могут быть поглощены, но могут быть быстро разрушены или устранены, прежде чем успеют нанести нам вред.
  • Они могут абсорбироваться, но затем инкапсулироваться, чтобы не повредить тело.
  • Частицы или химические вещества, которые они несут, могут быть недостаточно концентрированными, чтобы нанести нам вред, даже если они абсорбируются.
  • Частицы или их груз могут причинить нам вред.
  • Частицы, возможно, еще не причиняют нам вреда, но они могут причинить вред, если станут более концентрированными.

Некоторые исследователи предполагают, что микропластики, состоящие из наночастиц, могут быть для нас более опасными, чем микропластики, состоящие из более крупных частиц. Наночастицы имеют длину от 1 до 100 нм. Нанометр (нм) — это одна миллиардная часть метра или миллионная часть миллиметра. В исследованиях в других областях химии ученые обнаружили, что наночастицы вещества часто ведут себя в живых существах иначе, чем частицы большего размера.Наночастицы достаточно малы, чтобы проникать в клетки.

Настоящая проблема и потенциальные

Хотя нам не нужно паниковать по поводу существования микропластических частиц в нашем теле, я думаю, что они вызывают беспокойство. Основная проблема, связанная с частицами, заключается в том, что мы не можем избежать их попадания в тело. Мы должны пить воду и дышать воздухом. Употребление рыбы и других морепродуктов не так важно, но животные — питательная пища. Добавлять морскую соль в пищу необязательно, но некоторые виды обработанной пищи уже содержат ее.

Растущее количество новостных сообщений о том, как микропластик попадает в наш организм, вызывает беспокойство. Если ученые в конце концов обнаружат, что частицы вызывают проблемы со здоровьем — или если они в конечном итоге сделают это, если их концентрация возрастет — может быть слишком поздно, чтобы избежать проблем.

.

Как стать менеджером по охране труда и окружающей среде

Менеджеры по охране окружающей среды и безопасности работают над тем, чтобы организации соблюдали требования по охране окружающей среды и безопасности, независимо от того, где они расположены.

Чем занимается менеджер по охране окружающей среды и безопасности?

Менеджеры по охране окружающей среды, здоровья и безопасности работают с организациями (частным и государственным сектором) и для них, чтобы продвигать передовые методы работы для сотрудников. В основном они наблюдают за этими организациями, чтобы гарантировать соблюдение экологического законодательства в отношении безопасности на рабочем месте.Когда они работают в экологических ролях, речь идет об обеспечении принятия мер по защите окружающей среды от действий организации и обеспечении защиты людей от окружающей среды.

Владельцы бизнеса и старшие менеджеры должны всегда помнить о своих обязательствах в отношении здоровья и безопасности — экологических или иных — но им может быть сложно не отставать от постоянных изменений в законодательстве. Вот почему они будут нанимать специалистов по EH&S на постоянной или контрактной основе.Предприятия также могут увидеть преимущества найма профессионалов в этой области, которые помогут им сократить выбросы углерода или минимизировать воздействие на окружающую среду.

В некотором смысле они похожи как на специалистов по охране окружающей среды, так и на специалистов по экологической политике и планированию, но работают на прямом уровне с организациями, подпадающими под действие законодательства. Они требуют внимания к деталям, большой наблюдательности и знания экологического права. Они изучают процедуры и действия и ищут потенциальные опасности в повседневной работе.Когда человек получает травму, он часто будет лицом, проводящим расследование и составляющим отчет. Они могут быть вызваны в качестве свидетелей-экспертов для любой стороны в результате судебного преследования.

Научитесь отличать тренера по охране окружающей среды и безопасности от специалиста по охране окружающей среды и безопасности.

Где работает менеджер по охране окружающей среды и безопасности?

Для специалиста по охране окружающей среды и охране труда доступны два варианта работы.Многие из них будут работать на фрилансе или по контракту, будучи нанятыми для выполнения определенных требований, консультируясь с предприятиями и помогая разрабатывать политику. С момента введения в последние несколько десятилетий строгих политик в области здоровья и безопасности, этот сектор стал настоящим бумом.

В США около четверти квалифицированных специалистов по ОТ и ТБ работают в различных государственных органах. Те, кто интересуется окружающей средой или специализируется на них, обычно работают в государственных и национальных парках, федеральных исследовательских организациях, таких как EPA, NOAA и других.Общие специалисты по ОТ и ТБ будут работать в CDC, OSHA, NIOSH и других соответствующих государственных органах.

Частные предприятия могут работать практически везде, где есть требования по охране окружающей среды и безопасности. Это будет включать, но не ограничиваться: больницы, шахты и буровые установки, учебные заведения, на шоссе, технические консультации, фабрики, воздушные и морские порты, строительные услуги (включая строительство), наследие и сохранение и многое другое.

Какова средняя зарплата менеджера по охране окружающей среды, здоровья и труда?

Подробная информация не приводится в разбивке специально для специалистов по окружающей среде, но сведения о заработной плате, вероятно, будут аналогичными, поскольку дополнительное обучение не потребуется.В мае 2015 года средняя заработная плата всех специалистов по ОТ и ТБ составила 70 215 долларов. Общий диапазон составлял от 40 890 долларов (самые низкие 10%) до 102 980 долларов (самые высокие 10%). Самым высокооплачиваемым работодателем было федеральное правительство со средней зарплатой 78 510 долларов. На втором месте оказались профессиональные и технические услуги — 72 490 долларов.

Управление охраной окружающей среды, здоровья и безопасности Работа и описание работы

Менеджер по охране окружающей среды и безопасности является ценным ключевым компонентом в повседневной деятельности любого бизнеса.Это положение гарантирует безопасность операций для всех сотрудников, подрядчиков и посетителей. Менеджер по охране окружающей среды и безопасности требует, чтобы люди:

  • Иметь степень бакалавра в области гигиены окружающей среды, техники безопасности или гигиены труда с опытом работы не менее 5 лет в области гигиены окружающей среды и безопасности
  • Работать в офисе или много путешествовать по нескольким местонахождение компании
  • Обладают навыками тайм-менеджмента, способностью решать несколько задач и легко решать проблемы
  • Поддерживать письменные, устные и компьютерные коммуникативные навыки для передачи информации сотрудникам, менеджерам и подрядчикам
  • Применять все нормы и правила по охране труда и технике безопасности , законы и политики, касающиеся здоровья и безопасности внутри и снаружи объекта
  • Оценка рисков и выявление опасностей на рабочем месте для создания безопасной и здоровой окружающей среды
  • Организовать, идентифицировать и заполнить разрешения, касающиеся здоровья и безопасности, например как экологические разрешения, разрешения на пожарную безопасность и разрешения на эксплуатацию 90 033
  • Обучать сотрудников или бригады на регулярной основе по всем вопросам здоровья и безопасности
  • Обеспечивать надлежащее обслуживание оборудования, механизмов и всего объекта, такого как пожарная сигнализация и спринклерные системы, системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и места для парковки
  • Проходите регулярные проверки и аудиты для определения любых возможностей для улучшения, включая, помимо прочего, проверку аварийных генераторов, проведение учений по пожарной безопасности и испытание лифтовых систем
  • Возможность носить средства индивидуальной защиты, а также знание полезности и срока службы каждой детали
  • Осмотр и инвентаризация средств индивидуальной защиты

Менеджер по охране окружающей среды и безопасности высшего уровня наблюдает за деятельностью различных групп по охране труда и технике безопасности в крупном бизнесе и может иметь отдел для управления.Должность высшего уровня требует от сотрудников:

  • Степень магистра в области гигиены окружающей среды, техники безопасности или гигиены труда с опытом работы не менее 5 лет в области охраны окружающей среды и безопасности
  • Поездки на несколько объектов для наблюдения за операциями в области здравоохранения и безопасности
  • Управляйте командами по охране труда и технике безопасности, обучением, обновлением разрешений и техническим обслуживанием
  • Обеспечьте, чтобы все, включая посетителей и подрядчиков, входящие на объект, были должным образом обучены и контролировались в отношении всех рисков и опасностей
  • Управляйте всеми аспектами проектов EHS
  • Подготовка отчетов на основе результатов инспекций или аудитов для административных групп
  • Создание и систематизация отчетов и журналов всей информации о здоровье и безопасности
  • Общение на семинарах, семинарах и встречах
  • Персональное обучение для обеспечения актуальности знаний и сертификатов
  • Проведение аудитов и инспекции на всех внутренних и внешних участках предприятия.
  • Создавайте, обучайте и управляйте различными командами, такими как группы управления инцидентами и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Какова потребность в должностях менеджеров по охране окружающей среды и безопасности?

Несмотря на стремительный рост спроса на специалистов по ОТ и ТБ за последние пару десятилетий, ожидается, что в период с 2014 по 2024 год сектор вырастет примерно на 4%.Это половина темпов роста для всех типов рабочих мест в США. Спрос на менеджеров по ОТ и ТБ в области охраны окружающей среды может быть немного выше в соответствии с любым предстоящим законодательством, но вряд ли это будет иметь большое значение. Ожидается, что люди с учеными степенями найдут больше возможностей для трудоустройства, и большинству из них не составит труда найти работу.

Каковы требования к образованию, чтобы стать менеджером по охране окружающей среды и безопасности?

Степень бакалавра подходит для большинства рабочих мест.Тем не менее, с учетом ожидаемого снижения спроса на горизонте, специалисты по ОТ и ТБ могут изо всех сил пытаться найти работу в долгосрочной перспективе. Мы рекомендуем следовать специализации. Существуют степени в области охраны труда и техники безопасности, степени в области коммерческого права и многое другое, и они будут подходящими отправными точками для этого типа карьеры.

Чтобы получить специализацию в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности, кандидат должен будет пройти факультативные и несовершеннолетние курсы по экологическим наукам или экологическому праву. Технические предметы выгодны на уровне магистра, особенно для кандидатов, желающих специализироваться в такой области, как окружающая среда.Знания в области химии, экологии или биологии также могут быть полезны при работе в этом аспекте области, особенно при работе с опасными материалами и соответствующими специалистами, которые работают с такими веществами. Поскольку это практическая работа, работа на месте, а не исследовательская работа, докторская степень не требуется.

Управление безопасностью окружающей среды — Соответствующие степени

Какие общества и профессиональные организации есть у менеджера по охране окружающей среды и безопасности?

Следующие организации предназначены для профессионалов, работающих в области охраны труда и здоровья, а также в области охраны труда и окружающей среды:

  • BCSP : Совет сертифицированных специалистов по технике безопасности является крупнейшей организацией в США для профессионалов в области ОТ и ТБ, а не только для экологической безопасности.BCSP сертифицирует профессионалов, чтобы организации, нанимающие их, знали, что они получают лучшее.
  • OSHA : они являются крупнейшим поставщиком данных и отчетов о здоровье и безопасности на работе в стране. Управление по охране труда и технике безопасности предлагает помощь и консультации для бизнеса и предоставляет сеть для профессионалов
  • NESHTA : Национальная ассоциация по обучению экологической безопасности и здоровью публикует учебные курсы и руководства для специалистов по ОТ и ТБ по всей стране для тех, кто занимается проблемами окружающей среды. .

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *